АБС 12. Десятый вопрос царя

X. «Почему Святой, благословен Он, сотворил в Своем мире ос и пауков, которые только причиняют вред и ничего не делают полезного?»

Ответил  ему:

«Как-то раз Давид, царь Израиля, мир ему, сидел в своем саду и наблюдал борьбу осы с пауком. Пришел дурак с палкой в руке и прогнал их. (1) Сказал Давид Святому, благословен Он: «Повелитель вселенной! Что пользы от этих Твоих созданий? Оса ест мед, убивает и не приносит никакой пользы. Паук круглый год ткет свою сеть, но никто не будет носить паутину. Дурак вредит людям, не зная о Твоем единстве и силе, и нет от него пользы миру».

Ответил ему Святой, благословен Он: «Давид! Ты смеешься над творениями! Придет время, и они тебе понадобятся, тогда ты поймешь, почему они были созданы».


«Когда Давид прятался в пещере от царя Шаула, Бог послал паука, который сплел паутину, закрыв вход в пещеру. Когда пришел Шаул, он увидел паутину и сказал: «Конечно, никто не входил внутрь; если бы кто-то это сделал, он разорвал бы паутину», и Шаул ушел, не входя внутрь. Когда Давид вышел из пещеры, он увидел паука и поцеловал его, сказав: «Господин мой, Боже! Ты начал являть Твоему рабу Твое величие и крепкую руку Твою; ибо кто есть сильный на небесах и на земле, который сделал бы подобное Твоим делам и могучим деяниям Твоим!» (Второзаконие 3:24).

«А перед Ахишем Давид сделал вид, что он сумасшедший. (2) Дочь Ахиша была слабоумная и помешанная. Когда придворные привели Давида к Ахишу, он сказал: «Вы издеваетесь надо мной! Вы привели мне этого, потому что моя дочь дура. Разве мне не хватает сумасшедших». Они сразу же освободили Давида. Он убежал и поблагодарил Бога за Его дела, сказав: «Во всем, что Он создал в мире, есть польза».

«Когда Давид нашел Шауля отдыхающего в полдень,  у дверей лежал Авнер. Его голова была у другого входа, а ноги были высоко подняты. Давид прошел между его ног и взял флягу с водой. (3) Но когда он хотел уйти, Авнер вытянул ноги и закрыл ими выход. Они казались Давиду двумя большими колоннами. И он молился Богу: «Боже мой, Боже мой, почему ты оставил меня» (Псалом 22: 2). Тут же Бог сотворил для него чудо, послав осу, которая укусила Авнера за ноги, и он переменил положение ног. Давид вышел и восхвалял Бога. Итак, ты видишь, что человеку не подобает высмеивать Божьи дела».

Иллюстрация: Акварель Джеймса Тиссо "Праздник в честь Давида".

(1) Перевод здесь дан по тексту Ясифа. Текст Штейншнейдера  гласит: «Давид увидел осу, потребляющую паука. Затем пришел дурак… и изгнал осу и паука».   ЯЗ: в первоисточнике, которым я пользовался, сказано: «оса ела паука».

(2). 1 Царств 21: 11-16: И поднялся Давид, и убежал в тот же день от Шаула, и пришел к Ахишу, царю Гата. И сказали Ахишу слуги его: ведь это Давид, царь страны! Ведь ему пели в хороводах и говорили: "Поразил Шаул тысячи свои, а Давид – десятки тысяч свои!" И принял Давид слова эти в сердце свое, и весьма убоялся Ахиша, царя Гата. И притворился пред ними безумным, и неистовствовал при них, и чертил на дверях ворот, и пускал слюну по бороде своей. И сказал Ахиш рабам своим: вы же видите человека безумствующего, зачем же привели вы его ко мне?  Не хватает мне безумных, что вы привели этого, чтобы он сумасбродствовал предо мною? Разве может этот входить в мой дом?

(3) 1 Царств 26: 7-12.: И пришел Давид с Авишаем к тем людям ночью; и вот, Шаул лежит, спит внутри круга, и копье его воткнуто в землю у изголовья его; Авнер же и народ лежат вокруг него.  И сказал Авишай Давиду: предал Бог ныне врага твоего в руку твою; а теперь я приколю его копьем к земле сразу, и не повторю (удара). Но Давид сказал Авишаю: не губи его, ибо кто может поднять руку на помазанника Господня и остаться ненаказанным? И сказал Давид: (как) жив Господь, что лишь Господь поразит его, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет.  А мне не дай, Господи, поднять руку мою на помазанника Господня. А теперь возьми-ка копье, которое у изголовья его, и (глиняную) флягу с водой, и пойдем себе.  И взял Давид копье и флягу с водой, что в изголовье Шаула, и ушли они; и никто не видел, и никто не знал, и никто не проснулся, ибо все спали, так как глубокий сон от Господа напал на них.


Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/27/858


Рецензии