В плену Снежной королевы

     Скажи, пожалуйста, дружок, любишь ты сказку про Кая и девочку Герду? Герои сказки Снежная королева, может, являлись к тебе в твоих снах? Нет, не приходили?  Может, тебе эту сказку еще не прочитали? Или не видел ты мультик о них, или фильм в кинотеатрах? Если, нет, не расстраивайся сильно, ведь в своей жизни ты еще все успеешь совершить!
    
     Я тебе сегодня расскажу не сказку, а, скорее, рассказ, полу-быль про мальчишек, немного тебя постарше.
    
     Историю эту снежную и ледяную, что случилась с детками в конце зимы - весны начале, я услышал от своего деда, когда я был ребенком, как и ты.
      
     Итак, мой малыш смышленый, устраивайся на своем уютном кресле, или диванчике, и слушай сказ о том, как один мальчишка в своих снежных играх не разумно, не случайно, попал в плен Снежной королевы, Ледяной принцессы.
      
     Вовка, Петька,  Васька и Андрей, ученики третьего класса одной из школ нашего поселка, любили поиграть в мушкетеров. Вовка, который всех ребят плотнее телом, был Портосом. Петька, самый веселый, был Атосом. Самый красивый из всех (все ребята это признавали), Васька, был, конечно, Арамисом. А самый задиристый, весьма подвижный, главное, самый смелый из всех (он это доказал не раз), Андрейка, был Дартаньяном.
      
     Были у наших мушкетеров, как то и положено, и дамы их сердца.
    
     Истории битв и сражений наших героев за своих дам, мы еще не раз с вами услышим.
      
     А, пока, поведем разговор о взаимовыручке и мужской смекалке в отношениях молодых мужчин.
      
     Закончилась самая длинная и нудная для «мушкетеров» учебная четверть. На последних уроках труда, которые все очень любили, мальчишки изготовили не большие снеговые лопаты. Лопаты эти Василий Петрович, любимый «трудовик», ребятам  подарил за их отличную учебу.
      
     Конец марта в Приморье изобилует сюрпризами погоды: то снег полетит с облаков внезапно, то дождик хлынет проливной, а, то, и ударит мороз, снежинкой белой, чуднЫм рисунком украшая стекла домов. Может и солнышко выглянуть весеннее, своими лучами прозрачные сосульки звонко по крышам домов развесив.
      
     Самое удивительное то, что на наших речках не больших в это время образовывалась многометровая и многослойная наледь.
      
     Структура льда той  наледи, это не знали наши мальчишки, была очень опасна для жизни людей.
      
     Представьте, друзья, длиннющий слоеный пирог из четырех-пяти коржей льда водяного с прослойкой крема-воздуха морозного. По своей высоте этот «пирог» мог достигать до трех, четырех метров при длине до двухсот метров, а местами, до полукилометра. Причем, высокие берега речек во льду, сливаясь с  этим «пирогом» в чудесном наклоне, были для наших мальчишек не хуже американских горок.
      
     И, вот, в один из солнечных мартовских деньков каникул, оседлав своих коней, лопаты снеговые между ног, пришпоривая их ударами прутьев лозы, мушкетеры наши штурмуют эти прекрасные горы.
      
     Гоняют они по ледяным прериям на своих мустангах, аж, пыль снежная кругом стоит столбом. 
      
     Слышны крики Портоса, песни смешные - Атоса, забавные считалки  - Арамиса и боевой клич  - Дартаньяна.
      
     Мальчишки так игрой увлечены, что уже себя видят в сражении за честь любимых  дам, за короля, с бойцами кардинала.
      
     Гвардейцы кардинала в виде ледяных столбов наледи на льду стоят, также рвутся в бой, за кардинала.
      
     На своих снеговых лопатах-мустангах в вихре пыли ледяной острыми шпагами из штакетника мушкетеры их и поражают.
      
     Повержен враг, столбы стеклянные разбиты в осколки ледяные. Враг пленен. На крепости врага, остатках сухого дерева посреди реки, водружается знамя победы, красная обложка дневника Дартаньяна.
      
     Мушкетеры празднуют победу, устраивая торжественный обед-пикник на полянке, у весенних проталин, у берез.
      
     Какие сегодня на том обеде чУдные блюда подают. Вот осетрина на шампурах стальных (обжаренный на костре гальян и усач). Вот вам, господа, и красная икра (брусника, еще с мороза, из  бочки). А вот, друзья, вам и кабан, зажаренный на огне, на вертеле (кусочки жареного сала с хлебом ржаным на костре, на прутьях лозы). Вот вам, победители, и крепкое вино (брусничный морс и отвар шиповника, сок березовый).
      
     Пьют за победу мушкетеры, солидно закусывают. Отдыхают наши, как бы, господа, развалившись на солнышке на сухих пригорках. Счастливы они, заслужена ими победа, заслужен отдых.
      
     Проходит полчаса для наших мушкетеров в полудреме, истоме сладкой от весеннего тепла.
      
     Время переваливает за полдень. Казалось, что мальчишки, наигравшись на льду, зная всему меру, домой пойдут. Но как тут уйдешь? Ведь все у них давно готово к второй, главной, части игры. Она потребует от наших героев смелости, нужных знаний, большого внимания и, увы, осторожности.
         
     Смелости мушкетерам было не занимать. Отличались они и завидным вниманием на уроках. Вот, только, слегка им не хватало тех знаний и той осторожности, которые  бы позволили им достойно закончить игры все.
       
     Заранее, еще в школе, а, потом, в одной из совместных игр-встреч на улице, друзья наши неразлучные составили план игры в ледяных лабиринтах ближайшей речки, никому об этом не сказав.
       
     Были у них с собой даже два фонарика: один ( простой, круглый)  – у Петьки, и второй, всем на зависть, с плоской батарейкой, трехцветный -  у моего деда, Андрея.
       
     Фонарики нужны были мальчишкам для освещения пространства подо льдами  наледи речной. Нужны они были лишь для страховки, на всякий «пожарный» случай. Дело в том, что дневной свет проникал хорошо лишь под верхний слой наледи, похуже – под его второй. Ну, а под третьим слоем, тем более под четвертым слоями была уже темнота.
      
     Мальчишки наши условились заранее не проникать на третий и четвертый ярусы льда. Была у наших героев и пара топориков для прорубания входа-выхода из лабиринта подледного.
      
     Сразу оговорюсь, дружок мой умный, что ребята наши, глупенькие, играя в прятки со своей судьбой во льдах той реки, могли бы не только потерять свое здоровье, нанеся себе не поправимые  увечья, но, даже, могли и распроститься со своей жизнью. Вот так - то, дружок.
    
     Играть в покорителей Севера начинают наши герои.
      
     Разбиваются они на две группы, в каждой из которых присутствуют и топор, и фонарик.
      
     Выбирают ребята наиболее прямой участок ледяной наледи протяженностью около ста пятидесяти метров. Посредине этого участка пробивают топорами отверстие, в которое вставляют тонкий сухой ствол лиственницы, пробивают им второй слой наледи.
      
     И, ведь нужно же, я думаю сейчас, этому массовику-затейнику, моему деду-мальчишке, придумать такую игру! Да, полет фантазии моего деда с самого детства был безграничен. Недаром, в нашем семейном архиве присутствуют сотни свидетельств о его правах на изобретения. Но сейчас речь не о том.
      
     Итак, задача игроков, подо льдом первого или второго яруса достичь в минимальное время Северного полюса (сухая лиственница во льду).
      
     Чтобы все было по честному, тянут друзья жребий, кому достанется первый ярус.
      
     Деду моему выпадает второй ярус.
      
     Не знаю, что чувствовали  ребята подо льдом на первом ярусе, но, со слов моего деда, на ярусе втором приходилось им перемещаться подо льдом почти во мраке ночи. Один раз ему и сподвижнику его показалось, что они в ледяной могиле, до того им стало в  этой темноте жутковато. Они уже слышали, что ребята с первого яруса обогнали их.
      
     Пришлось им поспешать, держа друг друга, уже в не понятном испуге, за руки. На одной из ледяных неровностей дед поскользнулся, упал, выронив фонарик и топорик из рук. Отпустил он и руку товарища.
      
     Встает мальчишка, маленький  дед, на колени, ни зги не видно. Ощупывает он кругом себя все руками. Нет рядом его товарища, нет ни фонарика, ни топора.
    
     Делать нечего. Продолжает движение «на север» мой дед, полусогнувшись, на ощупь. Проходит какое-то время, проваливается он, как оказалось, на четвертый  ярус. И, вот тут-то он и понимает, что попадает в плен к принцессе Ледяной!
      
     Ну, что тут будешь делать? Начать паниковать и беспорядочно «шарахаться»  в  темноте по льду последнего яруса, - провалишься через его лед в воду и утопнешь.  Будешь стоять, или сидеть на одном месте, к ночи совсем замерзнешь. Прополз дед метров пятнадцать, двадцать, по льду, наткнулся на какое-то полусухое дерево, чудом оказавшееся подо льдом.
      
     Слава богу, отец ему уже в те годы прививал навыки выживания в экстремальных ситуациях. Наломал мальчишка руками (их изранив острыми краями сухой древесины) веток, сложил небольшое гнездо на льду, улегся на  нем калачиком и стал ждать счастливого поворота своей судьбы.
         
     А в это время, все его трое друзей на льду реки после часовых поисков его подо льдом даже в свете лампы фонарика, бегом отправились за помощью к родным в поселок.
      
     Взрослые, ты, дружок, конечно, знаешь, быстро и грамотно принимают меры к спасению попавшего в беду человека.
       
     Через полтора часа спасатели с собакой обнаружили моего деда живого, но, уже спящего, на охапке хвороста у большущей проруби во льду реки на четвертом ярусе наледи, у переката.
       
     Как ты считаешь, мой малыш, хорошо было маме, отцу, братьям и сестрам деда - мальчишки узнать, что  во льдах наледи коварной пропал их сын и  брат? Подумай!  Реши, кто здесь был прав, а кто и виноват!

      


Рецензии