О мнимом патриотизме первосвященника Каиафы

  И еще раз о "патриотизме" тех, кто распял Христа. Перед этим я написал о "патриотизме" фарисеев - http://www.proza.ru/2019/01/24/1625. Теперь я хочу написать непосредственно о "патриотизме" тех, кто принял непосредственное участие в осуждении на распятие Иисуса Христа,  (роль фарисеев здесь скромнее).

На просторах интернета мне попалась статья некоего "мыслителя"-антипатриота "О патриотизме псто или был ли Христос патриотом?". В числе прочего он не указал на противопосложность христианства патриотизм, а также на то, что Русская Православная Церковь стоит на антихристианской позиции (по причине своего патриотизма). Итак, этот автор пишет:
"Можно быть патриотом только Царствия Небесного, и нельзя быть патриотом никакого земного царства, ибо нельзя служить двум господам!  Истинное же христианство, состоит в том, чтобы стремится к тому совершенству, которым обладает наш Небесный Отец. В данном вопросе, Русская православная церковь не вполне православна, и даже, более того, стоит на антихристианских позициях, объединяясь с богопротивными сатанистами-милитаристами и «поцреотами». Более того, РПЦ объединяется по духу с теми, кто мучил и распял Христа! Ведь Иисуса Христа распяли не столько, по причине Его, якобы, «богохульства», сколько по «патриотическим» мотивам. Вспомним мотивировку первосвященников, желавших смерти Иисусу Христу: «Пусть, лучше один человек погибнет, чем весь народ»".
Очень хорошо, что "патриотические" (мотивы) автор включил в кавычки, ибо на деле никакого патриотизма здесь не было.

Да, в Евангелии от Иоанна говорится:
«Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
С этого дня положили убить Его» (11, 47–53).

О чем здесь речь? Почему это римляне должны придти и взять Израиль, если Израиль и так под римской оккупацией? Все дело в том, что сонм архиереев (представленных саддукеями) и фарисеи здесь высказывают опасение, что мечтающий об освобождения от римского ига иудейский народ объединится, обретя в Христе вождя и восстанет против Рима, а римляне, в свою очередь, вышлют карательные войска.Есть ли в этом опасении патриотизм? - Если стать на т.з.еврейских патриотов (точнее ультрапатриотов) - зилотов, то архиереи (первосвященники) и фарисеи здесь выступают как обычные трусы, боящиеся народного выступления против Рима. И как коллаборационисты, предатели собственного народа, намеревающиеся выдать оккупантам будущего вождя повстанцев.

Хотя кто-то может сказать, что зилоты были безумцами, которые вели народ к бессмысленному кровопролитию (и это действительно было так), и что разумными израильскими архиереями и старейшинами руководила именно настоящая любовь к народу, опасение за его судьбу.

Но на самом деле, конечно, Христос вовсе не собирался становиться вождем повстанцев, и его враги прекрасно об этом знали. Интересно, что наиболее авторитетные толкователи Писания (Златоуст, Феофилакт Болгарский) никакого патриотизма в этих словах не усматривают,а усматривают одно лишь лукавство. Не буду грузить читателя цитатами отцов-толкователей (желающий найдет в интернете. Ну а для кого Отцы - не авторитет в этом вопросе, то тут на помощь приходит Евангелие от Матфея в котором говорится:итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти (27, 17-18). Из ЗАВИСТИ, а вовсе не из-за опасения за безопасность народа.


Каиафу и прочих первосвященников очень трудно заподозрить в патриотизме. Это подтверждают и слова, сказанные первосвященниками (видимо, здесь имеются в виду Каиафа прежде всего, как правящий певосвященик на то время,  и упомянутый в Евангелии его предшественник и тесть  Анна, с которым Каиафа советовался): "И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря" (Евангелие от Иоанна, гл. 19, ст.15-15). . Это слова коллаборационистов, римских пособников, а не патриотов. Понятно, что эти слова были также лицемерны, но они явно указывают на то, что никакими патриотами враги Христа (и прежде всего первосвященник Каиафа) на самом деле не были.

Те, кто не в курсе, могут найти информацию все в том де же Интернете о том, что Каиафа (как и его тесть Анна) был не фарисеем, а саддукеем. Саддукеи же были самыми натуральными коллаборационистами, пособниками римской оккупационной власти. По этой причине они были позднее полностью перебиты зилотами (иудейскими повстанцами, борцами за независимость Израиля) в ходе антиримского восстания. Божья кара постигла тех, кто более всех повинен в Крестной смерти Спасителя.

Нам известны случаи обращения в христианство фарисеев (например, Никодим, член синедриона, Иосиф Аримафейский, апостол Павел), зелоты тоже обращались ко Христу (апостол Симон Зилот), а вот примеры обращения в христианство саддукеев мы назвать не сможем. История, по крайней мере, об этом умалчивает.


Рецензии