Четырехглазая собака. 28. Старая песня о...

И снова мне хотелось бы поговорить об интеллекте животных, и собак в частности, потому что постоянная жизнь рядом с существами иной породы, но в то же время столь похожими на нас, дает бесконечную пищу для размышлений...
На основании того, что собаки (и большинство других животных) в силу строения голосового аппарата неспособны воспроизводить человеческую речь, мы зачастую отказываем им в праве на собственный язык, и соответственно, разум вообще. Насколько это несправедливо, я неоднократно пыталась показать в предыдущих главах. О то, что животные значительно умнее, чем было принято считать раньше, пишут сегодня и многие ученые. Но где предел их способностям, и есть ли он? Не успеют ученые открыть очередную истину, давно известную владельцам домашних (и прирученных диких) животных (например, способность животных к состраданию), как перед ними открываются все новые и новые загадки...
Мы привыкли думать, что если некоторые птицы и обладают способностью к воспроизведению человеческой речи, то делают это бездумно, что это просто бессмысленное повторение ничего не значащих для птицы фраз. Но американская исследовательница Айрин Пепперберг, работающая с серым попугаем жако по имени Алекс, научила его называть предметы, их форму, цвет, материал, из которого он сделан. Птица осмысленно отвечает на вопросы!
Горилл и шимпанзе успешно обучают языку глухонемых (в силу строения их голосового аппарата, они неспособны произносить слова человеческой речи). И обезьяны успешно осваивают этот язык, строят на нем длинные, осмысленные фразы, объясняют свои желания, выражают просьбы или даже строят абстрактные фразы на основе сообщенных им сведений! Так, знаменитой горилле Коко, которой давали на воспитание котят, однажды сообщили, что один из ее подопечных погиб. И горилла выразила искреннее горе, сказала на языке глухонемых: "женщина плачет" (имя в виду себя).
ВОроны способны освоить товарно-денежные отношения. И получив менее ценный кусок пищи (например, хлеб), не есть его сразу, а обменять на более ценный (кусок мяса). Или же, получив жетон, который, как они знают, впоследствии, можно будет обменять на кусок мяса, не выбрасывают его, а в нужное время приносят и получают свою порцию пищи.
Но это все относится к явлениям, которые мы можем непосредственно видеть и слышать, и к тому же, довольно-таки далеко от наших собак. Так что давайте рассмотрим более близкие... и более загадочные примеры.
Канадский ученый Фарли Моуэт исследовал поведение полярных волков. В его книге "Не кричи, волки!" описан такой эпизод: однажды к нему в гости пришел знакомый эскимос, однако, через некоторое время он стал довольно спешно собираться домой. На вопрос "в чем дело?" - гость ответил, что к нему только что пришел родственник. "Но как ты узнал?" - изумился Моуэт. И эскимос ответил, что он только что услышал, как один волк передал другому сообщение, что через его территорию прошел человек. Моуэт ему, тогда конечно, не поверил. Но впоследствии убедился в правдивости его слов.
Каким образом было передано это сообщение, и почему эскимос услышал его, а Моуэт - нет? Был ли это некий ультразвук, или сигнал в обычном голосовом диапазоне волков, на который ученый просто не обратил внимание? Или вообще - сигнал напрямую от мозга к мозгу, то, что мы называем телепатией? Книга не дает ответа. Однако чем больше я общаюсь с собаками, тем больше убеждаюсь в том, что они способны передавать друг другу сигналы мгновенно и в неслышимом для нас диапазоне. Что это именно - я не берусь судить. Просто пара фактов.
У Эсти есть подруга - ротвейлер по имени Вета. В молодости они с ней очень хорошо и весело играли, сейчас же на прогулке они почти не обращают друг на друга внимания, каждая занимается своим делом. И тем не менее, общество друг друга им явно приятно - они периодически подходят друг к другу, обнюхиваются, и снова расходятся по своим делам.
Несколько дней назад хозяйка Веты опаздывала на прогулку, и сказала, что они придут, но чуть позже. И пусть мы идем вперед, а они нас постепенно догонят. И мы пошли вперед довольно медленно, Эсти,  как обычно, пристроилась у моего кармана. И вдруг она встала, подняла голову, развернулась... и медленно пошла назад. Никогда раньше она не делала ничего подобного. Уверяю, что не было ни видно и не слышно ничего сверх обычных уличных шумов. Конечно, можно предположить, что изощренный слух собаки уловил знакомые шаги, но дело в том, что и раньше нередко случались такие ситуации (хозяйка Веты Аня чуть-чуть опаздывала) и Эся никогда себя подобным образом не вела. Единственное, чем я могу объяснить такое поведение - это кратким обменом сообщениями между собаками: "Иду!" "Слышу и жду!"
И вот вам другой пример. Наверное, нет на свете собаки, которая была бы равнодушна к белкам. И наша Эсти, конечно, не исключение. Белочки - это наше все.
Но... белочки ведь умеют лазить по деревьям, а собаки - нет! И в молодости Эся проводила немало минут, задрав вверх голову и даже стуча лапами по стволу дерева, пытаясь убедить белочку слезть. С возрастом она поняла бесплодность таких попыток, но... азарт-то остался. И вот загнала Эся на дерево очередную белочку. А где-то поблизости в это время бегал Ромашка. Я не услышала, не заметила ничего. Но она явно подала ему какой-то сигнал, и он тут же примчался, уселся в снег, и уставился на ту самую белочку, которую нашла Эсти. А она... с чувством выполненного долга встала и пошла по своим делам. "Передала" добычу.
Вот и понимайте все это, как хотите, сами.
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/02/02/207


Рецензии