C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

О счастье

  Две обычные причины несчастья:  незнание того, как мало нужно для счастья, и – мнимые потребности и безграничные желания.               
  Гельвеций               

  Потребности изменяются с привычками.            
  Бернарден де Сент-Пьер
 
  Что же нужно, чтобы настоящие потребности заняли место мнимых? Привыкнуть уединяться? Пожить где-то на природе? Заняться Делом? Или до конца (пусть даже печального) насыщать мнимые, поддавшись року?

  Что такое счастье для меня? Что я чувствую, когда счастлив? Какое состояние можно назвать счастьем?
  Пожалуй, я довольно счастлив сию минуту, когда пишу, зачёркиваю, переделываю – для всех! Сейчас мной владеет вдохновение, я испытываю радость творения! Окно раскрыто в летний вечер с его звуками, запахами, зеленью каштана, чьи листья излучают почти осязаемую приязнь.

  Но я бываю счастлив и по-другому, в других обстоятельствах – что же в этих состояниях общего? Радость – да! Подъём, Тепло и Свет, Благодать, готовность обласкать всех и вся, тихий Восторг, всё видится Прекрасным – и оно действительно становится Таким, заглядывая мне в глаза! Всегда бы так!!!
  Конечно же, спина расправлена, глаза лучатся, дышится легко, свободно, полно, блаженная расслабленность при избытке сил, предельная ясность, чёткость сознания, восприятия, яркость и чистота ощущений. Душа парит!

  Почему это состояние у меня непостоянно? Как его вызывать? Какие условия нужны для его возникновения? Как сделать, чтобы оно было почаще? А лучше – всегда! Как «зажечься и гореть»?
 
  Если у несчастья причин много, то счастье, по идее, беспричинно?  Как же достичь этой беспричинности? Увы, обычно я в плену стойкой иллюзии причинности счастья. Причины очевидны: еда, сытость, допинг (чай, шоколад и т.п.), редкое, постоянно ускользающее сознание материального благополучия, сознание обладания чем-то, музыка, природа, любящий взгляд, доброе слово, какая-то деятельность (например, в саду возишься или на рыбалке сидишь)…

  Но, с одной стороны, эти причины не всегда срабатывают, с другой – счастье настигает порой врасплох, ни с того, ни с сего. 
  Пожалуй, основа счастья для меня – это, прежде всего, здоровье, доброе самочувствие – так будьте же здоровы!
  Это интересное, захватывающее, нужное добрым людям Дело.
  Святой Долг перед Самим Собой, перед Ближним – перед Любовью в сердце.
Если Дело и Долг совпадают – можно говорить о призвании, миссии.

  Это Истина–Добро в душе, Высшее начало во мне, Высшее Сознание, которое проявляется во мне не так часто, как хотелось бы, поэтому всё время приходится Его искать, «стяжать».
  Истину ищут все, найдя же, понимают, что Она всегда была им известна. И как понятие, и даже в ощущении – случайно. Просто они не знали, что она – это Она.
  Искать – значит выбирать из известного – что именно возвести в ранг Истины. Её нужно признать, узнать и возвеличить, поставить на надлежащее место – возвести на трон своей души. Никто за меня этого не сделает, указав: «Вот Она!» Я должен НАЗНАЧИТЬ Истину сам. Точнее – Сам, ибо великое видится только в возвышенном состоянии. Тогда Истина становится главной моей идеей, фундаментом личностной программы, основой счастья. Я стремлюсь к Ней – и чаще ощущаю Тепло в душе, вижу Свет.

  Человеку свойственно жить идеями, но когда их много и они слабо связаны между собой, когда связь их плохо осознана, в качестве руководящей всплывает то одна, то другая – поведение суетно. Человек мечется в разные стороны, возникает  ощущение неопределённости, путаницы в голове, тупика. Если же свои «истины» взяться упорядочивать, пересматривая их на соответствие Главной – идее доброго состояния души в настоящий момент – сводя всё к Ней, то система взглядов выстраивается, возникает ощущение цельности, жить становится проще, яснее.

  Например, ушла на периферию сознания идея ценности жизни самой по себе, жизни как личной собственности:  будучи на первом месте, кроме невротического страха её потерять она ничего не давала (естественное желание жить и страх в момент непосредственной опасности тут ни при чём). Жизнь в большей степени стала средством Доброго счастья, наслаждения земным Путешествием: ощущения, попутные удовольствия стали ярче. Именно попутные – исходящие из Пути, способствующие Ему.

  Из Истины следует Долг. Всякое случается в жизни, настроение иногда опускается ниже ватерлинии, вот тут-то и спасает Истина, к которой я привязал себя, как к мачте привязывает себя терпящие бедствие. Эта привязка и есть Долг.
Когда всё плохо и ничего не интересно, лишь Долг служить Истине держит меня на плаву, удерживает от погружения в пучину депрессии, выталкивает наверх, к Свету.

  Будучи должным Добру, освобождаюсь от зла, от различного рода механических долженствований.
  Настоящий Долг – якорь в море Счастья. Он и успокоитель качки на волнах житейского моря: не даёт разыграться синусоиде настроения.
  Дело. Труд. Не столько за кусок хлеба для себя и родных, сколько для всех. Большой, требующий всех сил и даже превышающий их. Сама мысль о Деле  воодушевляет, вызывает подъём, даёт новые силы. В Деле я участвую во всех, со всеми – соучаствую. Счастье же – от «соучастия» в добром, общем, большом. В Деле я понимаю всех и себя, а счастье – «когда тебя понимают». В Деле я-маленький исчезаю, сливаюсь со всеми – это Любовь.
  Счастье, Добро, Любовь – дело не в названии – лишь бы душа была в Раю вечного настоящего!


"Не покорствуя судьбы извивам, спотыкаясь о печаль и зло,
Человек обязан быть счастливым, раз ему родиться повезло.
   Как бы ни был жизнью озадачен, только б не забыть среди забот:
   Жить на свете – редкая удача, на такое дважды не везёт.

На рассвете или на закате, в час, когда в природе благодать,
Вдруг такое на сердце накатит, что в словах никак не передать.
   Только онемеешь от простора, растворишься капелькой во мгле
   И поймёшь вдруг самое простое – как дышать прекрасно на земле!"

   Борис Скотневский,
   а.«Поэзия» №44.               

  "Я бы, положим, взял немножко счастья в каком угодно виде и заплатил за него всё, что спросят."
 
  Э.Хемингуэй, «Старик и море».

  Плата за безусловное счастье – отдать себя в пользование Себе?


На 108-ой Конкурс -  http://www.proza.ru/2018/12/29/518 Международного Фонда ВСМ


Рецензии
Счастье, это выполнение своего предназначения.

Николай Нефёдов   01.05.2023 18:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.