Загадочный хранитель Торы

   Маленький магазинчик ничем особенным не отличался от остальных на торговом бульваре в довоенном Амстердаме. Исключением была стекляная витрина, со oвсевозможными вещами, бог знает, когда выставленными для обозрения проходящих мимо зевак. Очевидно, эти вещи не представляли ни для кого никакого интереса. Они давно были запорошены пылью проникающей во внутрь сквозь прохудившуюся витринную раму. Временами, пролетавший по бульвару ветер, проникая сквозь её щели, высвистывал свою постоянную песню и  шевелил галстук на одиноком манекене сидящем в кресле, которому казалось надоело его собственное существование. Единственное, на что проходящие обращали внимание, так это была скрипка со смычком, которая покоилась на его коленях изящно придерживаемая его руками. Никто не знал, когда магазин работает.Во всяком случае, его двери были постоянно закрыты, а звонок, укреплённый на правой стороне проёма, почему-то не работал.

   Казалось, у магазина отсутствует хозяин, но любопытный наблюдатель мог иногда заметить, какое-то движение снаружи или внутри магазина. В эти редкие минуты входная дверь открывалась, впуская посетителя, а манекен в витрине вставал со своего кресла и подносил к подбородку скрипку. Неестественная улыбка обнажала его морщинистое лицо, которое, казалось получало удовольствие от звуков музыки, которую он, якобы, играл. Как и когда этот загадочный манекен попал в эту витрину оставалось тайной, одно было ясно, он был настоящим чудом механической техники, когда-либо выставляемой для общего обозрения. Выходящий из магазина посетитель производил на манекен обратное действие, и тот возвращался в исходное положение. Создавалось впечатление, что действия манекена специально отвлекали внимание прохожих от того, кто входил или выходил из магазина. Было бы несостоятельным утверждать, что всё происходящее было игрой чьего-то воображения, тем более, что вышеуказанный манекен, по утверждению полицейского, неоднократно дежурившего в вечерние часы на торговом бульваре, ночами куда-то исчезал.

   Естественно, никто не обращал внимание на небольшого размера книгу лежавшую под креслом в котором сидел маникен, но я могу поклясться всеми святыми, что раньше её там небыло. Книга размером, приблизительно, шесть на восемь инчей, была припорошена пылью и определить её название, выдавленное на кожаном переплёте, было невозможно. Было совсем непонятно, как существовал магазин и вообще, кто был тот таинственный хозяин, оплачивающий исправно рент и всё содержимое. Описанное выше мельком замечал прохожие, а вот то что происходило внутри магазина, было для них полной загадкой. Ничто, из предметов выставленных на продажу, не только не могло заинтересовать редкого пока Патель, но о том, чтобы он был ограблен, не могло быть и речи. И тем не мнение, это произошло. И что вы вы думаете, взял в магазине грабитель? Никогда не догадаетесь. Нет, он не взял с витрины скрипку или самого удивительного манекена, место которого было бы в музее, а не в витрине захудалого магазина. Странный грабитель похитил книгу пылившуюся под креслом манекена. Это была Тора - Пятикнижие Моисеево, датированное 1652 годом. Она была одним из утерянных переводов Торы, сделанной Онкелосом во втором веке. Кстати, Онкелос принял и перешёл в еврейство будучи племянником римского императора Титуса.

   Книга была написана на арамейском языке, поэтому перевод с этого языка на  иврит позволил сохранить все языковые особенности оригинала. Странным грабителем, по утверждению полиции города, оказался семинарист местной ешивы, некий Илия Буено подозреваемый в грабеже магазина. Он был схвачен полицией, так как пробегал, в это время, мимо магазина торопясь в ешиву. Во всяком случае, так он утверждал. Семинарист отрицал свою причастность к событию и был выпущен из участка, так как при задержании у него кроме книги в коричневом кожаном переплёте ничего не нашли. По словам семинариста книгу он использует для обучения в ешиве. На допросе в полицейском участке Илия заявил, что эта священная книга принадлежит ему с тех пор, как он прошёл обряд бармицвы, и она была подарена ему покойным равином Моисеем Агиларом, которому она досталась по наследству, переходя из поколения к поколению. Кроме всего прочего, этот магазин принадлежит его отцу, Карлу Буено, с которым он давно не живёт, так как тот был, в своё время, категорически против его поступления в ешиву. Дело можно было считать закрытым, так как по утверждению продавца в магазине ничего не пропало. Естественно, исчезновение книги им небыло замечено, или он просто не знал о её существовании, так как она не числилась в инвентаре магазина. К сожалению, всё оказалось гораздо сложнее. На следующий день магазин, неожиданно, подвергся нападению снова. На этот раз, витрина магазина была разбита и из неё исчезли механический манекен и скрипка. Было совершенно непонятно их украли или манекен обрёл душки вышел на улицу разбив стекло. Было похоже, что так и произошло, так ка разбитое стекло находилось на улице, а не внутри магазина.

   Местные газеты пестрели заметками об этом удивительном событии, но дело об ограблении так и заглохло не выявив виновных в этом преступлении.
   С тех пор прошло около пятнадцати лет и семинарист той ешивы стал главным равином в Лимбурге. В тот период там проживало около 1750 евреев из общего числа в 139 тысяч в Нидерландах. К 1945 году только около 35 тысяч осталось в живых. Одной из самых известных жертв Холокоста в Нидерландах была Анна Франк. Вместе со своей сестрой Марго Франк, она была убита нацистами в марте 1945 года в концентрационном лагере Берген-Бельзен. Главный раввин Лимбурга был арестован нацистками и с несколькими десятками членов его паствы отправлен в трудовые лагеря Вестерборга, а затем оттуда в Освенцим. Освенцим был фабрикой уничтожения, его называли лагерем смерти, конвейером смерти, машиной смерти. Несмотря на все ужасы лагерной жизни у людей всегда теплилась надежда на спасение. Имеются свидетельства о людях сумевших не только достойно прожить в лагере смерти отведённые им дни, но и сопротивляться, пытаясь спасти других узников, подкармливать детей и ослабевших. К такой категории людей относился и раввин Илия Буено. Зная, что его ждёт, он полностью посвятил себя высшей мере служения людям - как человек, как еврей и как раввин.

   Одним из примеров его деятельности может служить его отношение к детям. Понимая, что именно кто-то из детей останется в живых он старался по мере своих сил и возможностей привить им любовь к Богу подавая, таким образом, надежду на спасение. Поразительным было его отношение к одному из его воспитанников. Мальчику по имени Бенджамин было двенадцать с половиной лет. Он был круглым сиротой. Его родители, польские евреи, были расстреляны прямо у него на глазах. Ужасные кошмары посещали его каждую ночь, и каждую ночь он кричал нечеловеческим голосом. Обладая даром гипнотического воздействия, раввин проводил ночи напролёт возле его постели. Постепенно Бенджамин начал приходить в себя. Он настолько привязался к раввину, что не отходил от него ни на шаг. Однажды, Илия Буено решил, что время для подготовки мальчика к обряду бармицвы пришло. По еврейским канонам в тринадцать лет у мальчиков наступает пора зрелости, и они должны пройти через обряд посвящения во взрослую жизнь. Это серьёзный поворот в жизни мальчика, который становится юношей.

   В мирной жизни древний обряд бармицвы многоступенчатый. Имеют значение каждый жест и каждое слово. Впервые на мальчиков возлагают теффилин - ритуальную коробочку с пергаментом на котором написаны отрывки из Торы - главной книги иудеев. Специальным ремешком семь раз обматывают руку - по количеству дней за которые Всевышний сотворил Землю. Под руководством раввина дети читают Тору и по завершении определённых молитв их поздравляют с переходом во взрослую жизнь.
С родителей, по законам Торы, снимается вся ответственность за их поступки. Правда, отец долю власти оставляет за собой.
  К великому сожалению, у нашего раввина небыло, ни ритуальной коробочки. С пергаментом, на котором написаны отрывки из Торы, ни специального ремешка, чтобы семь раз обмотать руку - всё осталось в прошлой жизни. Но у него была Книга, да, да именно та Книга, которую он когда-то вернул себе, стащив с витрины отцовского магазина, куда тот принёс и выставил на продажу. С тех пор главный раввин Лимбурга никогда не расставался с этой Торой. Ни днём, ни ночью она всегда была при нем под нательным бельём.

   Успехи Бенджамина в изучении Торы были поразительны. Толи трагедия, разыгравшаяся на его глазах, открыла в его мозгу какие-то неизученность каналы памяти, толи от природы он был наделён необыкновенными способностями, но Бенджамин поражал раввина моментально запоминая целые страницы текста. Учитель знал, что мальчик готов к бармицвы и прослушав ещё раз определённые молитвы по этому случаю поздравил его с переходом в юношество, то есть, во взрослую жизнь. Это была ещё одна мицва в жизни раввина, но она оказалась последней. Наступил день, когда он должен был  покинуть эту землю. Зная о том, что его время приближается и ему не избежать газовой камеры, главный раввин отдал Бенджамину на хранение самое дорогое, что у него было - книгу Торы.
  -Постарайся сохранить её, как можно дольше, и если останешься жив, расскажи людям всё, что с нами произошло. Мир должен узнать об этом преступлении из твоих уст, уст человека прошедшего через этот ужас,- сказал он Бенджамину.
  В январе 1945 года части советской армии вошли в Освенцим и освободили оставшихся в живых узников концлагеря. В их числе был ученик главного раввина Ламбурга юноша по имени Бенджамин.

   Время не стоит на месте, у него свои законы. Оно старит людей, делает их мудрее. Время помнит всё, что было в прошлом. Оно знает, что произойдёт в будущем. Им нельзя управлять, хотите вы этого или нет. Оно подчиняется только тому, кто его создал. Бенджамин небыл исключением среди заключённых и подчинялся законам времени, как и все остальные. Ему так было суждено свыше и он, пройдя через ад концентрационного лагеря, остался жив. Всевышний наделил его удивительными способностями и он, закончив один из самых престижных израильских университетов, со временем, стал известным математиком, отдавая свои способности и знания в области освоения космической промышленности. Будучи человеком верующим, он никогда не расставался с Торой, которая была частью его. Он помнил обещание данное учителю и хранил её, как зеницу ока. Однажды, на одном из ракетно-космических предприятий в городе Хайфа Бенджамин познакомился с военным лётчиком по имени Илан Рамон. Знакомство переросло в дружбу, которое длилось много лет. Полковник Илон Рамон был настоящим летчиком Асусом. Сотни боевых вылетов на штурмовиках и истребителях выдвинули его по всем показателям в первые ряды будущих израильскиз космонавтов.
В 2003 году, на борту американского космического корабля «Колумбия» находился израильский космонавт полковник Илан Рамон. Сообщение о гибели космического корабля в небе над Техасом пришло в Шабат по иерусалимскому времени. Вместе с космическим кораблём и всем экипажем погибла и Тора, подаренная Илану его другом Бенджамином.

   После гибели «Колумбии» жена Илана Рамона узнала о существовании ещё одного экземпляра Торы. Это была работа того же переписчика святых текстов, который закончил этот труд в 1652 году в двух экземплярах. В память о первом израильском космонавте астронавты американского космического корабля «Атлантис» вернули на землю этот томик Торы, который они взяли на борт своего корабля в честь человека доказавшего способность преодолевать трудности на уровне личном, национальном и общечеловеческом. Кто был таинственным хранителем второго экземпляра Торы, жена Илана Рамона так и не узнала.

                Сентябрь, 2010г.


Рецензии