На речке Медведице

Летом 1954 года Борис Молоканов и я, студенты Московского Пушно-мехового института, рыбачили и охотились на речке Медведице в Калининской тогда области. Незабываемое было время. Вот небольшие заметки из моего дневника.
 

ПОГОНЫШ

Удим окуней с лодки, ткнув её носом в прибрежные камыши. Рядом с нами свистит погоныш, водяная курочка: «Сыть! Сыть!» Вдруг шорох. Я оглядываюсь и вижу его почти вплотную. Он идёт у самой воды, аккуратно переставляя зеленоватые, словно тростинки, ноги, раздвигая клювом, головкой и туловищем траву, смешно подрагивая задранным коротеньким хвостиком. Его тёмная с пестринками спинка сливается с цветом почвы.

Погоныш прошёл так близко, что его можно было бы накрыть подсачком, если бы не мешали камыши.
 

ВЫПЬ

Жаркий полдень. Тёплый ветерок шумит листвой ив и приносит c реки запах тины, стоялой воды, рыбы. Я иду по берегу острова, вытаптывая бекасов. Самотоп, как презрительно говорят легашатники! Но у меня ведь собаки нет, и мне приходится гораздо труднее, чем им. Мне ведь никто нe покажет, где сидит дичь.

B прибрежном небольшом кустике камыша шевельнулось что-то рыжее. Вероятно, показалось, думаю я, а может, это двинулся от ветерка увядший камышовый лист. Решил всё-таки проверить.

Подошёл шагов на пять, дальше уже грязь и вода. Всматриваюсь, но ничего живого не вижу, хотя кустик прозрачен. Ещё один шаг, чавкнула грязь под ногой, и из этого самого прозрачного места, болтая ногами и головой, вымахнула выпь.

Вот это замаскировалась!


ЛОСИ

Вечереет. B Батайловском заливе оглушительно бьёт рыба. Около Мининских островов струйкой тянется дым костра. Там пастухи с лошадьми. Хорошо слышны голоса, разносящиеся над рекой. От тёмного Слободского бора им откликается отчётливое эхо. На островах заунывные вскрики чибисов, в небе частое чиканье бекасов.
Около пастухов громкий плеск воды, возбуждённые голоса. Я не обращаю внимания на этот шум — ведь каждый вечер перегоняют лошадей с берега на остров. Но шум и плеск не прекращаются, а наоборот приближаются к нам. И в это время крик: «Лоси! Лоси плывут!» Но я ничего не вижу.

Да вот же они! Из-за куста показывается лопоухая и горбоносая голова лосихи. 3а ней плывёт лосёнок. Увязая в грязи, они выскочили нa мелкое место и встали в зарослях тростника.

Борис крикнул, и лоси, ломая тростник, с шумом разбрызгивая воду и грязь, легко вырвались на берег метрах в двадцати от нас и снова остановились, настороженно поводя большими ушами. Лосёнок стоял перед матерью, почти прижавшись к ней. Лоси как будто с любопытством смотрели нa нaс, a потом легко зарысили к лесу. И в сумерках долго было видно, как мелькают светлые ноги бегущих лосей. Их туловища словно растворились в кустах и деревьях.

Прошёл рейсовый теплоход «Каманин», в берег ударила поднятая им волна, в тёмном небе совсем по-человечески крикнула цапля: «А!» Плеснула как-то рыбина, и в наступившей темноте почти рядом со мной невидимый нахально викнул чирок.
 

ДЕРЕВНЯ НОЧЬЮ

Уже ночь, и только на западе небо светлее, чем в высоте. Лодка движется по чёрной, словно нефть, воде. Тихо поскрипывают уключины, плещет вода под веслом. Hа берегу угольно-чёрные силуэты домов и деревьев.

B избе зажёгся огонёк и упал в воду, подпрыгивая на волне, поднятой веслом. Там, в темноте, какие-то разговоры, играет гармоника, вспыхивают огоньки папирос.
______________________________
_____
Обложка - Это Боря Молоканов! Сзади деревня, в которой мы жили. Фото автора


Рецензии