Наш выпускной класс

Я уже немного упоминал в своих рассказах о своих одноклассниках, но сейчас мне захотелось написать рассказ обо всех сразу, всё о своем выпускном 11-а классе Херпучинской средней школы.  Эта школа была средней, и в ней учились девочки и мальчики не только из нашего поселка Херпучи, но и соседних, где были начальные или  восьмилетние школы – Оглонги, Удинск,  Чля.  Для жизни школьников из отдаленных поселков существовал интернат, который был при школе, начиная с её открытия в 1933 году.  До 1940 года школа функционировала как семилетняя, а потом стала давать полное среднее образование.

Два слова для впервые читающих мои произведения. Херпучинский прииск был один из самых крупных в Хабаровском крае. Добыча золота в этих местах велась с 1870 года, в основном мускульным способом – кайла, лопата, ведро, лоток и сила мышц многочисленных золотодобытчиков или старателей, в числе которых были и китайцы.  При советской власти началось промышленная добыча золота, первые две электрические драги  с емкостью ковша 250 литров появились в 1933 году. Тогда же были обустроены поселки Херпучи и Оглонги, последний был  перевалочным пунктом для материалов и оборудования,  располагался  на протоке реки Амгунь, которая является  крупным притоке реки Амур в нижнем её течении.

Мои родители были учителями, мама преподавали немецкий язык, а у отца основной предмет был математика, но он вел занятия и по другим предметам из-за отсутствия учителей, и одновременно 22 года был директором школы. Вначале в Оглонгах, а затем в Херпучах. Оба оставили о себе добрую память и у учеников, и у их родителей, и у жителей обоих поселков.

Я пошел в школу в 1954 году, и моей первой учительницей была Стандт Анастасия Игнатьевна. В четвертом классе уже была другая учительница, фамилию и имя-отчество её я точно не помню.  Потом пошли учителя-предметники, среди которых были - учительница русского языка и литературы Кокорина Агния Иннокентьевна, математики -Муратова Раиса Захаровна, физики - Василенко Тамара Андреевна, химии - Расщепкина Александра Андреевна , ботаники - Пономарева Галина Даниловна, истории - Веснина Светлана Васильевна, географии - Серебрякова Вера Ивановна, черчения Крайний Григорий Дмитриевич, астрономии - Атаманенко Вера Кирилловна, физкультуры - Мизиш Георгий Константинович. Немецкий язык преподавала моя мама.  Были в школе еще и другие учителя, но у меня они не преподавали.

Первый класс у нас был почти 40 человек. Не все из них окончили среднюю школу, кто-то ушел после 8 класса, кто-то уехал с родителями. Кроме этого, в школе часто тусовали классы,  учеников переводили из одного в другой, параллельный класс.  По каким причинам это делалось, не знаю. Но вот в старших классах разделение произошло по изучению иностранных языков – в одном классе учили немецкий, в другом – английский. Так я из всегдашнего Б класса оказался в классе А, в котором учили немецкий язык.  В 9-ом  классе к нам влились школьники, окончившие 8 классов в Оглонгах или других поселках, желающие получить среднее образование. Оглонгинцы ездили каждый день на автобусе, ибо наши поселки отделяли всего 7 километров, а вот ученики из Чля, Удинска жили в интернате. А нашем классе учились только хеопучинцы и одна девочка со Чля, а вот в классе Б были и оглонгинцы, и херпучинцы (немного).  И к выпускному классу осталось по 21 ученику в классе. В нашем 11-а было 14 девочек и 7 мальчиков.  Вот о них я и поведу свой рассказ.

Начну с ребят, их меньше, и о них я больше знаю. Как говорится, начну по ранжиру, с самого высокого. Им был Саша Гальцев, который вымахал к выпускному классу до 196 см. С таким ростом он неплохо играл в баскетбол, и наш класс неизменно побеждал на школьных соревнованиях, так как и я очень неплохо играл в баскетбол. И еще Саша был музыкальным парнем, по вечерам находил по радиоприемнику иностранную музыку, и, обладая хорошей памятью, называл нам названия популярных на Западе песен, которые чаще передают. С ним мы также получили вторую специальность – радиооператора третьего класса, так как вдвоем с ним и девчонками изучали радиодело, передавали и принимали азбуку Морзе – точки и тире.  Саша обладал хорошими способностями, очень хорошо учился по большинству предметов. Мог запросто получить медаль, по крайней мере, серебряную, по окончанию школы, но не отличался усидчивостью. На уроках математики мы с ним постоянно вели соперничество – кто из нас первый решит задачу. Успехи приходили попеременно, ни у кого не было явного преимущества. Все остальные одноклассники решали намного дольше.

После окончания школы наши пути разошлись, и я не знал, чем он занимался. Не так давно узнал, что он отслужил в армии, потом вернулся на прииск, еще с одним нашим одноклассником, Яном Щербаковым, учился по направлению прииска в Москве, и вернулся инженером в родные края. Хорошо играл на гитаре и исполнял свои песни, и в этом качестве выступал на концертах в клубе. Дальше его следы пропали окончательно.

Вторым по росту в классе был я со своими 178 см.  Все годы учебы в школе я был твердым «хорошистом», т.е. не получал «троек» во время учебы. В аттестате зрелости по окончанию школы у меня было три «четверки» - по русскому, по литературе и по химии, остальные «пятерки». По русскому это была заслуженная оценка, ибо до сих пор я допускаю орфографические ошибки, то не там поставлю запятую, а то наоборот, вообще не поставлю. Но вот по литературе и химии мне оценки занизили.  К концу школы я стал весьма начитанным юношей, у меня выработался свой стиль изложения материала. За все последние сочинения в моей жизни – годовом, на выпускных экзаменах и на вступительных в институт, я получил «пятерки», причем при поступлении в Хабаровский медицинский институт в 1965 году был единственный из юношей, кто получил «пять» за сочинение.

И по химии «четверка» была незаслуженной, помешал конфликт с учительницей Расщепкиной накануне экзаменов, я знал химию на «отлично», об этом свидетельствует и победа на районной олимпиаде по химии, и «пятерка» на вступительных экзаменах в институт.  Ну да Бог с ними, с оценками, они не помешали мне поступить в институт,  и потом те прочные знания, которые я получил в школе, много помогали в жизни.

Еще два высоких парня в нашем классе – Толя Селезнев и Коля Головин. Оба они были хорошо успевающими школьниками, звезд с неба не хватали, имели в аттестате по несколько «троек». Про  Селезнева я вообще ничего не знаю, а вот Коля Головин отслужил в армии, по направлению прииска проучился в Москве, вернулся в Херпучи, и работал там инженером.  Сейчас живет в Хабаровске, но особых контактов с одноклассниками не поддерживает. Еще в школьные годы он научился водить родительский автомобиль «Москвич-401», на котором меня катал.

Еще один выпускник, который прошел тем же путем, что Саша Гальцев и Коля Головин – мой кузен Ян Щербаков. Он вернулся на прииск с женой Катей и маленькой дочерью Лидой. Вначале работал инженером, потом коммунисты прииска избрали его своим секретарем, и он стал освобожденным партийным работником. Его семья въехала  в тот дом, где прошло мое детство и юность, и с тех пор этот дом  так и стали называть – «щербаковский». Через некоторое время Яна избрали вторым секретарем райкома партии района имени Полины Осипенко, и он перебрался в районный центр. После запрета Ельциным деятельности компартии в России он переехал на Бриаканский прииск, где работал заместителем директора прииска. Сейчас с женой живет на Хору, поселке в 60 км от Хабаровска, увлекается сбором грибов и ягод, пенсионер. Его дети – дочь Лида и сын Андрей,  после окончания Хабаровского педагогического института живут в работают в Хабаровске.

Еще один мой одноклассник – Володя Козлов. Его дом был рядом с аэродромом, поэтому он мечтал стать летчиком, как и его закадычный друг Володя Загузов из параллельного класса.  В свое время я отдал Козлову свою флотскую фуражку, которая стала мне мала.  И Володя так всю жизнь и проносил фуражку, только не ту, что получил от меня, а которую носят летчики гражданской авиации. Он поступил в летное училище, успешно закончил его, и летал на многих типах самолетов. В конце своей карьеры был командиром самолета Ту-154. Жил в городе Благовещенске, скорее всего, там и живет. А вот его друг Загузов не прошел медкомиссию при поступлении в летное училище, закончил технический ВУЗ, и работал инженером в строительных организациях. Был одно время главным инженером УКС (прим. – управление капитального строительства) Хабаровского горисполкома, но потом подписал контракт,  и стал служить в «Дальспецстрое», военной строительной организации. Сейчас живет в Хабаровске, его видят мои земляки, но контакт с ними он не поддерживает. 

Последний юноша в нашем классе – Володя Ковалев. Он не из местных, окончил 8 классов в школе на Чля, жил в интернате. Мне он запомнился разве что тем, что неплохо пасовал мне под нападающий удар на волейбольной площадке. Вообще он был спортивный парень, типичный житель небольшого поселка. Последний раз я видел его на встрече выпускников нашего 1965 года через 25 лет, который мы отмечали в ресторане гостиницы «Интурист» в 1990 году. Он был мастером на одном из заводов Хабаровска.

Теперь я перейду к рассказу о наших девочках.  Начну тоже с самой высокой – Тани Коростылевой. Она была неплохой спортсменкой, на первых районных соревнованиях школьников мы с ней получили ценные подарки как занявшие самое большое число первых мест. Хотя с нами соревновались девочки и юноши старше на год-два, мы с Таней выигрывали у них.  Правда, если у меня было на тех соревнованиях 5 первых мест, то у Тани 2, но это больше, чем у других девчонок. А вот в учебе она не блистала.  После школы я видел её всего один раз, когда приехал в 1994 году в Херпучи в последний раз. Таня тогда работала на почте. Мы немного с ней поговорили о школьных годах, о жизни, и расстались навсегда.

Еще одной высокой девочкой в классе была Валя Дрёмина. Она дружили еще с двумя девочками с Седьмой линии (прим. – так называлась улица на периферии поселка) – Риммой Бачуриной и Линой Блох. Но если о судьбе Вали я кое-что знаю, она со мной в контакте на сайте «Одноклассники», то о Римме я знаю лишь то, что она очень рано умерла от рака молочной железы.  Лина Блох мне запомнилась тем, что однажды на уроке, когда я сидел на парте позади её, начал считать пуговички на застежке лифчика. Лина покраснела, повернулась ко мне и так укоризненно посмотрела, что я тут же прекратил это делать.  Недавно мне одна из землячек написала, что беседовала с Линой, напомнила обо мне, и та тоже упомянула именно этот факт с лифчиком.   А вот с Валей мы не раз встречались в Хабаровске, я знал её мужа Николая, который работал персональным шофером у одного из руководителей завода в Индустриальном районе города Хабаровска.  У Вали есть дочь Злата, внучка, дача за городом, где она предпочитает проводить летние месяцы, выращивая неплохие урожаю овощей.

А вот с двумя другими девочками, Лизой Жулковской и Ритой Кандала, меня связывали личные отношения. Лиза, красивая еврейская девочка, пришла к нам во второй класс. Она сразу мне понравилась, и до появления в нашей школе Риты Кандала, это случалось в 8 классе, я симпатизировал Лизе. Недавно узнал, что она догадывалась о моих симпатиях. Но ничего, кроме того, что мы обменивались томными взглядами, ничего между нами не было.  Лиза была из многодетной семьи, все девочки в которой были очень красивые. Старшая из сестер, Надя, была у нас в классе пионервожатой, с другой сестрой Зоей мы работали вместе с 11-й горбольнице города Хабаровска.  А с Лизой, которая получила по окончании школы серебряную медаль, мы поступили одновременно в медицинский институт, и так же одновременно его закончили. О дальнейшей судьбе Лизы  я узнал от её сестры Зои. Лиза одно время работала городе Дубне, потом вместе с мужем переехала в Израиль, где продолжила работать врачом-психиатром. Дальше её следы у меня потерялись, так как я уехал в Сибирь.

А вот со следующей моей симпатией Ритой Кандала мы поддерживаем телефонную связь, поздравляем друг друга с праздниками и днями рождения. Она была учительницей литературы, преподавала в 56-й школе в Хабаровске. Была замужем, у неё есть сын Саша, невестка и внучка, которой она помогает учиться. Родители её умерли, старшая сестра Эмма живет в Хабаровске, как и Рита, часто сестры навещают друг друга. Рита стала заядлой дачницей, выращивает хорошие урожаи, и находит в работе на даче отдушину он всяких забот.

Немного знаю еще о двух своих одноклассницах – Люде Шумиловой и Ларисе Ткачевой. Первая была лучшей лыжницей не только в нашей школе, но и в районе. Крепкая физически девочка, она была старшей в большой семье, и на неё возлагали почти все мужские домашние обязанности. Она пилила и колола дрова, носила воду из колодца, разгребала снег. Это дало ей хорошую физическую подготовку. После школы Люда закончила факультет физвоспитания в пединституте, работа в школе учителем физкультуры. Сейчас живет в поселке Пивань под Комсомольском, реабилитируется после перенесенного инсульта. Это мне написала её младшая сестра Оля, которая сейчас живет в городе Биробиджане.  Она же мне поведала и о Ларисе Ткачевой, которая тоже живет в этом городе. Дети у Ларисы живут в Израиле, и она туда периодически ездит.  Вот и все, что я знаю об этих девочках из моего класса. Но это все же больше, чем о других моих одноклассницах – Вале Горожаниной, Нине Баскаковой, Нелли Канашиной, Вале Смоленцевой из Чля. О них я совершенно ничего не знаю с тех пор, как мы окончили школу.  Немного знаю о Свете Желниной от её младшей сестры Риты, обе живут в городе Набережные Челны. Зою Карякину встречал в Хабаровске, она стало женой нашего выпускника Вити Ротмана, который был старше года на 2-3.  Но это было давно, еще в начале 80-х годов, и что с тех пор произошло с Зоей и Витей, мне неведомо. Еще об одной выпускнице нашего класса Любе Захаровой мне стало известно совсем недавно, после её встречи с нашей землячкой Галей Коршуновой, которая окончила школу на год позже нас. Они встретились по поводу передачи Любе альманаха с воспоминаниями наших земляков.

Несколько слов хочу написать о ребятах и девчатах из параллельного класса.  О Володе Загузове я написал.  Был еще один мальчик, который долгие годы играл в школьном духовом оркестре, как я, Козлов и Загузов. Это Витя Тяжелков, невысокого роста, он играл на трубе, солировал, вел партию оркестра. Он остался один на этом музыкальном инструменте, после того, как Вася Баскаков и Коля Мариечко ушли из школы, а Гена Селезнев уехал. Узнал о его дальнейшей судьбе я от своего коллеги, врача  медсанчасти на одном из оборонных заводов Амурска. Витя Тяжелков стал главным инженером на этом предприятии, и пользовался большим уважением у всех работников завода. А еще один парень из параллельного класса – Рифхат Ширизданов, после окончания школы и Томского политехнического института,  работал инженером на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре.  Сейчас живет в Подмосковье, в городе Загорске. Один из его школьных товарищей – Шура Захаров, который тоже поступил в Томский политех, умер во время учебы от саркомы бедра. Но зато еще одна из тех, кто училась в Томске из нашего выпуска, Лариса Шарабарина, живет в Москве. Мы с ней поддерживаем связь, вспоминая, как вместе играли в сценке из «Евгения Онегина», где она была Татьяной Лариной, а я Евгением.  Не знаю, как сложилась судьба еще одного парня, Гены Бехтерева, обладателя красивого баритона, который покорял своим голосом слушателей и в школе, и со сцены поселкового клуба. И внешне, и своим голосом он очень похож на Ярослава Евдокимова из Белоруссии.

Теперь несколько слов о наших учителях.  Наш классный руководитель Василенко Тамара Андреевна, учитель физики, стала директором Херпучинской школы после моего отца.  А вот директор школы в период нашего выпуска, Аляева Валентина Николаевна, учитель литературы, переехала в Западную Сибирь, в Ханты-Мансийский автономный округ, а выйдя на пенсию, уехала в город Энгельс, бывшую когда-то столицей округа немцев Поволжья.  Её дочь Лена стала учительницей литературы, но давно уже не работает, и живет с семьей там же, в одном из поселков Югры.  Поменяли фамилии учителя Муратова Раиса Захаровна, которая стала Антоновой, и до сих пор живет в Оглонгах.    Расщепкина Александра Андреевна вышла замуж и взяла его фамилию Маслакова. Многие учителя, которые работали в школе в годы моей учебы, вышли на пенсию,  и переехали в Хабаровск, общаются друг с другом и со своими учениками. Это  Ангелина Ивановна Шохина (Черкашенинова), Вера Ивановна Серебрякова, заслуженный учитель РСФСР, Тамара Матвеевна Чердак, бывшая пионервожатая. Им уже давно за 80 лет, но они по-прежнему бодры,  мобильны. Увы, многие ушли из жизни – Веснина Светлана Васильевна, Миминошвили Анна Ефимовна, мои родители, Василенко Тамара Андреевна, Маслакова. А вот еще одной учительнице – Малининой Евдокии Дмитриевне, 10 марта исполнится 97 лет. Можно пожелать ей дожить до столетия, всего каких-то три года осталось. А вот Атаманенко Вера Кирилловна переехала в Хабаровск и со временем стала заместителем Главы Индустриального района. Мы с Володей Загузовым поздравляли её с 50-летним юбилеем, который отмечался в районе. К сожалению, она довольно скоро ушла в мир иной.

Конечно, это мое повествование предназначено в первую очередь для моих земляков, которых немало среди моих читателей. Многие со мной связываются на сайте «Одноклассники», особенно их заинтересовали мои произведения после выпуска двух книг о родных местах «Возвращаясь к истокам» и альманаха «По волнам нашей памяти». Обе книги разошлись в течение нескольких дней по заявкам земляков и знакомых. Так что я продолжаю рассказывать о жизни в далеких местах, где жизнь так же кипела, как и в больших городах, и школы выпускали достойных учеников, готовых к самостоятельной жизни. Больше половины получили высшее образование и заняли достойной место в жизни. За то спасибо и родителем, и учителям, и дружным ученикам, которые сохранили хорошие отношения на полвека и с удовольствием общаются.


Рецензии
Саша, я с таким удовольствием прочитала твой рассказ, ведь я помню всех твоих одноклассников ( или почти всех). Жаль, что после окончания школы мы часто теряем друг друга и только через много лет на нас обрушивается ностальгия, но уже поздно. одни ушли в мир иной, других мы не знаем адреса и только по крохам собираем информацию о своих одноклассниках. Я занимаюсь этим вопросом, нахожу по просьбе своих друзей их друзей и мне это иногда удаётся. Я нашла Гену Гуржий, Витю Ротман, Люду Шемелину и других. Уже три года я в одноклассниках и так рада, что есть возможность общаться с друзьями. Я благодарна тебе, что твои произведения о нашей Малой Родине не дают нам забыть прошлое. А какие классные фотографии есть у наших земляков и всё о Херпучах. Давай, Санечка, продолжай нас радовать своим писательским трудом. Будем читать!!!

Галина Егорова Коршунова   26.01.2019 10:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Галочка, за твои проникновенные слова в мой адрес. Буду стараться радовать вас, своих земляков и моих читателей.

С уважением

Александр Щербаков 5   26.01.2019 13:25   Заявить о нарушении