Откровения Семейной Саги 1

Людмила Корина
Была ей нужна для свободы бумажка...

Сюрприз для родственников - рождение Миши

О том, что беременна, летом 81го года я от гостей из Д-ска и родственников в Твери скрыла. Рождению Миши порадовался Вадим, но в конце письма осторожно разведывал, как  им с братом  посетить музеи Италии. Остальные, изумившись,  поздравили - вот уж удивила, так удивила! В свои 44 на фото с 3х месячным малышом я выглядела молодо. Меня  в Твери родня мамы считала видимо за корову яловую, но дойную. Ты, говорит одна двоюродная другой, сядь, а то упадёшь, Людка то наша – ребёнка родила…  И она же восхищалась красотой моего сына впоследствии.

В астрологии женщинам-овнам вердикт выписан- враждебна вам близкая родня, но вы своих до старости опекаете.

Последняя фраза в поздравительном письме отца – “мы тебя искренне поздравляем и радуемся  твоим успехам в личной жизни”.( О том, что ребёнок может родиться без успехов в личной жизни , на последнем дыхании  и  на очередном трагичном изломе, они  в голову не брали). В 77м  мне  дарили проблемного подростка, с которым они замучались.

Щедрый папхен - вот тебе подарок от  нашего семейства, не просто “вольная” на запад в виде бумажки. Ну, ты смотри, мы её в 38 лет списали, а в 44 она  родила,  на фото этот пришелец смотрит на нас всех строго,того и гляди, к ответу призовёт.

Дорожная карта

Эта давиловка  Бориса длилась годы, попытка – не пытка. Переписать на себя мою московскую квартиру. Занозились на идее-фикс. До рождения сына меня за 5 лет судьба и так и эдак за кордоном испытывала  - держись, и я держалась.  Тверская ветвь пробует своё не упустить, в Брежневской вотчине задолбали – не забудь расплатиться за “вольную”(Не впрямую – подтекст). Но игра с судьбой шла впустую – мал золотник (квартирка та), да дорог. Не давала мне судьба пропасть,  хотя не раз  к пропасти подводила.

Казалось, упёрлась в очередной  тупик –нЕкому приглашение на приезд в Москву оформить, а если бы могли, себя бы навязали- ты не на свою жизнь выруливаешь, а наши проблемы решаешь. По туристской на недельку за тысячу  валютных(а где их печатают?)- в гостинице  мне говорят- у вас своя кооперативная, дома и ночуйте, а ваучер как неразменный пятак… Свобода! И билет в оба конца рублёвый,  купе на двоих,  Европа из окна, и не только впригляд.  Поехали…

За сто поездок перевалило - 30 лет в пути-дорожке фронтовой через пять стран с 18ю проверками. Венгерская ж\д в тотальной забастовке под чёрными флагами. Тут без шуток добирались как сирийские беженцы в 2015м, но,  узнав про Будапештские бани, раз двадцать холили себя в этом лучшем в Европе комплексе бассейнов, и пикантные колбаски ели в городе непременно.

В Загребе на 2хчасовой остановке ноги сами вели к погребку, к слоёным треугольным пирогам с душистым мясным фаршем. А украинские бабушки горячую картошечку укропом посыпят и с баночкой сметаны за копейки у вагона продают. Рыба  копчёная. Но я не из  голодающей деревни приехала – всю переводческую жизнь в лучших ресторанах  страны кормилась.

Была ей нужна для свободы бумажка. Сгодилась она, как  в тюрьме подтирашка
Получается, что сгодилась.Дорожная карта такая выпала.

Для выезда заграницу нужна была расписка родителя, что материальных претензий  не имеет.  В эйфории знакомства с его семьёй в 75-77м и моих подарков  родитель  не сразу спохватился  - долговую расписку не взял, так бы дочь голой в Африку пустил, либо не польстилась бы она на бумажку-подтирашку.

У него эти претензии, как у крохобора со стажем, всплыли. Я бы ему подсчитала, как сейчас, что его расходы на моё содержание  были меньше алиментов до 18 лет.”Ах, попалась, птичка, пой, не уйдёшь из сети…” Жаль стало братцев, рассказывали, как отец   над ними мудровал, а Верушка его сторону держала. И стали меня обминать со всех сторон. Прожил папаша мафусаиловы века,до 95ти, а птичка  в 50 и впрямь запела…

Планы  брата поездки в Италию, отсроченные пока на 37 лет

Списки заказов Борис перестал составлять, сестра и так братьев одевала - обувала, но  в 82м обоим юношам захотелось познакомиться с искусством Италии( у меня как раз ребёнок родился и в пустой гарсоньерке Герси после его переезда в Рим на 14 метрах стояла узенькая раскладушка) - им это в голову не приходило   - как можно оформить документы приглашения, которые всё усложнялись, оплатить тысячные расходы в рублях  и валюте на трёх взрослых плюс ребёнок, в каких гостиницах мы будем жить, в каких ресторанах питаться, на каком транспорте передвигаться…

Шестимесячный ребёнок на руках или в коляске, проснётся и кричит, есть просит, и из залов музея нас погонят…В 91м Борис свалил на Запад по гостевой визе в Ирландию и стал невозвращенцем. Там он понял, что значит пригласить к себе гостя, оформил раз приглашение брату, но в 2007м у того не было денег до Киева за визой доехать, а должность хорошая наконец поманила только в  2011м.

Первые лет десять Вадим намечал: заработаю тысчёнку зелёных и поеду. Не удавалось отложить и сотню, хотя   молодая семья была окружена заботой , подстрахована во всём: Борис с первых нелёгких заработков купил квартиру в центре Дн-ска  в старом доме, отец стал отдавать всю пенсию, сестра переправляла баулы с одеждой, мать преподавала 13ти ученикам, частные уроки английского и немецкого до 83х,  с надеждой спонсировала бредовую идею сына  - с любительской бригадой разъездного цирка объезжать школы, детсады и пионерлагеря семье в убыток. Вадим из года в год крутился и вкалывал, как заводной,  за смешные деньги.

Спонсоры цирка, отец и мать, приближались к предельному возрасту. Внуку Ярославу  уже  тридцать, учится с перерывами на платном ф-те в строительном лет десять. После смерти С.В. в 95 лет внук живёт у бабушки, помогает, в магазин за продуктами ходит. С должности бутафора в театре   за 20 лет брат поднялся до Завпоста. Зарплата выросла, а гривна  обвалилась. Война гражданская   и раздрай на  Украине нескончаемы, этот бедлам не заглушишь новыми постановками и не отвлечёшься поделками маскарадных масок. Квартиры матери и Бори без капитального ремонта ветшают.

Кто-то в высших сферах, наблюдавший с тех пор за проектом поездки по музеям Италии,  вот уже 37 лет не даёт мечте  Вадима осуществиться. Как отрезал. Да и сам он по наивности волынил, играя и заигрываясь,  когда в 82м в письме сформулировал, казалось, такую милую и выполнимую мечту. В 2015м наконец оплатил загранпаспорт, с отпечатками пальцев. Поинтересовался в инэте, что там нужно, если по приглашению.

Простенький кроссворд, наподобие сказки про Ивана-Умничка и Змея Горыныча, из 10 пунктов. Спросил меня: “И шо мне теперь делать?” Посоветовала полюбить свою мечту, наверняка она его от других бед спасает. Гастроли театра в Европу, о них поговаривают. Как говаривал Вячеслав Клыков – въеду в Европу на белом коне…

Пешком  иду по Лондону с чемоданом и ребёнком в коляске

Сама уже лет семь в Италии, но в поездку чего-то посмотреть не выберусь. Это случилось в 84м, когда меня выгоняли с кричащим ребёнком в коляске из Британского музея в Лондоне. А я успокою его, обойду здание и по новой за первую возможность самой подлинники увидеть цепляюсь. И так три раза – выгонят из зала, а я опять с коляской прусь. Четыре года  ездила на рублёвых круизах(это была временная привилегия замужних за иностранцами русских жён и граждан соцстран).

Один раз, чтобы добраться  поглубже до континента, а не  с моря, продала подруге  единственное, что было - картину-натюрморт П.Ф. Глобы. Денег на 10 дней примерно тысяча долларов, немного, экономлю. В Лондоне в трёх гостиницах отказались разместить мать с ребёнком в коляске. Дали адрес пансионата. Я его помню с тех пор как своё имя – Финчли Роуд, 539.

Не взяв такси, ищу-брожу днём по жаре, в левой руке тяжёлая сумка, правой коляску толкаю. Хозяйки пансиона мать и взрослая дочь были добры к нам. Поехали мы на прогулку по Темзе и потом купались. Малыш крутится, как заводной, мороженое просит. Потеряли несколько фунтов, рассчитанных на завтрашний отъезд. Пробую продать золотую цепочку с шеи – менялы предлагают гроши. Уже кричит колясочник, пить просит.

Захожу в банк – от волнения заговорила по-итальянски. А это итальянские служащие. Отсчитали больше ста фунтов – сто одной бумажкой и меньшими купюрами. На радостях на Трафальгарской площади  напились и наелись в МакДональдсе. Садимся в поезд, перевозящий нас на барже через пролив. А сотня неразмененная, в поезде нет буфета, фунты уже не принимают, на пересечении границы из вагона не выпускают. Малыш кричит: Аква, Аква! Соседи пьют из бутылки и делают вид, что не понимают. Комок в горле, в туалете смочила ему губы непитьевой водой, может и сделал глоток-два с моей ладони, его стало тошнить. Так и приехали в Геную с  сотней фунтов…

Письмо отца  будто  залито слезами 

Моё сближение с семьёй отца и знакомство со мной сводные братья восприняли  почти восторженно. Дай-дай подростков ещё понятно: джинсы, кроссовки, магнитофон, последние пластинки модных западных певцов:”В этом письме у нас к тебе следующие поручения, и это пока всё…” Говорить им о своих проблемах? Да они их  не интересовали. Я тысячу преград преодолела, а юношам 18-20 лет казалось, что сестрица в райские кущи попала и там в распределителе подвизается управляющей.

Знала ли я, устраивая им и племяннице Московские каникулы в 75м, что от эмоциональной закрытости родителей, их аскетических принципов ,  представления  ребятишек  о жизни так перевернутся? Если у младшего огни столицы и дары сестры превратились в нескончаемую сказку, главное - постепенно в письмах излагать “поручения”,  то у старшего брата созрел вполне реальный план- к 30 у него будет всё.Не дадут, так отнимем. А брать то у кого ? Борис у меня шустрил,  а в Ховрино у родственников впустую, пока не свалил на Запад  в августе 91го, Вадим  до 50ти у матери занимал на раскрутку цирка, а та вкалывала до 83х  на частных уроках.

Борис-подросток стал родителя когтить уже с 77года с 15 ти лет- тогда отец предпринял первый демарш с отъёмом моей квартиры для сына. Не удалось, хотя заморочена была изрядно, ведь я металась в путах и вранье ОВИРа и КГБ. Эта мука в моих глазах на первом портрете П.Ф.Глобы, который я назвала “Итальянской трагедией”.

Но вот  через 5лет письмо С.В. от 27 мая 82 года по получении фото-сюрприза  - я с 3х месячным сыном. Это письмо, как и моё марта 62 года красными чернилами, им написанное синими,  почти на такой же некачественной бумаге, в нём просвечивает чуть размытый текст второй страницы,  будто залито слезами. Почерк отца, обычно безупречный и красивый, здесь выдаёт его растеряность и волнение.

Каково - дочь в 44 родила, а сыновья-погодки могут загреметь в Афганистан. О проблемах сыновей пишет завуалировано- подошёл возраст братьям идти  в армию. “Боря устал от учебы в строительном(на первом или втором курсе). Хочет сделать тайм-аут,но для этого требуется  стацобследование и соответствующее заключение
(Читай- лечь в больничку и косить от армии). Вадик периодически лечится, получил отсрочку на полгода по поводу болезни Боткина в 81 году, но подлежит снова стацобследованию. Малыш  на фото такой серьёзный- мы сердечно поздравляем тебя с успехами в твоей жизни. Всегда готовый тебе помочь. Твой отец.” 27.5.82.

А это что такое? – всегда готовый мне помочь -  попал впросак с отъёмом моей квартиры для Бори (хотя  своих промахов и ошибок никогда не признавал),  а теперь я прячусь от них и скрываю беременность, столь рискованную в моём возрасте. И чем же это  он может мне помочь? Откосив  от армии, братья в Италию просятся.
Потом поняла, в чём же помощь - он сыновей  с 3й женой родил и они уже выросли, а мне готов давать советы, чтоб сынок головкой не ударился и “протчее…”

Помню я его  помощь на середине учёбы в институте и по окончании на заочном  - в деревню езжай, или на завод у станка, к чёрту на рога, продай шубку, чтоб ты замёрзла, голодай на корке хлеба, побирайся на вокзале-денег на дорогу не дам. Поклонишься, попросишь, а я не дам…Эх, папаша! Нехороший ты человек…Отольются тебе эти эксперименты  и сиротские  слёзы. Нравственное начало, оно, как талант, либо есть, либо его в человеке нет.
Полный текст 2015го года по дневниковым записям.

Записи осени 2011

Старенький компьютер после 8 лет испустил дух в начале лета, затем купальный сезон, чтение. В основном перечитывание.
22 июня отреагировала на реанимирование братом Вадимом идеи “магической” апупеи, отписав по эл. почте всёзабывшей Вере и примостившемуся за её спиной внуку, но он не бегает незнамо куда и зачем, а твёрдо стоит на пути выбранном, не сдвинешь – математик-академик нового типа, этакий Перельман днепропетровского разлива.Нет пользы, но и вреда.Академик по сантехнике.

Жаль, что С.В. не прожил 101 год, а всего лишь 95, содержа  с женой семью взрослого сына после женитьбы ещё 20 лет, отдавая всю свою военную пенсию. Небеса внесли новую ноту в эксперимент - в 47 лет Вадима повысили в должности, назначив начальником постановочного цеха бутафора В.С. и вместо 100долларов дали в разы больше.

В Украине инвалидам войн и Чернобыля, напротив, понизили пособие - во столько же раз меньше.Но всё может опять перемениться. Так что исступлённая мечта приехать на свои в Италию, опять зависла.
Для продолжения своего магического проекта он влез в долги с покупкой подержаного Ваз-а и по-моему увяз, влип, сердешный. А рабыня –мама, отгрохав 40 лет на папу, в квартире-развалюхе радостно впряглась в мечту работать, работать, по сторонам не глядя – на протекшие за 40 лет неремонтированные потолки, стены, трубы…

Каторжане капиталистического труда – прагматики из Твери и идеалист –магик Вадим. Основа преуспеяния в бизнесе – неутомимый, жестокий, беспощадный к себе и другим труд первоначального накопления. Тверчане раскручивали мои сбережения, кормовые, и зарвались, пустив в распыл при реформе 92го( мне не на что было домой в Геную вернуться), но следовали неуклонно вверх. Не сразу, но разбогатели.

Вадим, заручившись поддержкой поглупевшего к старости отца накануне кончины, пустил в расход сбережения матери от уроков и помощи брата. Пока она не взвыла, поняв и без моей помощи, что магия пахнет долговой ямой. Возникла пауза в 3-4 года, бутафорией для распилки ассистентки завалили комнату отца. А идея затаилась. И вот - финал – машина пока цела, стоит под дождём на стоянке, а через буквально несколько дней после моего письма – сорвал всё-таки братец жопку геморроем, по сравнению с которым долги бледнеют. Происки сцеплений Чёрной луны.

Противны мне оба пути нового поколения к заработку– двое тверчан, освоившись, впадали в скаредность, бесчувствие, злились на моё молчаливое неприятие.
Патоковый и патовый братец-кролик, вернувшийся к идее фикс, вызвал мой гнев и осуждение, налицо его безбашенность после десятилетий бесплодных усилий.
Супруги в Твери разбогатели. Нищий брат исчерпал энергетику своим неуёмным мельтешением, считай задаром.Все устали, износились. Борис потерял работу и тоже стал болеть.

Людмила Корина 26.1.19 Генуя


Рецензии