9. В Беловодье за зипунами

"Преславное чудо, небо украшено звёздами, земля цветами" – так начинается ода уральской красавице Чусовой. На реке у каждой деревни своя судьба. Славилась "Утка косыми лаптями", а "Мартьянова зипунами".

И что в зипуне такого? Простой кафтан из грубого домотканого сукна, без стоячего воротника. Цвет сукна яркий, да швы отделаны шнурами контрастными.

Зипун - удобная одёжа. В ней хоть в поле, хоть в лес - не стесняет. Ну, и не стеснялись. И крестьяне зипуны носили, и кто в поле казаковал. Наметились казаки за добычей иттить – "за зипунами", значитца. Грабителей на большаке, ушкуйничков – тех "зипунниками" звали.

Вот оно что, деревня зипунов! Первые дома на речке Мартьянихе 400 лет назад срубили двое мужиков – "Мезенин был за религию гонимый с севера, из Новгорода, а Ошурков был каторжник беглый". В четырёх верстах ниже над Чусовой стоит камень Переволошный.

Самое место зипунникам караван подловить, глухое. Ближний острог в Слободе. Река от острова Мочище змеёй идет к камню Лодышному. Пока купцы на переволоке мешкают да кожилятся, лодьи налётчиков тенью скользят, стрелою летят.
Берегись, тут хлыны есть!

Хлыны – бродяги вольные. Сам бродил с Илима, через Сулём и Волегову вверх по Реке Теснин. Был октябрь 2015-го, рекам пора в замороз идти. Не один шёл – с конём железным. Не доехал я до Мартьяновой, остановился на Переволоке. Только разоболокся, глядь – лодочки быстрыя с лихой братвой. У каждого берданка наготове. Не зипуны, конешно. Не-е.

Охоту разрешили, и робяты хотели уток стрельнуть. Как зачали пулять по берегам несусветно! И по камням, и по кустам. Меня и не видели. Ширк – и ветки над башкой как обрезало! Пришлось обнять землицу, нешто убьют удальцы ненароком. Когда отбился от волков волеговских, думал - самое страшное позади. К людям же вышел! Ан нет.

*** КАЗАЧЬЕ ЦАРСТВО ***
Люди, как реки. Куда-то стремятся, обходят заплоты. Выйдут на свободное место – разольются вольно. Когда-то разлились по Дону господа-головы, азовцы. Казаки Миши Черкашенина заняли Царицу-Переволоку на Волге. Искали они Беловодье, легендарную страну свободы. Отбивались донцы от ногайцев и крымцев, помогли Ивану Грозному взять Казань и Астрахань.

Начал царь садить по Волге острожки со стрельцами – и рассеялась страна свободы, как невидимый Китеж-град. И грянул гром – "казаки вороваху по Волге", всех сослать. Матушка Волга – широка и долга! Разные казаки на ней были.

Донские с Переволоки до устья смотрели за путём в море Хвалынское. Русские степняки ходили "за зипунами" на ногайцев и татар, не считая зазорным. Чтоб подальше свои улусы ставили. Чтоб забыли, как Русь воевать.

Казаки от царя грамотку на Дон получили, радовались. Узаконено казачье царство! Зипун был наплечной одеждой станичников. Символ их вольности - лампас в казачьей справе.

Господа-головы со стрельцами спасли Русь от крымского хана в Молодинской битве. Тогда у Миши Черкашенина сражался молодой Ермак Тимофеев. Через пять лет его выберут старшиной от Качалинской станицы с поручением охранять границы от Дона до Астрахани. И он наведёт ужас на улусы ногайские.
Берегись, Мангытский юрт!

Выше Астрахани хозяйничали соседушки – казачки волгские. Донские были из севрюков, с земли Северской. Волжские объявились с вольного города Хлынова, с земли Вятской.

*** АТАМАНЫ ДЖИГУЛЕЙ ***
О Вятской земле говорят русские летописи 1374 года, когда новгородцы ходили на столицу Волжской Булгарии: "В лето 6882 идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойницы, 90 ушкунцев, и грабиша Вятку и шедше взяша Болгары". Ушкунцы в 1181 году встали кошем на реке Вятке, и появился Хлынов – сильнейший город на востоке Древней Руси.

Хлын – речной разбойник. Екатерина II переименовала город в Вятку, а большевики в Киров. До сих пор через Полёвщину и Дряхловщину течёт речка Хлыновка, напоминая о вечевой республике.

Самовластное общежитие Хлынова во главе с атаманами, избранными народом, напоминало вечевой уклад Новгорода и казачий круг донцов. В 1360-х годах ушкунцы разграбили Сарайчик, столицу Золотой Орды, и успели сходить за Камень, на берега Оби.

Вольные царства росли. Казаковала мещера в городе Темников на реке Мокше. Казаки усилились в Поволжье, и Иван III решил силой покорить их республику. Хлынов, как и Новгород, в конце XV века был присоединён к Московскому княжеству. Народных атаманов Аникиева, Лазарева и Богодайщикова казнили в Москве.

Пришлось хлыновцам с детьми и жонками искать новое Беловодье. И пристали их лодьи у Жигулёвских гор на Волге. На тюркских языках джигули означает "впряжённый, гужевой", так звали бурлаков. Илья Репин работал над картиной "Бурлаки на Волге", посетив Могутову гору.

Изумительная петля Самарской Луки словно создана для пиратства. Ни один караван не проходил там спокойно. Хлыны, как волки, набрасывались на добычу. Хлын взял, пропало. В рязанских городках ушкунцы меняли "зипуны" на хлеб и порох. Волк, Волга и новгородский Волхов – слова одного корня.

Подобно тем мартьяновским мужикам, в казаки шли и беглые каторжники, и "гонимые за религию с Севера". Позже в Диком поле находили приют старообрядцы. Защитники "древлего православия" верили, что страна Беловодья где-то на востоке.

Ермак знал жигулёвских ушкуйников. Те времена остались на карте Волги. Близ Севрюкаево и Лбища, была Ермакова Поляна напротив острова Ермаков Осерёдок. Рядом осталась воложка Кольцовская у Васильева затона - от Ивана Кольцо.

У каждого атамана была своя протока, в которой промышляли "зипунами" и рыбой. Протоки ласково зовут воложками. Из них большая Волга складывается!

На память о "тушинском воре" Лжедмитрии II, которого поддержали казаки, осталась воложка Тушинская. Озёра Ильменские, Банные и Балабанные, острова Брусянские, воложка Березняковская  - сколько названий пришло с Волги на Урал!

Казаки селились на притоках Волги, богатых рыбой – "балыклейках". Там появлялись Мазы – селения. На языках мари и мордвы "лей" означает речку, "маза" - красивый.

В затонах орудовали шайки-лейки, речные разбойники. От них слово "маза" вошло в русскую феню. Так говорили о предводителе, старшем в деле. На языке степняков выражение "я  - дед, главный" заменялось словом атаман (ата – отец, дед).

Суровым волжским дедом времён Ермака был Богдан Барбоша. Барбаш – охотник на барсов. Видимо, Богдан пришёл с Кавказа. Матвей Мещеряк пришёл на Волгу с мещерских земель, а Никита Пан  - с польских. С черкасских земель к Токмаку пришёл Иван Черкас. Савва Болдырь был из болдырей, так называли детей смешанных браков русских с чудью и татарами.

Думаете, барбошинцы – обычные грабители? Евгений Бажанов пишет, что в сезон они работали, сдавая на перекуп икру и рыбу. Ежегодно, по данным летописей, казаки продавали около семи тысяч пудов отборной икры, пятьдесят тысяч белуг и осетров!

В Сокольих горах "зипуны" занимались звероловством. Ушкуйники были погранцами-бизнесменами. Они выбивали ногайцев с границ. Хитрые кочевники заключали мир с Москвой, но не забывали разорять русские селения.

После нападения на персидские караваны стольник Мурашкин не просто карательную экспедицию проводил. Он ещё места присматривал – где "рыбное место", а где крепость поставить. Позже Пётр I отобрал у казаков богатые затоны.

Казаки Барбоши защитили от ногайцев строительство Самарской крепости, которое в 1586 году вели князь Григорий Засекин и стрелецкий голова Фёдор Ельчанинов. У Барбошиной Поляны вырос Самара-городок, "беспокойная я".

Волгские козаки Нечая, Кольца и Барбоши выжили на Яике, в отличие от стрельцов, посланных Борисом Годуновым. И поставили заслоны невольничьим караванам, угонявшим тысячи русских людей.

*** ПРЕДЛОЖЕНИЕ СТРОГАНОВЫХ ***
Удальцы оставались вольными, "не за крестным целованьем", не получая никакой помощи. "Имать и вешать" – был им ответ Ивана Грозного. В отличие от него, олигархи того времени Строгановы сообразили, из кого сформировать первые ЧОПы. Часть хлынов бежала от царя к ним, на Верхнюю Каму. Солезаводчики узнали о Ермаке и других атаманах.

Казаки уходили с Волги от зверств Ивана Мурашкина, и Ермак мог появиться на Каме в 1577 году. Строгановы отрядили за ним "на реку Волгу из вернейших дому своего служителей".
О том пишет летописец Василий Шишонко: "Желание их, Строгановых, ему открыто, - чтоб он, Ермак сотоварищи надежно б следовал к ним в верх реки Камы, тем бы своим к ним прибытием устрашил соседственных их неприятелей, которые грозят их новонаселённым местам разорением".

8 сентября скончался Яков Строганов. В завещании он поделил Чусовую по берегам. Младщему брату Семёну достался её левый берег и низовья Сылвы. Сын Максим стал хозяином правого берега. К нему пожаловали гости - "Ермак с товарищи, в 7086 г. в верх Волгою и Камою, в лёхких стругах, до Орла-городка… в самом уже рек заморозе и прибыл".

Заключив с Семёном соглашение, молодой наследник жёстко обошёлся с дядей. Летописец Старых Лет говорит: "И Максим Яковлевич Строганов гонился за дядею Григорием Аникиевичем, и ему пособил поимать Ермак". 5 ноября Григорий Строганов отчего-то помер и был похоронен в Сольвычегодске.

*** ПОЛОЦКИЙ ПОЗОР ***
Почему братья Строгановы выбрали Ермака? Он промышлял в низовьях Волги, но не стяжал такой разбойничьей славы как Барбоша. Ермак был видный командир в донском войске Миши Черкашенина. Иван Грозный ценил участие донцов в боях за Россию.

Тогда шла долгая Ливонская война. В 1579 году успехи России на западе сменились провалами. Польский король Стефан Баторий двинул армию на Полоцк. Дружины князей Телятевского, Щербатова, Волынского и Ржевского держали три недели оборону города с великим мужеством!

Царь Иван IV послал к ним полки Бориса Шеина и донских казаков в помощь. Шеин побоялся сражаться с поляками и укрылся в крепости Сокол. Отсиживался и отряд Безнина с будушим строителем Самары князем Засекиным. Поняв это, ляхи вломились в город! С ними шла венгерская пехота полководца Каспара Бекеша.

Казаки стояли, не понимая молчание Шеина. Они слышали крики о помощи, когда русских безжалостно убивали. Они видели пламя над Полоцком. И не могли больше это слышать и видеть. Недовольные господа-головы, презрев трусливых воевод, ушли на Дон.

Через месяц, к концу сентября войско Радзивилла  взяло крепость Сокол, перебив её защитников. Поляки глумились над мёртвым Шеиным.

*** ПОВОРОТНЫЙ ГОД ***
Ермак вернулся на Волгу. Он помнил о камских солезаводчиках. Летом 1580 года его ватажники ограбили ногайского мурзу Уруса Магмета и "отогнали с Волги тысячу лошадей", прикончив "карачея Батугай-баатыря".

Из своих людей в дружину Строгановы выделяли 60 человек, и весной следующего года Ермак угнал у мурзы ещё 60 лошадей. Коней тогда было мало, и они ценились. Степная лошадь, которая может одолеть с грузом изнурительный путь и прокормить сама себя, - на вес золота.

События 1581 года развивались стремительно. В Полоцке царёвы воеводы получили урок. И что усвоили? Отступая, они захватили несколько "языков" из мадьяр. Пехотинцы Бекеша носили кафтаны на меху с приталенным коротким силуэтом, меховым или бархатным воротником.
Какая прелесть! В Москве стали шить "бекеши".

И Баторий сделал выводы. Через год поляки без пощады вырезали Великие Луки. К 1581 году Россия потеряла огромные территории. Князь Стефан стоял в "предсердии Москвы". Он готовился взять Псков. Иван Грозный вновь призвал донцов оборонять Русь. Псков нужно было удержать любой ценой.

Отряд Ермака вошёл в корпус князя Катырева-Ростовского. 25 июня корпус переправился через Днепр и через два дня осадил Могилёв. Пан Головчинский доложил польскому королю: "Чтобы отвлечь польские войска от главных русских сил, послали они в налёт лёгкую казачью конницу вместе с татарами на литовские города и сёла за Днепром. Командовали отрядами Василий Янов и Ермак Тимофеевич".

К августу в районе Могилёва - Орши установилось перемирие. Корпусу "велено быти во Ржеве". Миша Черкашенин с воеводой Шуйским защищал Псков и погиб 8 сентября, взорвав Свиную башню вместе с поляками. На этот раз Ермака среди "мишкиных людей" не было. Его конницу царь отправил на усмирение ногаев.

Зная, что царская рать увязла в Ливонии, ногайцы вторглись на русские земли Поволжья. Иван Грозный заявил ультиматум Урусу, чтобы тот набеги на "украйны" прекратил. Иначе "повелим вас самих воевать и ваши улусы козаком астараханским и волским, и донским, и казанским, и мещерским - и над вами над самими досаду и не такову учинят".

Царь дал волю ушкуйникам, намекнув на прошлый разгром Сарайчика. Долго ждать не пришлось. К началу июля отряды Ивана Кольцо сожгли Золотой Полумесяц, столицу Ногайской орды.

Бий Урус отправил в Москву переговорщиков с царским послом Перепелицыным и караваном бухарских купцов, выделив  триста всадников для охраны. Да вот незадача - зипуны, заряженные царём на погромы, не уловили тонкостей политики.

В начале августа посольство попало в засаду на перевозе у Соснового острова.  Перепелицын уцелел в жестокой расправе над караваном, которую учинили "казаки Иван Кольцо, да Богдан Борбоша, да Микита Пан, да Сава Волдыря с товарищи". Хотели как лучше? Получилось, как всегда - царёв приговор, "имати и вешати".

В середине августа атаман Ермак гнал ногайский отряд из 600 человек. Ногайцы шли с добычей от Темникова и Алатыря, всё к той же переправе через Волгу, под Сосновым островом.

Ермаковцы и барбошинцы взяли их "в клещи" и разбили, освободив русских невольников. Часть ногаев вырвалась из окружения, и ушла на Яик. Казаки бросились в погоню.

*** ПОИСК ГРАДА КИТЕЖА ***
На берегу Яика и состоялся исторический казачий круг. За разгром посольства на Волгу придут карательные экспедиции. Опять виселицы и казни. Что делать волгским козакам? Как быть Ермаку, повязавшему с ними свою судьбу?

О сходе с Волги думали атаманы, опираясь на посохи. Посох - символ мудрости и старшинства. Поднимут посохи старшие – и казачий круг замолкнет. Хочешь важное слово молвить - подними на посохе шапку.

Кто знает дорогу в рай? Беловодье было славянским ирием – раем, где с неба падает Млечная река. Гуси-лебеди, где Молочная река - кисельные берега?

Где будет казачья страна? Ермак предложил идти на Каму и Чусовую, на жалованье к Строгановым. Повоюем сибирских татар, глядишь, и царь простит.

Барбоша не соглашался. Ушлый зипун не доверял властям – обманут. И это было правдой. С Барбошей на Яике остались ватаги Ивана Дуда, Якуни Павлова и Якбулата Чембулатова, Никиты Уса и Первуши Зея. Там возникнет Кош-Яицкий острог!

Посулам Строгановых поверили неполных шесть сотен казаков. С Ермаком к верховьям реки Иргиз пошли атаманы Иван Кольцо и Богдан Брязга, Никита Пан и Матвей Мещеряк, Яков Михайлов и Савва Болдырь. Ведал ли царь, кто с ратным командиром двинулся на Верхнюю Каму?

Близилось 1 сентября, Семёнов день. Наступал новый, 7090 год от Сотворения мира. Казаки вышли к устью Иргиза на Волгу, чтобы начать сибирский путь. Интересно, что озеро в том месте близ воложки Грязнухи называется… Чусовое.
Прощай, Волга - широка и долга!

***
Реки, как люди. Они великие актрисы! В фильме "Волга-Волга" роль Реки играли Кама и Чусовая. Стрелку играла легендарная Любовь Орлова.
  - Словно тучи, печально и долго над страной проходили века, и слезами катилася Волга - необъятная наша река, - пела письмоносица Дуня Петрова.

Пароход "Севрюга" шёл по странной реке, на которой были и бойцы Чусовой, и горы Жигулей. По той же "реке" в конце XVI века сыны севрюков и хлынов ушли искать страну свободы. По реке Времени.

А знаете, и сейчас Беловодье остаётся русской мечтой.
В июле 1893 года записаны слова отца Владимира, иеромонаха Вышенской Успенской мужской пустыни:
- Страна Беловодье не сказка, но явь.
- Что творится в мире, всё там известно, всё видно, всё слышно.
- Находящиеся там живут, сколько хотят и сколько им нужно. Для них остановлено время.

Реку Времени не остановить.


Рецензии