Что после Холокоста?

27 января (День освобождения Освенцема в 1945, Снятие блокады Петербурга 1944).

Я смотрел "Обыкновенный Фашизм", был в еврейском центре толерантности  в Москве, в Яд ва-Шеме в Израиле, читал книги про Холокост, но это не помогло понять мне, как Катастрофа могла произойти.
Произошедшее настолько отвратительно, что единственная возможность как-то разобраться, обработать это событие, точнее более шести миллионов смертей-событий, хотя бы для самого себя - полностью вывести его из области морально-этических оценок, иначе заливают слезы: невозможно спокойно проанализировать известную гору детских горшочков из фильма Ромма. Мне хотелось бы поделиться своими размышлениями насчет того, как это могло произойти и теми выводами, которые, как мне кажется, надо сделать из произошедшего.
Могли ли это быть хоть кто-то кроме немцев? Думаю, это мог быть практически любой из народов, в которых хорошо развит антисемитизм, благо в Европе таких много. Самый простой пример: поляки, которые выдавали бежавших из Освенцима за бутылку водки и шмат масла. Можно вспомнить многочисленные погромы устроенные ими же, а также последний погром в Европе, погром в Кельце в июле 1946 года, произошедший в Польше, уже давно к этому моменту освобожденной от нацистов. Я не хочу перекладывать ответственность за Холокост на поляков, так как авторы и исполнители, по большей части, - немцы. Я хочу отметить, что антисемитизмом в самых радикальных его проявлениях были больны не один немецкий народ. Да и с поляками, немцы вели себя, полностью соответствуя статусу "победителя". Вспомним объявление поляков, да и вообще славян, народами второго сорта ("смешанный народ на основе низшей расы с каплями нашей крови" - это фраза из речи Гиммлера), с последующей практикой отбора наиболее арийских из польских детей, от их менее арийских родителей, да и что говорить: во время нацистской оккупации множество поляков отправили в трудовые лагеря, многие погибли. Так "раса господ" поступала с побежденными. Такими же побежденными или побеждаемыми, немцы считали евреев, которых необходимо уничтожить, ведь все евреи участвуют во всемирном сионистском заговоре против немецкого народа. В этой логике нет ничего необычного, как бы цинично это не звучало. За историю человечества победители часто творили с побежденными ужасные вещи. Каждый народ-победитель, объявляет себя правоимеющим и границы своего "права" определяет сам, в зависимости от своих политических или идеологических целей. Союзники заставляют немцев смотреть хронику из концлагерей за еду, немцы за пять лет до этого заставляют французов отдать часть евреев в концлагеря. Но немцы, как бы заранее объявили себя победителями. Можно сказать,  владыками, взяв себе в компанию пару близких народов,  а всем остальным оставили в лучшем случае участь рабов.
Само собой, в "расе господ", не может быть: умственно отсталых, инвалидов, психически нездоровых людей; смешанные браки не желательны, дети от смешанных браков - нежелательны, евреи - нежелательны... Немцы начали "очищение" с нездоровых людей, и первые газовые камеры использовались именно для убийства неизлечимо больных. И ведь, в чём дело: в то время существовало несколько тоталитарных режимов-каннибалов, но поставить во главу угла идеологию, основанную на расовой теории, идеологию изначально человекопоедающую, настроенную на уничтожение большинства людей, ради блага меньшинства, получилось только в Германии. Только в Третьем Рейхе убийство людей стало принципиально идеологической вещью, я имею ввиду личную заинтересованность Гиммлера в этом проекте. При том, что Сталин убил по подсчетам больше народу, не ГУЛАГ был гордостью той России, а, например, Беломорканал, при постройке которого пользовались теми же методами, что и Освенциме: рабская рабочая сила, пополняемая репрессиями против своего народа. Правда, немцы объявили, что репрессируемые - абсолютно другой народ, который ведёт подрывную деятельность, чтобы уничтожить арийцев.
А ведь начиналось всё, относительно будущих лагерей смерти, безвинно. Не в первый день всех неугодных повезли на бойню, политика полного истребления не была одобрена до 1941-1942 года. И от прихода к власти Гитлера до Хрустальной ночи прошло больше пяти лет. И, до политики государственного антисемитизма, были у немцев еврейские погромы, антиеврейские законы и всё это имеет глубокие корни, далеко до двадцатого века. Но ситуация всё же сложилась уникальная: убийство людей поставленное поток. Что-то есть такое, что им позволило соединить поиск внутреннего врага, врага народа, и антисемитизм, получив в результате Треблинку.
Так мог ли кто-то еще объявить себя "расой господ"? Почему таких масштабов зверства достигли именно немцы?  Значит, было что-то в немецких головах, какая-то лазейка, позволяющая сделать вчерашнего человека, соседа, "Untermеnsch"-ом. Сначала отобрать у него имущество, потом выгнать из квартиры, отправив в гетто, а потом и просто убить за ненадобностью. Только ли в немецких головах есть такая лазейка и только ли евреи всегда под угрозой? Наверное, всё же, ответ на оба вопроса "нет". Дания всей страной помогает евреям бежать в нейтральную Норвегию, а эстонцы делают свою территорию "Judenfrei", перебив большую часть своих евреев еще до прибытия немцев. Значит, есть что-то общее, что позволило двум разным народам, в относительно дальней удаленности друг от друга, участвовать в массовом убийстве людей совершенно конкретной национальности. Я не могу назвать конкретно - что. Но, может, что-то в культурном коде. Та самая "лазейка", о которой я уже писал. Но всё-таки начать дело полного уничтожения еврейского народа и присоединиться к нему, как только "разрешили", - это не одно и тоже. И на месте евреев мог быть кто угодно - политика уничтожения распространялась и на цыган тоже, просто с явно меньшей тщательностью. Получается, что и на месте немцев кто угодно мог бы быть и на месте евреев мог быть кто угодно.
Но почему-то это случилось именно с евреями и немцами... А помогали немцам очень многие представители народов с древними традициями антисемитизма. С тех пор прошло не так много времени и сейчас происходит реакция на эти события: оба народа будто пытаются уничтожить в себе то, что позволило случиться Холокосту. Еврейский принцип "никогда больше", подразумевающий, что никогда больше евреи не допустят Катастрофы, никогда не пойдут покорно на бойню, дадут отпор любому противнику. И немецкая реакция на события определенно есть. Как мне кажется, принятие большого количества беженцев из арабских стран - это будто некое извинение за прошлое, проявление немецкого чувства вины, хотя и понятно, что присутствуют и свои политические причины.
Так что теперь делать? Можно ли точно сказать, что такое не повториться никогда, что после немцев не найдется ещё один народ, который объявит себя "расой господ", а евреев - паразитами? По моему мнению, на это способны далеко не все. А те, кто способен уже проявили себя в предыдущем веке и надо просто сделать выводы. И тут неважно еврей или не еврей. Дело не в этом, хотя, очевидно, что евреи в большей опасности. Лучше всего это иллюстрируют теории отрицателей Холокоста. Не прошло и полвека, как появились неонацисты, заявляющие, что Освенцим - это обычный трудовой лагерь. Наиболее (простите за слово), курьезный момент,  рассказан в книге Лоуренса Риса "Освенцим". Он приводит рассказ бывшего работника Аушвица, свидетеля массовых убийств тех лет, которому один из отрицателей Холокоста доказывал, что уничтожения евреев не было. Но, повторюсь, неважно, еврей ты или нет. Надо помнить, что объявить недочеловеком или врагом народа, можно кого угодно. И теперь, мы точно знаем к чему это может привести. Значит, мы должны понимать, что есть в людях, или, по крайней мере, в части людей то, что позволило им устроить Холокост, принимать в нем участие или же активно не замечать того, что происходит. Датчанам не дало что-то отдать часть своего населения с еврейскими корнями или вероисповеданием, а немцы расправлялись со своими недавними гражданами во время Хрустальной ночи. И это надо помнить, как минимум, чтобы однажды не оказаться одним из кричащих в газовой камере или одним из подающих газ.


Рецензии