Рыночная экономика

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы.
                Из Интернета

Вы знаете, что такое рыночная экономика?
В конце 1991 года президент России Борис Ельцин подписал пакет указов о переходе России к рыночной экономике. Отложив в сторону газету, я спросил жену: 
- А что такое рыночная экономика?
- Ты что, маленький, - удивилась жена, - ты ходил сегодня в «Дружбу»? Что ты там видел?
Я потупился. «Дружбой» назывался ближайший к нашему дому продуктовый магазин. Я специально там поинтересовался, почему у него такое странное название и мне объяснили, что в магазине есть все отделы: мясной, молочный, хлебный, овощной – все виды съедобной продукции в одном месте. Я, действительно, был в «Дружбе», отстоял очередь и купил пару пачек пельменей. Полки всех отделов были заполнены банками с маринованными помидорами и консервами из морской капусты. Чтобы купить что-нибудь в этом магазине нужно было показать прикрепительную карточку, чужому ничего не продадут, а на такие дефицитные товары, как водка, табак, сахар, мыло в жилконторе выдавали специальные талоны.
- Ты что, не знаешь, что на Западе рыночная экономика и там в магазинах все есть? Теперь все будет и у нас. У нас появятся свои предприниматели! Каждый, кто захочет, откроет свой магазин, свою булочную или свой ресторан.

Насчет ресторана жена как в воду глядела.
Недалеко от нас находится большой и довольно красивый парк, где можно погулять, посидеть на скамейке и зайти в читальный зал. Посмотреть за рубль документальный фильм в маленьком кинотеатре, кажется, он назывался «Глобус». А рядом станция метро, так что в парке бывает много народа, особенно в выходные. Если вы не были в нашем парке, очень рекомендую, есть детские площадки, аллея дважды героев Советского Союза, небольшой пруд, в котором купаются смельчаки. Но перед тем, как пойти в парк, перекусите дома: в парке нет ни буфета, ни кафе, ни ресторана. Иногда приезжает будка с квасом или тележка с  мороженым. Так что долго там не продержитесь. Почему бы не открыть здесь какую-нибудь закусочную? Такая мысль не раз приходила мне в голову, когда я утром шел через парк на работу, а вечером - домой.

Похоже, что такая мысль приходила в голову не только мне. После Ельцинского указа весной в одно прекрасное утро я увидел, что у самой дороги появился голубой забор, которым отгорожена площадка, а на заборе висит голубая табличка: Фирма «Вера» с радостью сообщает что этим летом вы сможете вкусно поесть в нашем ресторане «Вера».
- Ты угадала, - сказал я жене, - скоро в нашем парке откроют ресторан «Вера». Рыночная экономика начала работать! Есть и у нас предприниматели!
 Однако, через несколько дней я обнаружил, что вместо голубой ограды там же стоит зеленая, на которой висит зеленое объявление: Фирма «Надежда» с радостью сообщает что этим летом вы сможете вкусно поесть в нашем ресторане «Надежда».
И я уже не удивился, что спустя какое-то время забор стал розовым и розовое объявление гласило: Фирма «Любовь» с радостью сообщает что этим летом вы сможете вкусно поесть в нашем ресторане «Любовь».
Мне стало ясно, что три предпринимателя претендуют на престижное место в парке, а администрация парка или городское руководство все время меняет свое решение, кому это место отдать. В таких случаях обычно проводится тендер (я правильно употребил это слово?) и выигрывает лучший проект. Как это происходило, принято ли было решение голосованием или просто после третьего стакана, не знаю, но за розовой оградой появился экскаватор, грузовики стали подвозить стройматериалы и постепенно стал вырисовываться оригинальный замысел неизвестного архитектора.

Мне, признаться, было все равно, чей ресторан, лишь бы готовили вкусно и недорого. Каждый раз, проходя мимо строительства, я видел как постепенно растет легкое деревянное здание, в него вставляют окна и двери, укладывают на крыше черепицу и вот уже новое объявление сообщает, что в ближайшую субботу ресторан будет открыт, и первые 5 посетителей смогут пообедать бесплатно. В пятницу из трубы идет вкусный дымок, через окна видно, как на столах, застеленных розовыми скатертями, официантки в розовых передничках расставляют посуду.
Я зашел во внутрь. В небольшом зале стояли шесть столиков. В углу находился бар, на его полках ровными рядами выстроились рюмки и фужеры. Ниже расположились бутылки со спиртным, красиво подсвеченные неоновыми лампами. Стены ресторана были украшены рекламными плакатами, призывающими пить советское шампанское, отдыхать на лазурном берегу черного моря и вкладывать деньги в финансовую компанию МММ.
Я подозвал ближайшую девушку. Она приветливо улыбнулась, поправив на груди красивый значок: сердечко с надписью «Ресторан «Любовь», и я ее узнал. Это была моя бывшая сотрудница Ася. Она недавно уволилась, сообщив, что они вместе с мужем решили открыть свой бизнес.
- Ася, поздравляю с удачным началом, - сказал я, - когда вы открываетесь?
- Приходите завтра в 10 утра. Первые пять посетителей получат бесплатный завтрак с вином.

Утром в субботу я объявляю жене:
- Сегодня завтрак не готовь, мы завтракаем в ресторане и, притом, совершенно бесплатно.
- Это тот ресторан о котором ты говорил? Кажется его зовут «Вера»?
- Нет его зовут «Любовь», не в названии дело, я говорил с официанткой, если мы придем пораньше, получим бесплатный завтрак. С вином.
- А что я тебе говорила! Вот это и есть рыночная экономика.
Уже подходя к знакомому месту, я почувствовал легкий запах горелого, а еще ближе увидел дымок, поднимающийся над тем местом, где нам предстояло в ресторане съесть бесплатный завтрак. Бесплатного завтрака не было, как не было и самого ресторана. Он сгорел дотла. На пепелище между еще дымящимися деревянными балками, обломками черепицы и осколками стекла бродили две или три фигуры, выбирая из обгоревших остатков сохранившуюся посуду, ложки, вилки.
Одна из них была Ася. Розовый передничек выпачкан сажей, на лице черные подтеки от слез. Ася рассказала, что ночью люди в масках связали сторожа и подожгли ресторан. Когда приехали пожарные, все что они смогли сделать, это защитить от пожара соседние здания.
- Мы с мужем вложили в этот ресторан все наши сбережения и еще залезли в долги, - сказала Ася, - теперь мы нищие. Я знаю, кто это сделал, им это даром не пройдет, они поплатятся. Извините, вон уже едет милиция.
Когда мы увидели подъезжающую милицейскую машину, жена сказала:
- Давай уйдем, а то нас могут задержать как свидетелей.
Мы распрощались с Асей, и пошли завтракать домой.
Я понял что такое рыночная экономика.


Рецензии