Эволюция человека и неестественный отбор

               
               
                "Все начинается с хорошей идеи"
                Просторы интернета.
               

      Дарвин использовал термин «естественный отбор» как основополагающий для понимания биологической эволюции, возможной без вмешательства Творца и человека с его искусственной селекцией. После того, как дарвиновские принципы естественного отбора соединили с законами генетической наследственности, научная и философская критика современной синтетической теории биологической эволюции, значительно поубавилась. Но остался не выясненным один чрезвычайно важный вопрос относительно ее применения для зоологического вида Homo Sapiens.
 
      Вопрос этот снова и снова возникает по разным поводам на разных уровнях то у физиков, то у лириков, ибо детерминизм биологической эволюции принципиально не совместим со свободолюбивым осознающим себя человеком. Естественный отбор воспринимается им как чужая воля, как неизбежный рок. Безудержная животная борьба за существование, как и выживание приспособлением представляются человеку неприемлемыми, унижающими человеческое достоинство, пренебрегающими его творческими силами, ущемляющими его духовные свободы: воли, совести и выбора.

      Кроме того, дарвинизм часто  путают с социал-дарвинизмом, который в гуманитарных науках ассоциируется с расизмом, нацизмом и фашизмом.  Более сотни лет в европейской  мысли, позднее и в американской (в том числе, научной) было популярным учение, получившее название социальный дарвинизм. В основе этой теории лежит идея перенесения биологических закономерностей развития в сферу общественной жизни человека, которая, несмотря на чудовищные мировые войны и Холокост  ХХ  века до сих пор маячит соблазном для молодых рационалистов.
 
      Небезынтересно, что вопреки названию идеи социал-дарвинизма исторически предшествовали (Ламарк, Мильтон, Спенсер)  выходу в свет дарвиновской теории происхождения видов путём естественного отбора. Понятие «социальный дарвинизм» - результат ошибочного толкования дарвиновских принципов. Верно, что в природе выживают наиболее приспособленные, точнее, гены наиболее приспособленных, но у Дарвина критерием успеха выживаемости является  наибольшее количество генов особи, передаваемых потомкам. Поэтому, например, «вечно живой» Ленин, социально перевернувший полмира и оставивший глубокий след в истории,  в соответствии с дарвиновским критерием успеха не имеет никакого значения, так как не передал свои гены потомкам. Этот простой пример показывает методологическую несостоятельность теории социал-дарвинизма.

      Википедия говорит нам, что естественный отбор по Дарвину остается в науке единственной причиной биологического выживания приспособлением, но не единственной причиной эволюции. Оставляя в стороне проблемные для естествознания вопросы возникновения жизни в косной природе и происхождения человека в биологической среде (таинственные вехи «этапов большого пути» нашей планеты), посмотрим внимательнее на эволюцию человека в биологической и исторической перспективе (точнее, ретроспективе). В чем именно и  посредством чего он изменялся.
 
      Наука утверждает, что за последние несколько десятков тысяч лет человек  генетически  не изменился. (В том смысле, что далекий предок австралийского аборигена и Эйнштейн имеют одинаковый геном вида Homo Sapiens). Одни ученые, например А.Марков (зав. Кафедрой биологической эволюции МГУ), считают, что преобразование человека, как вида, давно остановилось. Некоторые американские ученые высказывают мнение, что уровень мобильности человечества достиг уровня, когда можно просто забыть о биологической эволюции человека.  Другие – утверждают, что физиологическая деградация человека доказана.   Во всяком случае, мы можем отметить, что за обозримый период истории человек генетически не изменился, зато его развитие в культурном отношении более чем заметно.

      Нравственное сознание и совесть в человеке, моральные кодексы в обществе возникли, скорее всего, не в результате естественного отбора и генетической наследственности, а в результате  культурного развития. Такие выражения как  «плохой или хороший ген», «эгоистичный ген» или «альтруистичный ген» - это всего лишь метафоры такие же, как «холодный взгляд» или «глупая луна». Альтруистичный ген  в принципе  существовать  не  может, т.к. был бы уничтожен естественным отбором до того, как закрепился бы в поколениях.
 
      Окружающая среда (территория,  ресурсы, прежде всего, кормовые) безусловно определяет и ограничивает численность и размножение животных. Иначе выглядит демография человеческого рода. В бедных странах в условиях ограниченных ресурсов рождаемость может быть выше, чем в богатых. В малых странах с ограниченной площадью (Япония) народонаселение может расти быстрее, чем в больших (Россия). Люди миллионами теснятся в мегаполисах в то время, как у животных численность популяции растет пропорционально занимаемой территории.

      Человек живет в искусственно созданном комфорте цивилизации, тем самым ограждая себя от закона естественного отбора биологической эволюции. (вопрос лишь – в какой степени). То есть он живет и размножается не столько как животное, находящееся во власти биологических законов, сколько в соответствии с закономерностями культурной, социальной эволюции.   В исторической перспективе человечество постепенно уходит от власти биологических законов, безусловных для животных.
 
       Биологическая эволюция происходит за счет естественного отбора слепых  материальных ген, и только результатам такого отбора, закрепленным в поколениях, человек может придать некий смысл-цель выживания приспособлением. В культурной эволюции информация передается не генами, а с помощью общения людей в социуме, т.е. имеет место не естественный отбор, а искусственный разумный выбор человека. В процессе приема – передачи  информации человеком мы обнаруживаем все признаки механизма наследственности – копирования, мутации и запоминания. Но закрепление результатов происходит не со сменой поколений, а гораздо быстрее. Поэтому процесс протекания все ускоряющейся культурной  эволюции на порядки превосходит медленную биологискую эволюцию.

      Механизмом проявления  эволюции человека оказывается двойная наследственность: биологическая (генетическая), ответственная за врожденные способности, и культурная (негенетическая), обеспечивающая передачу приобретенных свойств и навыков, накопленных посредством опыта, обучения (включая опыт предыдущих поколений). Что общего и какая разница между биологической и культурной (социальной) наследственностью? Прежде всего: оба вида наследственности построены на передаче информации.

      Миллиарды лет ДНК была единственным репликатором в живой природе, но с появлением человека, человеческого сообщества возникает новый репликатор – не материальный ген, а «информационный ген» - некая целостная единица информации, которая имеет смысл, влияющий на мысле-жизнедеятельность человека, и которая копируется и передается от человека к человеку. (Репликация - это репродукция, самовоспроизведение).

      Идея или целостный комплекс идей как единица культурной информации (концепции, верования, анекдоты, мода, поведенческие стереотипы и т.д.) передается от человека к человеку,  воспроизводит себя в новом носителе (сознании других людей). Такая единица в меметике (есть такая суперсовременная наука) называется «мем», и подобно гену оказывается репликатором в процессе культурной эволюции. Впервые этот термин введен в 1976 году известным эволюционным биологом Ричардом Докинзом в книге «Эгоистичный ген». (Мем – от греч. ;;;;;; — подобие). Вслед за ним некоторые современные биологи и культурологи склоняются к мысли, что появившийся в результате биологической эволюции вид Homo Sapiens открыл еще один путь эволюционного развития более высокого уровня, названный культурной (разумной, социальной) эволюцией.
 
      И материальный ген, и идеальный мем являются носителями информации с той лишь разницей, что ген - материальный носитель, а идея по определению - идеальный носитель носитель. Оба эти носителя имеют свойство репродукции, благодаря которому осуществляется наследственность в процессе эволюции. Репродуктивное свойство в биологической наследственности обеспечивается физиологически делением клетки, а в культурной – простым общением при передаче информационной единицы от человека к человеку. Человек оказывается активным сознательным участником процесса.
 
      Известно, что при передаче любой материальной вещи один из участников процесса становится «беднее», другой – «богаче». (Работает закон сохранения). И только при передаче информации оба участника остаются «богатыми» - проявляется   репродуктивное свойство (повтор создания). Этот процесс аналогичен репродукции (репликации) ДНК в биологической природе – самокопирование генетического материала, воспроизведение себя в новом носителе. Иначе говоря, удочка не может быть репликатором при передаче ее другому, а идея удочки или информация о ней, например, идея ловить рыбу удочкой - это и есть репликатор в культурной эволюции. Таковы свойства идеальной реальности.

      В культурной (негенетической) наследственности присутствуют все признаки генной наследственности, но здесь вместо случайного «естественного отбора» присутствует «искусственный отбор» при выборе человеком передаваемой информации. В культурной эволюции определяющим является не инстинктивное выживание, а психическая привлекательность, индивидуальная избирательность и общественная целесообразность. В процессе восприятия, постижения, осознания воспринимаемой информации в индивидуальном сознании рождается переживание смысла, изменяющее строй его  психики, прежде всего, памяти. 

       По аналогии с генофондом совокупность мемов индивидуального и общественного сознания называют соответственно мемофондом человека или социума (семьи, нации, государства). Мемофонд человечества составляет ноосферу планеты.  Объективности ради следует сказать, что статус меметики как науки носит пока спорный характер.
 
      Идею человек воспринимает и постигает, а смысл – переживает. Он живет в мире смыслов. Мир смыслов индивидуального сознания подобен миру идей общественного сознания. Умирают люди, цивилизации, а идеи передаются от человека к человеку. Общение между людьми и социумами в культурной эволюции является таким же непременным условием ее существования, как репродуктивная изоляция популяции в биологической эволюции.
 
      В процессе приемо-передачи информации проявляется функция наследственности – размножение, копирование и репродукция (воссоздание смысла). Креативность обоих участников процесса влияет на его эффективность. Каждый индивидуум является и объектом, и субъектом творческого процесса (и воспринимает, и передает). В индивидуальном сознании человека  постигаемый содержательный смысл принятой информации осознается  живым переживанием смысла, содержащим креативный сгусток энергии духа – источник мысле-жизнедеятельности человека.  Это процесс более высокого уровня, ибо происходит в идеальной реальности индивидуального сознания. По определению Арни Бергсона, эволюция есть беспрерывно возобновляющееся творчество.

      Сам человек, его воля и дух, являются движущей силой культурной эволюции, определяющей переход от простых форм организации к сложным в ментальной (разумной) и как следствие в материальной реальности его существования. Переживание смысла принимаемой информации приводит к получению нового непосредственного знания, обогащающего жизненный опыт человека, требующего изменений в его картине внешнего и внутреннего мира и, соответственно, в организации памяти.
 
      Память – не просто подсознательное вместилище жизненного опыта человека. Важной ее особенностью является способность к самоорганизации. Этот механизм хорошо описан Гансом Селье в прекрасной книге «От мечты к открытию»: «кроме запоминания данных, память делает с фактами еще кое-что: они, по-видимому, "дозревают" в ней. Ночной сон или, еще лучше, годы опыта делают наши факты "выдержанными", как с годами делается выдержанным вино. При первом рассмотрении одни аспекты какого-либо наблюдения преувеличиваются, другие недооцениваются; но в "великом миксере" подсознания идеи вновь и вновь сталкиваются друг с другом до тех пор, пока их острые края не отполируются и каждый элемент их не уляжется на свое место. Наблюдение, сделанное давно и наполовину забытое или же бессознательно подавляемое из-за его неприятного характера, выдвигается на передний план, в то время как новизна самых последних и очарование самых долгожданных находок меркнут».

      Во взаимодействии индивидуального и общественного сознания происходит окончательное закрепление «лучших» идей, в совокупности создающие «мыслефонд» социума (по аналогии с генофондом). В нашей модели эволюции человека и эволюции культуры как среды его обитания  самым  сложным и невыясненным остается механизм взаимодействия индивидуального и общественного сознания. Связь между ними осуществляет человеческий язык общения, который передается и эволюционирует тоже не генетическим способом, а культурным. Совокупность индивидуальных сознаний формирует общественное, но с другой стороны, индивидуальное сознание не может сформироваться без общественного: общество давит на индивидуальность своими социальными институтами (семейными, моральными, правовыми), заставляя его изменяться.

      Информация передается от человека к человеку не только живым словом или текстом, но и другими средствами самовыражения, в том числе – несловесным языком искусств музыки, живописи и танца.   Психологически более привлекательные идеи, т. е. мемы с высокой степенью выживаемости оказываются в мемофонде культуры.

      Человек живет в материальном и в духовном, в мире вещей и в мире смыслов. Развивая свой мир смыслов, человек вместе с тем формирует самого себя и свое окружение.  Культура как среда обитания человека – это живой организм, телом которого является материальная культура – цивилизация, а душой – духовная культура. Культура – это бульон, в котором люди могут сосуществовать в человеческом облике. Это она придает смысл цивилизации.

      Жизнь есть процесс творения. Человек постоянно что-то творит  действием, чувством, мыслью, участвуя в формировании своего будущего.  В анализе жизненной ситуации созревают, изменяются наши планы. «Одни говорят, что творческая жизнь заключается в идеях, другие – в свершениях. Но, похоже, что в большинстве случаев она заключается в самом бытии». (Кларисса Пинкола Эстес).

      Воля человека, его творческая энергия проявляется и в мышлении (мыследействии), и в физических действиях, когда он свершает задуманные планы. Творчески создавая свой предметный мир, мы сами преобразуем нашу среду обитания, все более заменяя ею естествеинный мир природы. Мы в значительной степени ушли от давления биологических закономерностей и осознаем себя на пути развития культурной эволюции.
      
      Человек это ни с чем не сравнимый гигантский скачок в эволюции живого, сравнимый, разве что, с переходом от неживой природы к живой. Только у человека есть свободная воля и разумные способности для удовлетворения потребности познания и преобразования природы. Удовлетворяя эту потребность, он нередко поступает вопреки идее биологического выживания. Человек видит свое будущее на пути сознательного управления своей эволюцией.
 
            Независимо от того, как родился человек, для нас с вами важно, что человек – не животное, его эволюция проходит в основном в разумной сфере, а не в биологической. Целью культурной  эволюции является совершенствование человека в процессе познания и преобразования природы как среды обитания.  Движущей силой  эволюции – духовная энергия самого человека, его свободная воля и разумные способности, а механизмом осуществления – свободный осознанный выбор человека, а не естественный отбор и выживание приспособлением, как в биологической эволюции. Только в  статусе осознающего себя Homo Sapiens  познает и ищет смысл своей жизни.

Старый Григ.
Киев. 2019.


Рецензии
"Альтруистичный ген в принципе существовать не может, т.к. был бы уничтожен естественным отбором до того, как закрепился бы в поколениях."

Тут Вы сильно заблуждаетесь. Вот здесь примеры альтруистичных генов-признаков: http://www.proza.ru/2019/01/19/1184

А здесь совершенно другое понимание эволюции:http://www.proza.ru/2018/07/21/369

Желаю успехов в познании неразгаданных тайн природы.

Виктор Бабинцев   27.01.2019 19:36     Заявить о нарушении