АБС 11. Седьмой, восьмой и девятый вопросы царя

VII. И стал царь задавать ему вопрос за вопросом. Спросил он Бен Сиру: «Зачем было создано перденье?»

Сказал ему:

«Если бы не пускание ветров, человек, в случае поноса,  испражнялся бы в штаны. Но когда человек чувствует, что он собирается пердеть, то идет и справляет свою нужду, а не сгорает от стыда, сидя в загаженной одежде».



VIII. «Почему в каждой пОре  на теле мужчины есть два волоса, а в каждой пОре на голове только один волос?»

Сказал Бен Сира:

«Создал Святой, благословен Он,  один волос для каждой поры головы, потому что, если бы Он создал два волоса для каждой поры, помутился бы свет очей человека. (1) То же самое относится и к миру. Если бы две капли дождя упали в одну пору (2), мир был бы разрушен, потому что воды было бы больше, чем во время Потопа. Вместе с каждой болезнью Святой, благословен Он, создал и лекарство от нее ".

Сказал ему: «Счастлив ты, сын мой, ибо Святой, благословен Он,  открыл тебе все это!»



IX. «Для чего были созданы комары? Они живут на свете только один день, затем погибают, а другие создаются».

Сказал ему:

«Ради одного комара, которому суждено наказать злодея Тита. (2) «Остальные были созданы для того, чтобы сохранить потомство воронов. Когда их дети выходят из яиц и попадают в свое гнездо, родители убегают от них. (3) Но потомок взывает к Богу, как сказано: «И воронятам, которые кричат» (Псалом 147: 9), и Он приводит комаров к их рту, они едят их и живут в течение трех дней. После этих трех дней дети становятся черными, и их родители возвращаются. Таким образом, Бог создает лекарство до болезни».


Иллюстрация: император Тит Флавий Веспасиан.


(1) Баба Батра 16а: «Создал Я множество волос на голове человека, и каждому из них я создал свою пОру, чтобы не питались  два волоса из одной поры, ибо если бы два волоса питались из одной поры – помутился бы свет очей человека». (перевод Арье Ольмана)

(2) В первоисточнике стоит одно и то же слово – гума (гимель, вав, мем, алеф). Из гумы растет волос, и в гуму падают капли дождя. ЯЗ.

(3) О Тите, см. Гитин 56б; для воронов, см. Кетубот 49b и Левит Раба 19:1.

(4) Так как они белые, вороны не похожи на воронов.

Комментарий ЯЗ.

Ктубот 49б: «Но  разве вороны заботятся о своих птенцах? Разве не сказано: «Дает Он скоту пищу его, воронятам, которые кричат» (Тигилим147:9)?. Нет здесь затруднения: одно сказано о белых воронятах, другое – о черных» (перевод Арье Ольмана).

Согласно комментарию Раши,  вороны не заботятся о своем малолетнем потомстве, не похожем цветом оперенья на них самих (белые), но о подростках начинают заботиться.

Гитин 56б: Отбыл Веспасиан и послал вместо себя нечестивого Тита… Это тот самый нечестивый Тит, что поносил и оскорблял Небеса….Взял завесу, сделал из нее подобие корзины, собрал всю утварь святилища, положил туда, погрузил на корабль и отправился в свой город….Поднялась на море огромная волна и едва не потопила корабль…. Только сошел Тит на сушу, как комар залетел ему в ноздрю и долбил ему мозг семь лет. Как-то, когда проходил Тит мимо ворот кузницы, услышал комар грохот кузницы и затих. Сказал Тит: Все же есть средство против этой напасти. С тех пор ежедневно приводили к нему кузнеца, чтобы тот бил молотом рядом с ним…. Так продолжалось тридцать дней, но потом комар привык.
Учили в барайте: сказал рабби Пинхас бен Аруба: был я среди римских вельмож, и когда Тит умер – вскрыли его череп, и нашли там как бы воробья (т.е. комара, величиной с воробья) весом в два села (около 40 граммов). (перевод Арье Ольмана)

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/26/2013


Рецензии