Путешествие из Петербурга в Петербург. Глава 11

Путешествие из Петербурга в Петербург.

Глава 11.

Шанс.

Петергоф. Как много в этом звуке… Собственно, комплекс, посвящённый Петру, - это огромная территория, ежедневно и ежечасно подстраиваемая, подсушиваемая, подсаживаемая, подкрашиваемая и подстригаемая. Из растительности очень много лип. Это дерево выбрано из эстетических соображений: липа прекрасно переносит стрижку. Ландшафт оценивают не только люди - утки, белки, выдры… Если бы предупредили заранее, принёс хотя бы пару орешков. Место почти райское, и киношники не преминули воспользоваться здешней красотой, сняв фильм «Соломенная шляпка» (помните «Иветту, Лизетту, Мюзетту…?»).
Экскурсовод обращает внимание группы на молодого человека, озабоченно выводящего травку, осмелившуюся вырасти вдоль бордюры («работа незаметная, постоянная, адская»). Борца с сорняками мы понимаем и в душе сочувствуем ему: в собственных огородах на некоторые сорняки мы давно плюнули.
Когда-то царское окружение выращивало на грядках Петергофа лекарственные травы. Люди, следуя привычке всё преувеличивать, добавили к целебным травам овощи и фрукты. Получилась красивая легенда о царствующих огородниках, которую Романовы опровергать не стали…
Фонтаны - главная достопримечательность края. Описывать их бессмысленно: надо видеть собственными глазами, ощущать мощь водных потоков, внезапно высвободившихся из «подземного плена». А что до Самсона, этакого ветхозаветного Геракла, золотого и омываемого со всех сторон тоннами воды, так немцы во время войны считали его изваяние не менее важным, чем чашу Грааля… Но поскольку описаний собственно фонтанов и Самсона встречается много, не станем повторяться - сосредоточимся на менее знаменитом. На Эрмитаже, например.
Путать Эрмитаж (с французского «сermitage», место уединения) с музеем мировой славы не надо, так как оказавшийся на нашем пути павильон XVII века на краю моря представляет собой двухэтажный особняк с балкончиками. На нижней площадке располагалось место для разогрева пищи, а также пребывания охраны и прочего персонала, коему не дозволялось подсматривать за развлечениями высоких хозяев. На втором этаже картины на стенах и большой стол, который хранит многие светские тайны, почерпнутые из разговоров знатных особ. Ради туристов его сервировали и представили обеденным, хотя, думается, хозяева вполне могли бы на нём перекинуться в картишки и иные азартные игры. Очевидно, для поддержания духа таинственности и ради желания убедить посетителя в том, что вопросы здесь поднимались чрезвычайно важные, деликатные, туристу не позволено здесь фотографировать. Во избежание лишних ушей лестницы не предусматривалось. Вы спросите: как же тогда слуги попадали на второй этаж? А по лифту! К сожалению, прообраз первой в России установки по подъёму не действует с тех самых пор, когда во время посещения собрания Екатериной II последняя стала участницей аварии. Представляете, царицу пришлось вызволять со второго этажа при помощи приставной лестницы, а на беду, к высоте Екатерина Ангальтовна относилась с великим ужасом. Вот почему лифты не получили распространения в России: пострадавшая запретила их своим указом.
Помимо Самсона, вокруг множество прочих статуй. На одну из них, красивого обнажённого юношу, с улыбкой указывает экскурсовод:
- А это Адам. Определите, что у этого человека не так.
Мужчины, женщины обостряют внимание и …ничего необычного не находят - всё «на месте». Как всегда, ответ изящен и прост: автор работы, конечно, ваял с натуры, но, по всей видимости, забыл, кого ваял. Адам, как известно, не был рождён женщиной - тогда почему у него на животе пупок, след от пуповины?
- Вы у меня такие дисциплинированные. Не из Белоруссии случайно? - делает комплимент экскурсовод нам, своим клиентам.
- Не из Белоруссии. Из Украины, - отзывается высокий мужчина, глава семейства.
- О! И вы нас ещё любите?
- Мы вас всегда будем любить... Мы с Донбасса.
Ответ заранее заученный, вымученный и явно неискренний - какой там Донбасс!
Словно подтверждая мою догадку, я слышу шёпот одного из мальцов:
- Пап, ты же учил, что не надо говорить, откуда мы…
Только теперь я начинаю понимать, почему люди в автобусе как-то странно напряглись, когда нашу вятскую троицу направили в жёлтый автобус с украинскими номерами. Не просто так они волновались - причина имелась веская: война.
…Такая она, современность - из догадок, наблюдений, недоразумений... История учит народы: объединяйтесь; современность же, подверженная эмоциям, сиюминутности, разделяет. «Наш человек» на окраинах сбит с толку, отравлен ядом его же недругов. А надобно жить сообща, под «одним царём» - тогда у русского мира появится шанс…

Ссылка на ВК с иллюстрациями:
https://vk.com/id200644765?w=wall200644765_606


Рецензии