Зинаида Савченко - первая женщина-капитан на Амуре

Зинаида Савченко – первая женщина-капитан на Амуре

    Зинаида Павловна Савченко (1912-1984) была по-своему уникальной женщиной, вошедшей в историю, как первая и единственная женщина-капитан на Амуре, в Амурском речном пароходстве. Капитаном она стала в военном 1942 году и до конца 1960-х годов не покидала капитанского мостика.
   Особо стоит отметить,  что она родилась в нашей Амурской области, в Зейском районе, а детство и школьные годы, до 1929 года, провела в городе Свободном.
   Я сам родился в 1929 году и, к сожалению, лично не был знаком с Зинаидой Павловной, но много слышал о ней, начиная с 1940-х годов, читал о ней в амурских газетах. А еще, когда учился в Благовещенском речном училище, выпускницей которого она тоже была, когда сам ходил по Амуру на разных пароходах. Лишь дважды мне пришлось увидеть ее непосредственно, в 1948 году в Хабаровске и в 1950-х в Благовещенске. Конечно же, уже тогда, она воспринималась, как легендарная женщина.
   Интересно, что и она, и мой отец Паршин Гаврила Алексеевич работали в 1930-х годах на одном пароходе «Карпенко», правда, в разные периоды. А видел мой отец ее, когда работал в 1932-1934 годах шкипером баржи на строительстве Комсомольска-на-Амуре. Она в этот период тоже работала на пароходах «Карпенко» и «Колумб» на Нижнем Амуре.А в 1937 или 1938 годах, мой отец даже беседовал с ней, когда плыл на пароходе "Колумб" со своей семьей в Николаевск-на-Амуре. Он рассказывал потом об этом мне и моей матери...
   Ниже приводится ее краткая биография, составленная из разных источников (дополнения и уточнения приветствуются).
                ***

   САВЧЕНКО Зинаида Павловна (24.10.1912 – 1984) – первая и единственная женщина-капитан на Амуре (в 1940-1960-х гг.), кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени.
   Родилась 24 октября 1912 года на прииске Владимировском, на реке Зея, в Зейском районе Амурской области.
   Детство прошло в городе Свободном (в Суражевке). Училась в городе в  Михайло-Чесноковской школе 2-й ступени, которую закончила в 1929 году.
   В одной школе с ней училась будущая известная на Дальнем Востоке писатель и журналист Юлия Шестакова, которая была даже с ней дружна. Еще один, кто учился с ней в школе, Виктор Спригуль, который впоследствии написал книгу мемуаров (опубликована в интернете), где вспоминал по школе и ее, и ее брата. В юности она одно время увлеклась парашютным спортом и даже мечтала стать летчиком.
   Несмотря на нежелание родителей, она поступила на судоводительское отделение Благовещенского политехникума водных путей и сообщения (речное училище).
   Первую практику на реке провела в 1931 году в должности матроса парохода, а уже в 1932 году в качестве второго помощника капитана на небольшом пароходе «Комиссар», который ходил по реке Амгунь (приток Нижнего Амура).
   После окончания техникума, с 1934 года работала на пассажирском пароходе «Карпенко», затем на пароходе «Колумб». В 1936 году была первым пом. капитана пассажирского парохода «Рыбак». Навигации 1937-1938 годов вновь работала на пароходе «Колумб», который ходил на пассажирской линии «Благовещенск-Николаевск-на-Амуре»
После замужества, в 1940 году, в связи с рождением дочери (Радды) была в декретном отпуске и в навигацию этого года не работала. Жила в этот период, еще с окончания техникума, в Хабаровске. В 1941 году вернулась на речной флот, была старпомом пассажирского парохода «Калинин» и в этой должности, уже во время войны, обратилась к начальнику Нижне-Амурского речного пароходства с предложением сформировать женский экипаж. С начала навигации 1942 года, с 6 мая, уже в качестве капитана буксирного парохода «Астрахань» вышла в навигацию. На пароходе весь экипаж, кроме механика и лоцмана, состоял из женщин и девушек. Это был очень важный и нужный тогда поступок по привлечению женщин и девушек на речной флот, в связи с уходом многих амурских мужчин-речников из плавсостава на фронт и в армию. В период войны пароход «Астрахань» участвовал в очень важных перевозках стратегического характера, в буксировке нефтеналивных барж, в перевозке сахалинской нефти по Амуру. За ударную работу ее женского экипажа, она, как капитан, была награждена уже  в 1942 году орденом Ленина. С этого времени началась ее широкая известность на Амуре и слава, как первой женщины-капитана в Амурском пароходстве. Кроме нее, женщин-капитанов на Амуре ни тогда, не после, уже не было.
   Ее пароход «Астрахань» принимал участие и в советско-японской войне. Она со своим женским экипажем работала на военной переправе с. Ленинское (ЕАО), а также их пароход доставлял грузы по Сунгари. Пароход «Астрахань» был одним из первых советских пароходов, который пришел в освобожденный Харбин.
   После войны ее женский экипаж расформировался, и она некоторое время сначала работала на берегу, диспетчером. С 1952 года она вновь встала на капитанский мостик уже на большом пассажирском пароходе «Ильич», который ходил по Амуру на хорошо знакомой ей линии «Благовещенск-Николаевск-на-Амуре». В этот период она была награждена вторым орденом – орденом Трудового Красного Знамени.
   С 1958 года, отчасти, по семейным обстоятельствам, она перешла работать на местную линию, капитаном на небольшой, но новый пассажирский теплоход (уже не пароход) – «Блюхер».
   В конце 1960-х годов она ушла на заслуженный отдых, жила в Хабаровске. Умерла в 1984 году.
   Слава о ней, как о первой и единственной на Амуре женщине-капитане, сохранилась до сих пор. Ее помнят на Амуре, в пароходстве, в Хабаровске, в Благовещенске, в речном училище, которое она закончила. В 2002 году в Хабаровске торжественно отметили 90-летие со дня ее рождения, а на ее могиле 4 ноября 2002 года установили новый памятник. Шла речь  тогда и о возможности установке ее бюста в городе Хабаровске, в память об этом легендарном капитане-речнике. В 2003 году,  одному из теплоходов типа «Москва» дали ее имя – «Капитан Зинаида Савченко».

ФОТО:
   На фото начала 1950-х гг. Зинаида Павловна Савченко в  тогдашней форменной одежде с погонами капитана речного флота 3 ранга (у нее было это речное звание) и с двумя орденами – Ленина и Трудового Красного Знамени.

Примечание:
При публикации этого материала некоторые сведения уточнялись по более поздним источникам. Дополнения и другие уточнения приветствуются.


Рецензии