Нахой. Бессмысленный и беспощадный

                Где лучше пережить эпоху перемен?
                Ван Ли-чжун, осмысливая Конфуция.
                ***

 Едва успев пережить одно потрясение, немецкие колонисты  оказались вовлечены в новое. Людские потери от переселения к берегам Великого Нахоя несравненно больше. А вот моральный дух переселенцев, думаю, отразился в дальнейших поколениях. Они увидели то, о чем позже предостерег классик. Бунт местного населения, бессмысленный и беспощадный, накрыл только что возникшие немецкие поселения на Волге.

 Знакомясь с зачином "Капитанской дочки", мы невольно начинаем романтизировать русского бунтаря. Но Пушкин предостерегает. В черной рукописи он пишет:

 "Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка"

 Ещё не проникнувшись местным менталитетом, эмигранты изначально были вовлечены в придворные интриги. Не зря же "ближний круг" Екатерины II намеревался создать здесь один из мировых центров тамплиеров.

 Переселенцы уже на маршруте весьма наглядно, на собственной шкуре узнали особенности местного населения. И чем выше был чин общавшихся с ними, тем более рельефнее выступала некая иная, чем просто сотрудничество, особенность менталитета.

 А уж когда сам "царь" со своими приближенными появляется в только что отстроенном селе, то здесь ломай шапку и становись на колени. Таким правителем представлялся герой "Капитанской дочки".

 Во взаимоотношении "новой власти" с простыми, пока чужими для России людьми меня заинтересовала одна деталь. Думаю, жизненные дорожки Пугачева и колонистами могли пересекаться ранее.

 Мы-то больше знаем Емельяна Ивановича "зеркалом" народного бунта, да, бессмысленного и беспощадного, но вызванного больше внешними факторами, чем внутренними противоречиями самого инициатора. Или он, как, впрочем, и колонисты является объектом манипулирования более влиятельных лиц?

 Думаю, пыль истории навечно прикрыла ответ на этот вопрос. Тогда вернемся к более ранним фактам биографии одного из главных бунтовщиков России. Во время Семилетней войны Пугачев находится в Пруссии, где служит ординарцем у донского атамана Денисова.

На танк, конечно, не лазил, а вот скакуна своего начальника раз упустил. За что и бит плетьми. Не знаю, видели ли экзекуцию будущие переселенцы или нет. Могли же.

 После смерти Петра III русские войска покидают Пруссию. Пугачев возвращается в свою станицу. Но через несколько лет он уже участвует в русско-турецкой войне. Здесь под командованием графа Петра Панина участвует в сражении за Бендеры.

 Удивительное дело, но очень скоро поле брани вновь сведет их, но уже против друг друга. В 1773 году Екатерина призывает графа возглавить войсковую операцию против своего мнимого супруга.

 В свое время будущая Императрица чуть ускорила уход из жизни Петра III. Но народ как бы засомневался, а может жив царь-батюшка. Тут-то, как черт из табакерки, и возник бывший ординарец атамана Денисова.

 Допускаю, что инициация народного бунта связана с правым крылом ближнего круга Екатерины. Но очень быстро волнения вышли из-под контроля и Императрица обращается к регулярным войскам. Возглавляет военную операцию бывший начальник Пугачева -граф Панин.

 Но и главарю "народной войны" такое назначение изначально фартит. Пугачевский идеологический отдел пускает хайп: брат дядькин едет встречать государя. Дело в том, что брат Панина воспитывал сына Екатерины и Петра III, будущего Императора Павла I. Такие вот, подпитываемые народной молвой близкородственные связи вершителей наших судеб.

 Увы бунтовщикам, "связи" не помогли, гражданская война проиграна, "император" пленен.  К чести Панина, он указывает Императрице на разоренные губернии, голод и беспорядок в управлении, бездеятельность местной администрации и лихоимство.

 Принцип "мутной воды" сработает и в другой, более кровавой гражданской войне, но детализируем, в свете влияния её на развитие немецких колоний, пугачевскую.

 Конечно, по людским потерям она не сравнима с переселениям в Россию. Там тысячи, возможно, приписанных вызывателями и чиновниками, здесь-сотни. Но думаю, голод, упомянутый в отчете Панина, коснулся и немецких колоний. То есть неучтенные смерти и очередные сотни неродившихся.

 Что же, устремляясь к новым поселениям, преследовал сам Пугачев?  Банальное, лежащее на поверхности -укрепление финансов. После захвата Саратова бунтовщики сжигают здание Конторы иностранных поселенцев.

 Очевидно, они ещё не знают, что все золото и серебро отправлено на барках вниз по Волге. Вместе с документами казну Конторы грузит на барки ротмистр Огарев со своими друзьями. Не досталось Пугачеву, поживились крестьяне "нижних" от Саратова сел. Сначала порезвились жители Синенок, а потом и "рождественские робята". Они тормознули барки Огарева, казну присвоили, документы пустили по Волге дальше, но уже без барок.

 Пугачев же в это время грабит столицу немецких поселенцев-Екатериненштадт. Обращают они внимание и на колонию, названную по фамилии одного из главных вызывателей -Борегард. Что прельстило бунтовщиков здесь? Только ли лошади и огнестрельное оружие колонистов?

 Среди попавших под "горячую руку" народного гнева оказались не только сотни повешенный и зарубленных колонистов. Для одного гостя Пугачев предложил подзабытую царскую забаву. Объектом изучения оказался немецкий астроном Ловиц.

 За пару лет до этой судьбоносной встречи ученый был приглашен в петербургскую академию наук. Императрица попросила его составить картографию новых сел. А тут и мнимый наследник короны.

 Узнав, что гость занимается астрономией, "Петр III" поспособствовал наукам. Емельян Иванович распорядился посадить Ловица на кол, "чтобы лучше звезды видел".

 Чуть гуманнее трактует встречу "императора" с ученым Пушкин. Из "Истории Пугачева":

 "Пугачёв бежал по берегу Волги. Тут он встретил астронома Ловица и спросил, что он за человек. Услышав, что Ловиц наблюдал течение светил небесных, он велел его повесить поближе к звездам. Адъюнкт Иноходцев, бывший тут же, успел убежать."

 Весьма романтично. Император на утренней пробежке пересекается с плохо говорящем на русском иностранцем. А потом мимоходом решает его казнить. И так ли важен выбранный способ насилия, чем отношение к чуждому, не вписывающемуся в привычный стереотип. Ах, ты ещё в очках и улыбаешься, как гомик? На кол! Любуйся оттуда своим звездным небом и ищи нравственный закон внутри.

 Продолжается ли подобный императив в потомках бунтовщика? Думаю, да. Есть у нас и город Пугачев, и многочисленные улицы с его именем.  Даже памятник вожаку народного гнева за социальную справедливость сооружен в столице Мордовии.

 А Ловицу?  Увы, нет в России памятного кола, на который Пугачев воздвигнул астронома. Лишь уютная улица в родном городе ученого напоминает его имя.

 Екатерина, ты была не права. Могла бы, по горячим следам установить точное место гибели мученика за науку...

                Постскриптум.

 А оставшихся в живых колонистов ждут новые испытания.

 

 

 


Рецензии
Благодарю, пугачёвщина открылась с совсем новой стороны. Об этом в учебниках не пишут. Пока.
Удач и успехов! :)

Сергей Лузан   26.01.2019 19:43     Заявить о нарушении
Сейчас перечитываю "Капитанскую дочку". Думаю, Александр Сергеевич внес вклад в героизацию Пугачева. Она же оказалась весьма выгодной новой силе в конце XIX века. Сейчас наши идеологи не так выпячивают фигуру Емельяна Ивановича. Времена другие, неуклюжая реставрация монархии и неформального пока расслоения на сословия.

Евгений Садков   27.01.2019 06:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.