Высоцкий Я не люблю...

  Это было давно Я служил в армии и довольно далеко от дома. На  Южном Урале. Хоть и южный, но совсем не жаркий. Особенно зимою. Это был конец шестидесятых. И вот однажды всю нашу роту кинули на сбор картофеля. Был видимо богатый урожай и рук колхозников не хватало. Позвали, как водится, на помощь армию. По решению местного комитета партии. Ну и хорошо. Для нас была хорошая рзвлекуха. А ещё было молока и еды вволю. А вечером ещё и танцы в местном поселковом клубе. Представляете. Нет, это вам трудно представить. Это была  для  нас почти  светская жизнь, для нас, проводивших многие месяцы за колючей проволокой гарнизонного городка. Из него даже и в увольнительную, и в самоволку тоже  некуда было пойти. Кругом лес и сопки. И тут.... Почти гражданка.  В общем, вы поняли меня.

     Видимо, мы поработали на колхозном обширном колхозном поле хорошо. И нам в благодарность подарили радиолу с пластинками. На одной из них были записаны песни Высоцкого. И вот с тех пор каждый вечер по всему нашему казарменному пространству разносился голос Высоцкого. Каждый вечер. Это было мое первое знакомство с  ним.  Пока только  с голосом. Потому как в лицо никто из нас его не знал. Да и знать не мог.Хотя как раз в это время и вышел фильм «Вертикаль», сделавший Высоцкого известным и даже знаменитым. И даже не столько его, а его песни.  По его голосу он мне представлялся таким здоровенным, крепким мужиком.

   Меня, да я думаю не только меня, но и всех тоже притягивала в нем мужественность. В песнях его не было плакатной ясности. Ни снобистского эстетства, как у некоторых, так называемых, бардах.  Я бы сказал,  в них была народная простота. Не подделка. Не нарочитая приблатненность. Не было в них и слезливой щемящей лирики. Было такое ощущение, что песни сочинялись в нашей коммунально-барачной среде, прямо во дворе, в котором прошло мое детство. И я видел таких мужиков. Во дворе моего детства. Грубых и бесшабашных, если не сказать безбашенных.   
               
                *****
     Вот позавчера у нас отметили ещё один день время его появления на свет. В скобках скажу, за четыре дня до этого была ещё одна годовщина. День ухода из жизни Ленина (Ульянова). Эта дата прошла не в пример недавним годам почти и незамеченной. Понятно. Не в струе сегодня это событие. Человек, перевернувший весь мир, чьи изваяния и сегодня украшают площади почти во всех наших городах, уже не заслуживает нашего внимания.

     Зато рождение Высоцкого - это событие! Надо отметить. По всем каналам. Чуть ни с утра до вечера. Надеюсь, понятно из моих предыдущих строк, что я не имею ничего против Владимира Семёновича. Наоборот. Он в моей душе. Он человек из моего послевоенного детства. И тем особенно дорог мне.
 
    Но вот странная вещь. Смотрел я передачи, посвященный его жизни и его песням. И его фильмам тоже. Смотрел и концерт. Слушал его песни в исполнении звезд эстрады и кино. И чувствовал, как во мне нарастает раздражающая меня волна. Смотрел и слушал и приходил к удручающей меня мысли. Пошла распродажа, такой чёс во имя Высоцкого. Да это было бы полбеды. Меня особенно доставало то, что из Высоцкого делали не только символ, но и жертву своего времени. Из него усердно делали и страдальца, и такого слегка прикрытого диссидента. Но который вроде был чуть смелее других. И этим стяжал себе славу певца свободы и непримиримости.

  Вот он сам подивился бы такому вот имиджу, которое из него слепили. Его отлакировали так, что уже больше и нельзя. Не заметив при этом, что просто убивали его. Убивали человека в нем, со всей присущей ему природой. А в ней, в этой природе было всё. И то, что не может быть приемлемо. И не только сгубившие его водку и наркотики. Но и слабость, и неумение преодолеть эту слабость. 

     Да и какой страдалец!? Всенародная слава и любовь. Полные стадионы. Жена – звезда западного кинематографа. Свободный выезд за границу. А какие машины – иномарки, которые он благополучно разбивал. Да, не всегда снимали в кино. Ну и что? Да разве он был первым или  последним  таким отвергнутым  при кастинге на роль. То есть на пробах. Ну какой страдалец?

  Вот всем известная песня. «Охота на волков». Её без конца вспоминают, когда речь идет о Высоцком. Ну, смотрите же, как он сам описывает себя, скажут нам. Натравили!  Совсем затравили. Везде флажки и егеря. Что за жизнь!
 
  А вот давайте подумаем. По-моему, это неудачный выбор. Волк. Это он волк, Высоцкий?  А мы все знаем, что волк - это сильный, хитрый, безжалостный хищник. Зверь. Не дай Бог с ним встретится в лесу. Это вам не придурковатый персонаж из «Ну, погоди». И это что же, это он сам себя видил таким? Жестоким и безжалостным. Странно, по меньшей мере. А ещё не сказать, чтобы волк - это такой свободный охотник.Нет и он тоже подчиняется своим правилам. Волчьим правилам. Особенно если он живёт и охотится в стае.   

    И потом, как это его обложили со всех сторон? Да, его выгоняли из театров. И даже Любимов иногда его едва  терпел. Да и кто потерпит пьяницу и нарушителя дисциплины. А театр – это ещё и производство, и производственная дисциплины. Что делать, когда срываются спектакли и съемки. Да, есть правила, без которых никак. И что же, эти правила – это и есть флажки? А может быть я чего-то не понимаю про эти флажки, применимо к Высоцкому?  Тогда объясните мне. Может он написал этот текст в тяжкое время тяжёлой деприсухи. Ну с кем не бывает! А уж у него было. Его несколько раз вытаскивали с того света.

    Но нет, страдалец режима. Вот посмотрите то, что он пишет, говорят нам. К примеру, в такой всем известной  его песне. «Я не люблю…»  Ну как же? Вот посмотрите, песня написана  в 1969 году. И все, что он не любит, относится как раз к этому времени. Ну диссидент! Лучше и не скажешь, как он относился к властям тех времён. Ну значит и наш! А я бы так не спешил говорить. Потому как все, что он написал в этом коротком тексте, как раз куда больше относятся к нашим временам. Вспомним:

Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину,
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу.
Или, - когда все время против шерсти,
Или когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово "честь" забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю, -
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

  Как в воду глядел. Произошли большие перемены. Предвидел пророк. А вот представим себе, что не умер Высоцкий. И пережил бы он эти самые перемены. По годам вполне мог. И чтобы он пропел сегодня? Я думаю так, что это могло и не понравиться, сильно не понравиться тем, кто тянет Высоцкого на свою сторону. 

Р.S. На фотографии скульптура Павла Горского " Я не люблю..."


Рецензии
Их восемь - нас двое. Расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть!
Серёжа! Держись, нам не светит с тобою,
Но козыри надо равнять.

Я этот набесный квадрат не покину.
Мне цифры сейчас не важны, -
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит, и шансы равны.

Александр Мамедов   06.02.2019 08:27     Заявить о нарушении
Хорошие стихи. И спасибо за то, что напомнили их нам.

Геннадий Мартынов   07.02.2019 16:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.