18. Продолжение трудовой деятельности

Время бежало вперед. Новые передовые технологии доходили и до нашего института. Через четыре года, в марте 1979 года  меня послали в украинский городок Северодонецк повышать свою программистскую квалификацию. В то время многие сотрудники нашего института уже побывали там. Институту необходимо было готовить программистов для работы на малых ЭВМ.
Два месяца на солнечной и теплой украинской земле я провела в напряженном изучении структуры и способов программирования на новейших по тем временам малых вычислительных машинах СМ ЭВМ, имеющих возможность создания программных модулей, работающих с системе реального времени и управляющих технологическим процессом. В городе Северодонецке выпускали такие машины и попутно готовили специалистов для работы на них. На курсах я обучалась работе на СМ-2 и М-6000. Многое их того, что я изучала, мне вовсе не пригодилось, но я побывала в Украине, ее южной части, увидела цветущую солнечную весну, которая начиналась с марта месяца. Городок был небольшой, и располагался, как об этом говорили, на дне высохшего озера. Запомнился вкусный бородинский хлеб, сладкий черный как уголь, и украинская речь, на которой там говорили многие. Я и сама к концу учебы стала понимать и даже чуточку разговаривать на украинском. К тому же, я познакомилась и подружилась с девочкой моего же возраста из северного городка Светогорска Ленинградской области, которая тоже училась на этих курсах. Вместе мы зубрили непонятные нам команды и решали программистские задачки, сдавали зачеты.
Вернувшись домой, я получила задание написать программу для ЭВМ СМ-2, которая уже стояла в нашем институте. С того времени всем нам, молодым программистам 70-х годов пришлось довольно сильно перестраиваться – учиться писать программы для этой машины, изучать работу на черно-белых мониторах, уметь ввести программу в новую машину, отработать ее там, затем записать отредактированную  программу на перфоленту или магнитную ленту, чтобы иметь возможность сохранить ее для запуска в другой раз.
Сохранить символьную программу в оперативной памяти машины было невозможно, в связи с чем возникало много проблем с работой на малых СМ ЭВМ. Ввод нового отредактированного текста программы в машину часто приходилось повторять несколько раз, потому что «вылетала» то операционная система, то при работе сбоила клавиатура. Транслятор и компоновщик работали медленно. Но было одно большое превосходство малых СМ ЭВМ над ЕС ЭВМ. На малых машинах можно было подключить диспетчер, который управлял работой целого комплекса программ в реальном времени. Таким образом, информация, считанная с датчиков, установленных на станционном оборудовании, заводилась в программы, а они обрабатывали ее и делали расчеты, необходимые для контроля работы котлов и турбин.
Для таких машин я смогла написать несколько больших программ в 80-е годы. Они были сданы в эксплуатацию на московских ТЭЦ-23 и ТЭЦ-22. 
А еще, работая на таких машинах в 92-93 годах, я смогла побывать в удивительных местах России – на Ириклинской и Кармановской ГРЭС. Путешествуя с группой сотрудников нашего института на эти станции через Москву на поездах, мы любовались необъятными просторами России, ее широчайшими реками и озерами, побывали проездом в Уфе и Оренбурге, переезжали через условную границу между Азией и Европой, увидели плотину Ириклинской ГЭС. Да, билеты на самолет для нашей организации в то время были дороги. В это время нашу зарплату порой задерживали, хотя она была мизерной 20$, а командировочные в виде российских рублей нас выручали.
Первые персональные компьютеры появились в нашем институте еще до моей поездки на эти электростанции, в конце 80-х годов. Персоналок было очень мало – выдавали по одной на отдел. Операционную систему MS DOC на ней уже устанавливали наши институтские молодые «всезнайки». Как они нам, женщинам, помогали! Чуть что сломается, к примеру – барахлит диск с памятью 500 МБайт, бежим к Андрюше. Он за шоколадку или банан все исправит, отформатирует диск, предварительно переписав все наши рабочие программы на свой компьютер. Но это уже было потом, когда всем программистам моего отдела выдали по компьютеру, пусть не новому, но рабочему.
А тогда, в 1989 году я увидела самую первую персоналку в своей жизни, ту, единственную, которую получил наш отдел. Как «баран на новые ворота» я смотрела на нее и не верила, что в такой маленькой машинке может поместиться все то, что мы делали на малой ЭВМ, состоящей из нескольких больших шкафов. Мне пришлось осваивать клавиатуру, самые простейшие команды операционной системы MS DOC. И все это я делала абсолютно самостоятельно без чьей либо помощи, выпрашивая домой на ночь у нашего сотрудника единственный отпечатанный на пишущей машинке экземпляр с описанием работы на персоналке. Ведь работа, которую мне поручили сделать для Курской атомной станции, была срочная.
Мне предстояло освоить работу на новом компьютере и написать программу на незнакомом для меня языке Паскаль. С учебником по Паскалю тоже возникли проблемы. У паренька из нашего отдела был такой учебник 1989 года выпуска, его он случайно приобрел в книжном магазине. Я выпрашивала учебник на вечер домой и по ночам изучала новые команды и операторы Паскаля. Затем мне повезло, я сама выследила в книжном магазине такой и еще более новый учебник – «Паскаль для персональных компьютеров» под редакцией Ю.С.Бородич. Он и стал моей настольной книгой на два года, пока я разрабатывала новые программы для отдела ПТО Курской АЭС.  В течение двух лет я несколько раз ездила в городок Курчатов на Курскую атомную электростанцию вместе со своим начальником, старшим научным сотрудником, разработавшим сложные алгоритмы для контроля работы тепловых сетей АЭС. Когда мы весной подлетали на самолете к Курску, меня поразила необычно черная земля, которую я увидела в иллюминаторе. «Это чернозем, – поняла я и позавидовала, – какая же здесь хорошая плодородная земля». В городе я заметила людей, направляющихся куда-то пешком с граблями и лопатами за плечами. Видимо, это был выходной день, и люди шли за город обрабатывать свои земельные участки. В Курчатове, построенном наспех для работников строящейся атомной электростанции, удивили провода. Замотанные в изоляцию они нависали над домами, опутывая весь городок, и не были спрятаны под землю. А еще мне понравилось, что на станции, на которую войти было довольно сложно, потому что военный персонал тщательно проверял паспортные данные на входе, вся территория, огороженная высоким забором с проволокой, была похожа на цветущий сад. Я увидела здесь много цветов и красивых кустарников. В то время прошло совсем мало времени с момента взрыва на Чернобыльской АЭС, и сотрудники станции много говорили и рассказывали об этом. У некоторых из них были родственники, которые работали в Чернобыле.

27.01.19

  19 часть повести  http://proza.ru/2019/01/28/50


Рецензии
Добрый день!
На днях читала Вашу страничку и у меня появились вопросы, позвольте их вам задать.
Вот вы рассказываете о своей трудовой деятельности программиста(что так нечасто:женщина-программист, притом еще при СССР).

Процитирую Вас:
(..)
"Первые персональные компьютеры появились в нашем институте еще до моей поездки на эти электростанции, в конце 80-х годов. (...) Ведь работа, которую мне поручили сделать для Курской атомной станции, была срочная".

----------------
Мои вопросы.

Всё это очень интересно, спасибо!
-----------------------
1.
Гигиена и ГОСТы работы программистов старшего поколения.

Но вопрос:вы не осветили в своих мемуарах тему гигиены работы на промышленных и персональных компьютерах тех лет. А поскольку после выхода на пенсию, вы продолжили работать на ПК в качестве писателя и издали множество книжек-сказок(удивительная многогранность!)— то за компьютерами вы всю сознательную жизнь работаете со времен студенческой юности на факультете программирования. Дипломированный программист, даже в наше время не все имеют такую специальность, многие самоучки.

Как все это отражалось на здоровье сотрудников? Вы работали в организациях программистов, имеете уникальный опыт личный и наблюдения за коллегами. Ваш опыт вмещает большой временной период от огромных промышленных ЭВМ до компактных ПК, вы бы хорошо сделали, расширив этот раздел своих мемуаров. Это придало бы актуальность им, расширив от ваших личных воспоминаний до всеобщной важности отраженных в них тем. Можно и отдельную книжку написать по этим вопросам. И выложить здесь.

Сколько можно без плохого самочувствия работать за ПК? И т.д. В чем были отличия работы на больших компьютерах, занимавших целую комнату, как вы сами пишете, — от ПК? Осветите, пожалуйста, эту тему.
---------------------

2.
Телевизор и ЭВМ, ПК, сравнение от вас, как специалиста.

И еще вопрос. Как отличаются излучения от телевизора и от компьютера при том, что от телевизора мы удалены на 2 метра и более, а перед ПК сидим вплотную и по времени намного больше, есть ли радиационный фактор электронно-лучевой трубки телевизора и ПК или его можно не учитывать? В основном те, кто по работе и/или для личных целей много проводит за ПК, не имеют времени и желания много проводить за телевизором, ТВ в традиционном виде постепенно уходит в прошлое, видимо, в скором будущем грядут радикальные перемены и ТВ-вещания и интернета.

Если за телевизором(например со времени появления телевизоров уже несколько поколений) и посчитать, то можно ли время, проведенное за ПК, - приравнять ко времени, проведенном за телевизором нынешними пожилыми людьми, в аспекте влияния на органы и системы человека?
Или что-то из них в разы больше, как считаете? Грубо говоря, что вреднее? Или одинаково?

Вы проводили много времени на работе(полный рабочий день) за ЭВМ и ПК, а также дома за телевизором(1-2 часа в день). Как бы вы осветили ныне такую долгую историю личного погружения в электро-магнитные поля? Ваша биография в этом плане редкая, как программиста старшего поколения.

--------------

3.
Вредность профессии, да или нет?

Считалась ли ваша профессия "вредной" в СССР по оплате, срокам выхода на пенсию и т.д.?
---------------------

4.
Цифровизация образования, ваш взгляд.

И как детского писателя Вас позвольте спросить:как вы относитесь к массовой цифровизации образования, начиная с начальной школы? Это благо или нет и сколько должны в школе проводить учителя и дети на планшетами, ПК, и у электронных досок и т.д.?

Кликаю на понравилось. И на вашем сайте побывала, спасибо.

Зера Черкесова 2   02.06.2023 00:38     Заявить о нарушении
Добрый день, Зера! Бегло прочла ваши комментарии. Найду свободное время и постараюсь вам ответить. По поводу всего о чем вы спросили. Пока еще жива, мне в августе будет 70 лет. Здоровье неважное. Но это не совсем от компьютеров, больше сказались другие жизненные трудности. Отдыхала слвсем мало, ни разу не была в санатории, сейчас дачи уже нет, бывший муж продал. У меня больная щитовидка и множество болезней со школьной поры, особенно желудочных. Компьютеры большие сильно не влияли на здоровье, потому что мы на них не работали целыми сутками, а только в определенные часы, по графику. Желающих было много. Когда появились первые персоналки, у них был "вредный" монитор, мы защтщались от излучения специальными экранами навесными на них. Современные компьютеры не очень вредны, если хороший монитор. Но сидеть за ними долго не рекомендую, потому что портятся глаза и сосуды мозга.

Татьяна Домаренок   04.06.2023 14:01   Заявить о нарушении
Моя профессия не считалась ведной о оплате, и даже у обслуживающего персонала она не считалась вредной. Я думаю, что сейча же самое. Очень много по 12 часов в день приходилось работать за компьютерами в кмандировках, когда ездили сдавать свое программное обеспечение на объекте, т.е. на электрической станции. Там иногда мне было плохо, сильно болела голова по нескольку дней подряд. да и ра работе в Минске от напряжения, когда что-то не получалось и я сидела долго не вставая за машиной, потом домой приходила с головой как в тумане и требовалось несколько часов для того, чтобы прийти в норму. Мой совет - нужно делать перерывыв в работе за компьютером, несмотря на то, насколько ты загружен работой. Но это часто не удается, потому что начальство гонит и не обращает внимания на твое самочувтвие. На моей работе выдерживали только самые мозговитые работники, компьютер это не для всех. Далее. Нужно работать в освещенном помещении, тогда меньше нагрузка на глаза. Для того, чтобы сохранить глаза я бы порекомендовала принимать витамины. По поводу совреиенных смартфонов скажу так. У меня старый телефон, я не хочу работать ка все, согнувшись в три погибели, рассматривая мелкие буквы на экране. Со сказками работаю только на компьютере когда хорошо себя чувствую. От долгого сидения отекают ноги. Я считаю, что современная молодежь, в том числе и мой сын, к старости будут иметь проблемы с осанкой, с глазами. Магнитное поле не сильно действует, вокруг нас магнитных полей очень много. Нужно беречь глаза и голову от солнечного излучения, оно вреднее.

Татьяна Домаренок   04.06.2023 21:37   Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна Ивановна!
За безценные сведения из первых рук, давно хотела спросить именно опытного программиста обо всем этом, вот и сбылось.
Я пока моментами закрываю свои странички, технически, и просто мне нужно, так что извините, что вчера вы увидели закрытую страницу и не ответили, но сегодня я получила ответ.
Итак, специфических особо признаков воздействия э/м поля по-видимому нет. Это важно.

Зера Черкесова 2   05.06.2023 00:58   Заявить о нарушении
Всё что вы описали я тоже не раз испытала и сделал те же по существу выводы, но кое-что важное почепнула из ваших ответов и убедилась что и у меня было всё как у всех и даже как у проф. программистов. хотя я не программист, а сете-писатель и проч., но много времени за компьютером годами. Да и старые мониторы и старые компьютеры(белые, помните? ) и верно были таковы, как вы описываете. Но я и за ними работала порядочно.

Ну что ж, благодарю Вас.
Для вашего восстановления гомеостаза(здорового равновесия) я посоветую вам заняться дието-терапией и релаксацией. Думаю, что вам поможет одна или несколько комбинированных систем диет и пр. Поль Брегг, Певзнер, Монтиньяк, Галина Шаталова, А.Мориц и др. Погуглите, поработайте над своей системой, вы ас Интернета, не мне вас учить как и что находить. Будьте здравы!
С уважением,

Зера Черкесова 2   05.06.2023 01:05   Заявить о нарушении
Спасибо, Зера! Я вам желаю успехов в Ваших делах и чтобы здоровье не подводило, болячки не мешали в осуществлении намеченных планов))) Это важно, потому что в нашем возрасте хочется еще что-то важное успеть сделать, оставить после себя.

Татьяна Домаренок   05.06.2023 23:59   Заявить о нарушении
прочитал Татьяну. и вспомнил о забавном эпизоде. который вычитал у Игоря Губермана. когда он переехал в Израиль, нужно было и в том учреждении отметиться и в этом. при том, что он не знал точно функций этих учреждений. и вот пришел он к одному клерку. отвечает на вопросы. а клерк полусонный, вялый, выжатый какой-то. и Губерман решил ему польстить. он слышал, что в этих офисах оседают бывшие мосадовцы ( военная разведка) и Губерман говорит, что понимает почему тот не выглядит. как огурчик. наверное сказалась тяжелая работа на прежнем месте. и клерк ему ответил: вы правы, у меня была очень тяжелая работа. я тридцать лет проработал учителем в школе.

Леонид Колос   10.06.2023 10:33   Заявить о нарушении