Символизм в Звёздном дожде. Опыт

Здравствуйте, дорогие друзья!Я рада вас приветствовать в литературно-музыкальном кафе "Звёздный дождь"!

В преддверии наступающего Нового года мне хочется напомнить, что в восточном календаре каждому году соответствует свой символ животного.

Древний китайский календарь основан на согласовании трех периодов обращений небесных тел: Земли и Юпитера вокруг Солнца… и Луны вокруг Земли.

В итоге получается двенадцатилетний, так называемый животный  календарь, где каждому году цикла присвоено название определённого животного – символа  года.

А что же такое – символ?

Символ  -  это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения  качества предмета, условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.

Во Франции в 1870 – 80 - х годах возникло одно из крупнейших направлений в искусстве, которое так и называлось – символизм. 

А в начале XX века символизм становится первым значительным модернистским направлением в России, и  одновременно с зарождением символизма в России начинается и серебряный век русской литературы.

Цель искусства в понятии приверженцев символизма - это постижение окружающего мира на духовном, интуитивном  уровне восприятия посредством символов, который и является единственно правильным отображением его истинной сущности.

Новаторы этого направления использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.

Одним из самых ярких представителей символизма в живописи  является Михаил Врубель.  Молчание и тайна — полноправные персонажи Врубелевских полотен.

Мастер  доказывает это в своём творчестве такими шедеврами, как «Гамлет и Офелия» (1883), «Девочка на фоне персидского ковра» (1886).  Удивительны такие полотна великого художника как -  «Богоматерь с младенцем» (1884 – 1885) и «Шестикрылый Серафим» (1904)….

Символизм также нашёл отражение и  в музыкальном искусстве.
 
Виднейший представитель  этого  направления – Александр Скрябин. В произведениях композитора  чувствуется  импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма.
 
Скрябина привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет…. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.

Константин Бальмонт о встрече с композитором: «Это было видение поющих, падающих лун. Музыкальных звёздностей. Арабесок, иероглифов, и камней, изваянных из звука. Движение огня. Прорывы Солнца. Клич души к душе. Откровенье, дошедшее с другой планеты. Певучая озарённость самого воздуха, в котором двигался этот пленительный ребёнок богов... Это была сильная нежность. Могучая нежность».

Поэт-символист передаёт в стихотворении «Эльф» мироощущение Александра Скрябина -

Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское - бемоль -
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи.

Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.

ЗавИхрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.

И шли толпЫ. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.

Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется, прежде всего, тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи.
 
В искусстве театра… замечателен представитель символизма Всеволод Мейерхольд  -теоретик и практик театрального гротеска.

Интересен и портрет режиссёра, написанный художником Борисом Григорьевым – Всеволод Мейерхольд изображён на полотне двумя фигурами – в красном и  чёрном, символизирующими перерождение  человеческой натуры.

Два образа в движении –  то разнятся, то проникают друг в друга, объединяясь в единую целостность восприятия.

Подобное  ощущение  символизма близко и  выдающемуся режиссёру Андрею Тарковскому.

В статье профессора  филологии В.П. Ракова «Андрей Тарковский и серебряный век: стилевые схождения»  читаем – « Внутренняя жизнь его персонажей говорит о возможной катастрофе. Которая не случается, потому что человеку удаётся превозмочь деспотию роковых сил.

Личность здесь величественна: с нею не только действенное мужество, но и драматизм её судьбы. «Непонятное» и «понятное» дано в живой связи со светом и тенью, аретой и аурой, что, конечно, не случайно, потому что мглистость обогащает световое пространство, последнее же делает тьму прояснённой, а не глухой и зловещей.

Поэтому художник любил не сколько контрасты, резкие перепады, сколько диффузное проникновение друг в друга этих подлинно космологических начал».

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России.

Поэты, которые  дебютировали  в 1890-е годы -   «старшие  символисты »  - это Валерий Брюсов, Константин  Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида  Гиппиус, Фёдор Сологуб…..

                ПОЭЗИЯ

Ты знаешь, чью любовь мы изливаем в звуки?
Ты знаешь, что за скорбь в поэзии царит?
То мира целого желания и муки,
То человечество стремится и грустит.
В моленьях о любви, в мучениях разлуки
Не наш, а общий стон в аккордах дивных слит.
Страдая за себя, мы силою искусства
В гармонии стиха сливаем мира чувства.

Так писал о своих ощущениях поэзии представитель «старшего поколения символистов» Валерий Брюсов.

В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие  течение  - «младосимволисты» -  Александр   Блок, Андрей  Белый, Вячеслав Иванов…
 
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем Владимира  Соловьева, Фридриха  Ницше, Анри Бергсона.

Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного», то есть скрытого, «утаенного смысла».

Категория музыки — вторая по значимости категория после символа  в эстетике и поэтической практике этого течения.

Музыка для поэтов – символистов – метафизическая энергия, первооснова творчества, а также и звучащая и ритмическая фактура стиха.

Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий.

О, как в тебе лазури чистой много
И черных, черных туч!
Как ясно над тобой сияет отблеск Бога,
Как злой огонь в тебе томителен и жгуч.

И как в твоей душе с невидимой враждою
Две силы вечные таинственно сошлись,
И тени двух миров, нестройною толпою
Теснясь к тебе, причудливо сплелись.

Но верится: пройдет сверкающий громами
Средь этой мглы божественный глагол,
И туча черная могучими струями
Прорвется вся в опустошенный дол.

И светлою росой она его омоет,
Огонь стихий враждебных утолит,
И весь свой блеск небесный свод откроет
И всю красу земли недвижно озарит.

Так многогранно раскрывает образы света и тьмы, небесного и земного в своей лирической  строке философ и поэт Владимир Соловьёв.
 
Велико было влияние русского мыслителя и стихотворца Владимира  Соловьева и на  поэзию Александра Блока. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир.
   
В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык.

    Ты в белой вьюге, в снежном стоне
    Опять волшебницей всплыла,
    И в вечном свете, вечном звоне
    Церквей смешались купола.

Поэты - символисты придали поэтическому слову подвижность многозначность,  открывая в слове дополнительные оттенки и грани смысла.

При внешних проявлениях элитарности символизм сумел на практике наполнить форму новой содержательностью и, главное, сделать поэзию в большей степени личностной.

А теперь коснёмся творчества нашего земляка – одного из основоположников символического направления, поэта серебряного века – Константина Дмитриевича Бальмонта.

В чем же особенность символизма Бальмонта?

В  сборниках   « Будем как Солнце», «Горящие здания», «Только любовь» - определённая система образов – символов – ОГОНЬ, СОЛНЦЕ, СТИХИИ…

В них поэту - символисту видится "путь экстатического проникновения в душу мира, в сущность мироздания, окончательное оправдание всего многообразия вселенной, великое «Да», которое он мучительно тщетно искал всю жизнь".

Историк литературы – Евгений Васильевич Аничков расценивал программные сборники Бальмонта как "моральное, художественное и просто физическое освобождение от прежней скорбной школы русской поэзии, привязывающей поэзию к невзгодам родной общественности".

Поэтический метод Бальмонта — импровизация, "импрессионистическая кристаллизация творческих мгновений".

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.\

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

В символическом произведении Бальмонт видел два содержания – «скрытую отвлечённость и очевидную красоту»…

«Зеркало в зеркало, сопоставь две зеркальности, и между ними поставь свечу. Две глубины без дна, расцвеченные пламенем свечи, самоуглубятся, взаимно углубят одна другую, обогатят пламя свечи и соединятся им в одно. Это образ стиха.
 
Две строки напевно уходят в неопределенность и бесцельность, друг с другом несвязанные, но расцвеченные одною рифмой, и глянув друг в друга, само углубляются, связуются, и образуют одно, лучисто-певучее, целое.
 
Этот закон триады, соединение двух через третье, есть основной закон нашей Вселенной.

Глянув глубоко, направивши зеркало в зеркало, мы везде найдем поющую рифму.
 
В этом мире, играя в день и ночь, мы сливаем два в одно, мы всегда превращаем двойственность в единство, сцепляющее своею мыслью, творческим ее прикосновением, несколько струн мы соединяем в один звучащий инструмент, два великие извечные пути расхождения мы сливаем в одно устремление, как два отдельные стиха, поцеловавшись в рифме, соединяются в одну неразрывную звучность...» - пишет Константин Дмитриевич Бальмонт…

Взгляд на мир сквозь призму своего «Я», воплощение жизни как мечты, иллюзии, фантазии…присущ поэту – символисту… Это отражено и в его замечательных стихах, посвящённых дочери – Нинике…

Валерий Брюсов восторженно  пишет: «В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьёт струёй ясной, хрустальной, напевной. В этих детских стихах ожило всё, что есть ценного в его поэзии, что дано ей как небесный дар, в чём её лучшая вечная слава.

Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку. Они похожи на серебряный звон задумчивых колокольчиков, «узкодонных, разноцветных на тычинке под окном».
 
Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарить лилея
Много снов и аромата, —
Все ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
    С головы до ног.
Да, иначе быть не может,
Потому что все в ней нежно,
Ей сама Луна поможет,
Ткань паук сплетет прилежно
Так как в мире я не знаю
Ничего нежнее фей,
Ныне Фею выбираю
    Музою моей.

(Бальмонт «Фейные сказки»)

А теперь – презентация – «Фейные сказки» Константина Дмитриевича Бальмонта по книге, любезно подаренной потомком поэта – Михаилом Юрьевичем Бальмонтом.

Была показана замечательная презентация –  и мы очутились в «фейном» царстве…

Звучит новогодняя мелодия.

А теперь наши добрые феи – библиотекари угостят всех сказочным ароматным кофе…

И на фоне этой прелестной музыки я предлагаю здесь, около новогодней красавицы – ёлки, прочесть поэтам «Звёздного дождя» свои стихи.

А теперь я предоставляю слово издателю альманаха «Единый круг» - Сергею Валентиновичу Шилову – гостю из Иванова.

Всех с наступающим Новым годом! 

Творчества…. вдохновения…. и вечного полёта во Вселенском Мироздании!

До новых встреч в «Звёздном дожде»!


Рецензии