Дрейфить. Охота на слова

Глагол дрейфить для меня оказадся слишком личным, как для Марти Макфлая из американского телесериала «Назад в будущее» слово трус. Это слово  ДРЕЙФИШЬ  я  слышал с раннего детства. Слово уникально тем, что оно не имеет формы первого лица единственного числа. Не скажешь «я дрефю или я дрейфлю». Это глагол совместных действий, как и глагол победить. Вместе мы победим! Или сдрейфим? А в одиночку действие не предсказуемо. Русский язык закладывает в слова возможности, результат которых можно будет оценить только потом.

Мне пять или шесть лет. Я пришёл с сестрою на берег пруда, она пошла купаться с девчонками, а я ушёл дальше, туда, где купаются мальчишки. Я держусь руками за песок и раскачиваюсь на мели туда-сюда.

- А дальше зайти дрейфишь? – слышу вопрос. Приходится вставать и доказывать, что могу и на глубину пойти. Так ведь я плавать научился.

Я учился в восьмом классе. В конце учебного года к нам на исправление из параллельного класса направили парня, не буду называть его имени. Он водился с дурной компанией ребят постарше и побогаче, он участвовал в каких-то налётах и кражах, стоял на учёте в милиции. Я удивительно быстро и легко оказался под его влиянием. Нет, в его компанию я не попал, на похождения по городу от нечего делать не ходил, но время от времени  несколько человек из параллели, у нас было три восьмых класса, оказывались вместо уроков математики или физики в горсаду, а там не закрытые на замок качели. Я вообще-то никогда  уроки не пропускал, а тут он предложил вместо контрольной по алгебре прошвырнуться до парка, это пять минут от школы. Его вопрос «Ты что дрейфишь?» действовал на меня магически.

В словаре у Владимира Даля читаем:
ДРЕЙФ м. морск. уклонение судна от прямого пути под ветер, увал; мера этого увала, в градусах, выражаемая углом между направленьем, по которому держат или правят и по которому судно идет, подвигаясь несколько боком. || Неустой на якоре в сильную бурю, таск, волока. || Положенье судна под парусами, поставленными так, что оно остается почти на месте, уваливаясь только немного под ветер; лечь в дрейф, принять это положенье. Дрейфовать, уклоняться от прямого пути, по которому правят, под ветер; уваливаться. || Тащить и тащиться с закинутым якорем, от силы ветра. Он или его дрейфует. || Валиться под ветер, лежа в дрейфе. По Волге говорят дрейфить, робеть, пятиться, отступаться от дела, не устоять. Фрегат подрейфовало немного. сдрейфовало с места, продрейфовало с кабельтов. говор. о якорном дрейфе.

В словаре у Даля нет того значения, в котором мы в детстве использовали глагол дрейфить.

А в  словаре Ожегова как раз в нашем значении. Но удивительно, что есть указание на первое лицо единственного числа. Я дрейфлю? Как-то не по-русски.  ДРЕ;ЙФИТЬ, -флю, -фишь; несовер. (прост.).  Трусить,  отступать перед трудностями. Не дрейфь!

Я не пришёл на контрольную по математике. Моего отсутствия на уроке никто как бы и не заметил.  Математику я не любил , вела её у нас классный руководитель. Я перестал ходить на уроки алгебры. На геометрию ходил. Она ни разу не спросила, почему я не хожу на алгебру. В мае у нас началась практика на заводе, а в конце апреля нам  выставили оценки за четверть, по алгебре у меня была двойка, на годовую оценку она не повлияла, но меня отрезвила. Больше ни разу  на  «Ты что сдрейфил?» я не реагировал и ни в друзья, ни в подручные  нового одноклассника не попал, хотя он очень старался.

Этот небольшой опыт оказался весьма нужным и полезным. Он показал, как легко отклониться от магистрали и быстро попасть на обочину. Материальное положение моей семьи не позволяло мне отклоняться. За своё место под солнцем надо стоять.
Годом раньше на экраны вышла кинокомедия «Неподдающиеся». Был там герой, который сбивал показатели в цехе и в бригаде. Новый наш одноклассник  чем-то походил на Толю Грачкина (актёр Юрий Белов»), но киношный герой добрый и безобидный, просто он не организован и не любит ходить строем. А тот, кто к нам пришёл, нуждался в прислуге, которую можно купить за теннисный шарик или приглашение на вечернюю вылазку. ..

Я уже вспоминал  сейчас о другом киногерое из 1985 года - Марти Макфлае, исправляющем своё прошлое и некоторые события в прошлой и будущей жизни своих родных и изобретателя машины времени Эммета Брауна- Дока. На редкость умный фильм, заставляющий думать, но и одновременно открывающий Окно Обертона и снижающий цену реальной жизни. Похоже, не без его влияния появилась вскоре масса  компьютерных «стрелялок», эпоха которых продолжается и в наше время.

Остаётся напомнить об одном английском слове с просто огромным числом значений.

Это существительное drive / драйв/ со значениями езда, прогулка, поездка; подъездная дорога, просека, аллея; кампания; борьба; стимул, побуждение; влечение; привод, передача; удар (по мячу), подача в теннисе; дисковод, механизм натяжения и т.д.

Это глагол drive в значении управлять, подвозить, отвозить, отправлять, гнать, загонять, забивать, затягивать и другие.
Обидно, что драйф ныне засоряет наш язык и делает его не совсем понятным.


Рецензии