ДАУ

У меня был билет на "Дау" с 12 часов, позволяющий непрерывно наслаждаться кино 6 часов. Приехал за 30 минут. Бродил вокруг театров. На этом месте была средневековая тюрьма, где в ужасных условиях гнил поэт Франсуа Вийон, так что выбор места можно считать удачным. Ничего похожего на вход не нашел. На площади Шатле между театрами стала собираться толпа перед стеклянным павильоном. Оказалось, визовым центром проекта. Не май месяц, люди за стеклом морщат лобики, озабоченно переговариваются по смартфонам. Один выходит, продолжая бормотать в трубку по-русски: "... такой бардак, п-ц... нас не отпи-дят? Ага... а "Желтые жилеты" тоже толерастные..."

Ясно, что ничего не будет. Я даже обрадовался, ведь полно дел, как на зло, не до настольгического запаха портянок. Я его не забыл и не забуду и алюминиевую посуду и борщ не ем и чай не пью (с тех пор). Слышал, что погружение в Совок предусматривает знакомство с чучелами и поедание борща.

Козлобородый хипстер, нахально ухмыляясь, проинформировал, что страждущих есть 3 варианта: вернуться после 18, сменить дату или деньги вернуть, и нехер выё. Билеты по 35-150 евро, чтобы вы представляли. Никто даже не извинился, ведь обещали "погружение в Совок" - погружайтесь. Но без меня. В очередях я не стою, даже если они концептуальные, от Сорокина (автора сценария Дау). Типичное русское действие: рассказы о невероятной крутизне ("24-й век"), "неспособности обывателя понять Художника", участии ВИП-персон (Марина Абрамович, Брайан Ино, физики-лирики), мега-стройке, мега-бюджете от кокаинового дилера-оптовика, мега-... На выходе - неспособность продемонстрировать хоть что-то, организовать работу на самом элементарном уровне, нежелание как-то подумать о зрителе.

И все же, «Дау» - это опус магнум. И это событие. И я вернусь, позже.
О проекте интересно думать, говорить, спорить, даже не видя (почитайте, о том как снимали Дау много статей). Его можно рассматривать с разных точек зрения (искусствоведческой, социологической, психологической, антропологической, перформативной, ...).Чего не стоило бы делать, так это наверчивать вокруг своего вполне себе перформативного проекта дополнительную перформативность. Все эти инсталляции в Театр де ля Виль, выставки в Помпиду, кабинки для исповедальных разговоров, шаманы, манекены, которыми должны быть обставлены коинопоказы, мало что добавляют к впечатлению от кино как такового. А именно из-за них проект был поставлен на грань срыва. Театр де ля Виль на ремонте. Там и так-то не работает ни канализация, ни отопление. А тут еще инсталляции… Службы технической безопасности не дремлет… Стоило ли эта игра свеч. Уверен, что нет. Надо было сначала запустить зрителя в саму киносагу. Позволить обжиться в ней. Этого уже так много, что большего и не надо. Дайте кино посмотреть! Потом, в другой раз, в другой жизни проекта можно, вероятно, было бы подумать и дополнительных опциях. Это неправда, что хорошего много не бывает. Иногда бывает. Тут перестарались. Не рассчитали сил. Жаль!

Почему? Мне кажется, результат ассоциируется у авторов со смертью, выпадением из того мира, который они для СЕБЯ создали и обжили за 13 лет. Ведь проектность, способность создать мир для себя, написать Закон и заставить всех внутри этого мира вращаться вокруг себя, делает человека богом. И только это позволяет избежать рабства.

Воспользовался приездом Julia Winter и сходил таки на Дау. Вторая попытка оказалась успешной. Был в одном театре, хотя как раз в субботу вечером открыли и Шатле. Делюсь впечатлениями (как любопытный зритель, имеющий некое отношение к искусству). Выводы сразу: оригинальный проект, мне скорее понравилось, идти нужно (совершенно не имею в виду, что вам тоже понравится). Мнение Ле Монд крайне необъективно, пафос действа и шумиха вокруг него несколько карикатурны, но размах проекта отрицать нельзя.

Да, это точно не кино (в кино есть правила, а в Дау их нет). Это большой, многослойный перфоманс с преобладанием объектов видео-арта. Начали мы с подвала (этаж Хистори), где в кабинках можно смотреть разные отрывки на собственный выбор (но не так это просто сделать на практике). Начал с буддийских монахов и шаманов. Ничего нового для себя не отметил: сидит монах, на столе думару (барабанчик с косточкой из двух детских черепов), дудит в конх (из Харонии Тритон, неканонической для буддизмиа ваджраяны) и т.д. Все это я живьем сто раз видел. Камлание шаманов тоже ничего особенного, пока в кадре не появляется погрузневшая, серьезная Марина Абрамович с горящим можжевельником в руке. Вокруг нее ходит алтайский чабан в меховой шапке и ботах "прощай молодость" мехом наружу. Чабан ворожит, очищает пространство и душу с телом Абрамович, и несет околесицу. Марина кивает (соглашается) и загадочно улыбается. Так фрагментов 10, которые досматривать до конца нет смысла (для меня).

Зацепил фрагмент, где МА в строгом костюме и очках (а ля училка из винтажного порно) "оживляет" красноармейцев на носилках. Вокруг суетятся два жирных монаха в уттарасанга поверх бордового туркменского халата, расшитого золотом (вместо традиционной антарваса). Стрекочут голубые молнии из медного столба, как в дурных фильмах про Франкенштейна, вдоль стены стоят вряд нквдэшники. На трибуне сидят учОные в шляпах и партийные работники. Единственный комедийный (в моем восприятии) фрагмент. Еще несколько фрагментов с бренчанием на домбре, завываниями скрипучим голосом и реальным каргыраа. Надоело, переключился на "совок". Посмотрел множество бытовых сцен, длинных и не всегда связных диалогов. Иногда скучно и затянуто, иногда - завораживающе. Попался мне и Тесак сотоварищи и допросы буфетчицы в 1-м отделе. Ничего меня не шокировало.

В больших залах посмотрел часть 9 (ужасно скучно, бесит дрожащая камера, непрофессионализм "актеров", бубнящих под нос) и про па-де-труа и лесбиянок, которых песочит 1-й отдел (номер не сказали). Одна из лесби весьма натуралистично вешается. Ничего порнографичного (по нынешним временам). Да, весь фильм "физики" и "лирики", буфетчицы и дворники еб-цца как мухи. На коврах, розовых атласных простынях, на полу и т .д. А чем при советской власти еще было заниматься? Бросается в глаза неспособность режиссера увидеть леса за деревьями: маниакальное внимание к деталям, типа дверных ручек, но персонажи не выглядят проработанными, фальшивят, часто чувствуют себя "не в своей тарелке". Некоторые кадры завораживающе красивы. Даже если это грабли, разравнивающие грязь. Людей в залах по 100-150 человек. Очень неудобные сидушки везде. Люди ходят туда-сюда, некоторые спят лежа на бетоне.

Теперь подробнее об атмосфере. Когда мы пришли в 18:00, ее не было, но появилась волшебным образом после 21:00. Совковый буфет отвратителен (с запахом щей, который я не выношу с детства), но мы туда не пошли, ведь никто не заставляет. Про шоп никакой. Все эти беседы с попами и шаманами - смехотворная фигня (иностранцам может и интересно). Прекрасное качество восковых фигур и они исключительно удачно расставлены и рассажены. Инсталляции в комнатах не производят сильного впечатления, хотя заметно, что предметы подобраны тщательно. Много забавных арт-объектов типа курехинского знамени (работы Африки) и сидушки от унитаза.

Портят все обитатели-аниматоры (какие-то бабки и толстые тетки и дядьки) непонятно зачем там сидящие. После 9-ти они стали сматываться и завелась атмосфера: люди стали общаться между собой в этих советских интерьерах, выходить толпами на балкон покурить с видом на площадь Шатле. К полуночи тусовка стала совсем активной, но мне пришлось покинуть сайт (на самом интересном месте). Планирую вернуться туда на всю ночь. Напишу еще.

Еще по поводу впечатлений от Дау. На мой взгляд, допущено 3 просчета: 1. Неудачный выбор города. Мещанский пресыщеный Париж не про это, а для активного, демократичногого Парижа 35 евро - это дорого. В Париже и баланс формы и содержания и структуры личного опыта далеки от авторских. В Амстердаме и Берлине успех был бы обеспечен. 2. Очень заметно, что режиссер просто не смог "отжать" суть и избавить зрителя от потребления откровенной шелухи. Это его профессиональная обязанность, а не акт доброй воли.Поэтому, как кино я это не воспринимаю. 3. Излишняя перформативность, о которой многие писали. Очень много лишних движений, суеты, а атмосферы недостаточно.


Рецензии