Что тяжелее

       Что тяжелее
Моя хорошая знакомая позвонила мне ,сказав, что вчера умер её муж. Муж её лежал в больнице уже давно, требовал за собой ежедневного ухода.  Хоть родственники наняли сиделку, которая и кормила больного и меняла ему памперсы, жена была возле кровати мужа ежедневно. Он был в сознании всё время, хотя тело его фактически разлагалось. Муж страдал от этого ужасно, жена тоже, но исправить ничего было нельзя. И вот он умер. Казалось бы, женщина должна была вздохнуть свободно, но она почувствовала себя глубоко несчастной. Они прожили вместе больше полувека, вырастили двоих сыновей. Жили, как говорится, «душа в душу». Поженились эти двое сразу после школы, а учились они в одном классе, полюбили друг друга уже в седьмом классе. Родители их настолько привыкли , что Нина и Петя всегда вместе, что даже не уговаривали их повременить с женитьбой. Оба потом поступили в вуз. Она в педагогический, он в технический. Жена стала учителем, он инженером.

Каждый, кому приходилось  длительно ухаживать за тяжело больным родственником, знает, как это трудно, утомительно и как много времени на это уходит. Так называемой «личной жизни» уже не существует, есть лишь кровать с больным, возле которой надо проводить весь день. Но если это горячо любимый муж или ребёнок,  отец или мать твои, то устав ужасно за многие дни возле постели родного человека, смерть его не является освобождением от забот, а  становится  огромным несчастьем. Эта беда ощущается и сразу с наступлением смерти и потом долго, долго. Иногда всю оставшуюся жизнь.

У Нины с Петей была хорошая знакомая, которая 30 лет назад похоронила мужа, пролежавшего в различных больницах 5 последних лет жизни, куда жена его ходила ежедневно после работы. Она после смерти дорогого человека 20 лет не могла придти в себя, ей мерещился он на улице, она шла домой, и ей казалось, что он ждёт её там. За эти годы к ней, ещё не старой женщине, сватались несколько раз другие мужчины, но она даже слушать их не могла. Единственной отдушиной у неё был знакомый по переписке, живущий в другой стране и тоже вдовец. Они оказались духовно близки, а обоюдная переписка спасала их от сердечной боли после смерти супруга. Но переписка эта возникла лишь через 20 лет после смерти мужа и только теперь она смогла общаться с кем-то хотя бы письменно. Только теперь боль утраты ушла.

 Трудно сказать, что тяжелее: сидеть у постели безнадёжно больного родного человека или потерять его. Наверное, для самого больного лучше умереть, чем мучить близких. Близким же, если больной дорог на самом деле, всё-таки , наверное , лучше годами ухаживать за ним, чем потерять.

Вот, если я буду безнадёжно больна и прикована к постели, я постараюсь поскорее освободить своих детей от этой муки - ухаживать за мной. Не хочу быть обузой им, лучше умереть. Но не знаю, согласятся ли со мной мои дети, надо бы, чтобы согласились. Иначе это будет  мука и им,  и мне.


Рецензии