Тимур и его команда. Рассказы о том

(«ЦДР», сцена на Беговой, в рамках проекта «ЦДР. Старт».
«ВГИК», курс В. В. Меньшова 2014-2018 годов)

“Они остановились у домика, где жила старуха молочница. Тимур оглянулся. Людей вблизи не было. Он вынул из кармана свинцовый тюбик с масляной краской и подошел к воротам, где была нарисована звезда, верхний левый луч которой действительно изгибался, как пиявка.
Уверенно лучи он обровнял, заострил и выпрямил.
– Скажи, зачем? – спросила его Женя. – Ты объясни мне проще: что все это значит?
Тимур сунул тюбик в карман. Сорвал лист лопуха, вытер закрашенный палец и, глядя Жене в лицо, сказал:
– А это значит, что из этого дома человек ушел в Красную Армию. И с этого времени этот дом находится под нашей охраной и защитой. У тебя отец в армии?
– Да! – с волнением и гордостью ответила Женя. – Он командир.
– Значит, и ты находишься под нашей охраной и защитой тоже”.

(А. Гайдар. «Тимур и его команда»)

***
Этой книгой мы зачитывались, когда учились в школе. И всем девчонкам очень хотелось быть похожими на смелую, отчаянную Женьку, а мальчишкам - на  доброго, справедливого и мужественного Тимура...
Тогда, в 70-е годы прошлого века, книга Гайдара, написанная 30 с лишним лет назад, вовсе не казалась «устаревшей». И мы, молодые, сильные, счастливые - вдохновенно вступали в «тимуровские» отряды, чтобы помогать  ветеранам, инвалидам, пожилым людям.

***
«Встречей с детством» стал для меня спектакль «Тимур и его команда. Рассказы о том», сыгранный молодыми артистами из «ВГИКа» в « Центре Драматургии и Режиссуры» на Беговой.

Мои опасения, что эта постановка окажется «стебом над прошлым» рассеялись с первых же минут. Это был действительно «Тимур и его команда» - без всяких насмешек.  Замечательная девочка Женя (Евгения Михеева) безумно огорчалась, что ее старшая сестра Оля (Ирина Штерк) ее совсем не понимает... Смелый и справедливый Тимур (Ростислав Дзизенко) вместе со смешным толстячком Колей Колокольчиковым (Александр Петров), деловитым Симой Симаковым (Герман Сигал) и  «ершистым» Гейкой (Арсений Маликов) опекали  те семьи, где отцы ушли на фронт. И, конечно, сражались против шайки «атамана»  Михаила Квакина (Евгений Серобабин), представленной в этом спектакле им самим и его «адьютантом» Фигурой (Егор Карамышев).

Простите покорно, что я столь пунктуально перечисляю всех артистов, участвовавших в постановке, но поверьте, что они этого достойны. Молодым  ребятам удалось, при минимуме театрального реквизита, рассказать нам историю так, как написал ее Аркадий Гайдар.
Как же мужественно сражалась Женька с белой лохматой собакой, которая не хотела выпускать ее из квартиры дяди Тимура! И ничего, что роль четвероногого сторожа играла просто... мохнатая шкура. Нюркину козу нам тоже узреть не удалось, а как же яростно тянула упрямое животное из-за сцены эта отчаянная рыжая девчонка (Нина Дронова)!
А как  быстро и смело лазили артисты  по лестницам на самую верхотуру; карабкались по шатким конструкциям из табуреток и деревянных щитов; мчались на мотоцикле, «полномочным представителем» которого в этот вечер  был всего лишь руль с фонарем. И - пили самое что ни на есть настоящее молоко, за которое молочница не забывала взять денежки. Так аппетитно пили, что зрителям тоже хотелось.  Но нам - не предложили, хоть мы и в двух шагах от актёров сидели, в самом первом ряду. Может, угостят  как-нибудь в другой раз?

Надо отдать должное режиссеру и постановщику спектакля: из нескольких деревянных скамеек, верёвок, досок и железных лестниц на сцене родилось настоящее «ребячье царство», в котором так уютно, весело, таинственно и занимательно существовать.

Интересен был и сам способ передачи информации зрителям: то Женька, то Ольга серьёзно так, как на школьном вечере, объявляли: «Рассказ о том, как Женька с сестрой мирилась», или «Рассказ о том, как Ольга и Георгий песни пели». Звучало это смешно и очень мило.

И пусть взрослые, представленные в спектакле сестрой Ольгой, дядей Тимура (Петр Рябов), дедушкой Коли (Никита Ермочихин) и немного  брутальной молочницей  (Нина Дронова) считают, что игры  у ребят какие-то «неправильные». В конце концов  «царство взрослых» пробуждается ото сна, и понимают его обитатели, что ребята делают нужное и полезное для всех дело.

В спектакль включены эпизоды, которых в самой повести Гайдара нет. Они связаны с письмами,  которые пишет Тимур на фронт своему отцу, красному командиру Аркадию Гайдару (надеюсь, все знают, что у писателя Гайдара был сын Тимур?). Я думаю, что режиссёр  Татьяна Тарасова не случайно включила эти сцены в свою постановку. Ведь как это прекрасно, когда сын так гордится своим отцом, как Тимур, и гордость эта вдохновляет его на добрые дела.

***
... Да, этой книгой мы зачитывались, когда учились в школе...
И повесть Гайдара вовсе не казалась нам сувениром из «Лавки  древностей». Так почему же сейчас она, учившая подростков Быть Людьми должна стать всего лишь «рассказом о том»?  Почему - не «о нынешнем?”

Спасибо вам, молодые артисты из «ВГИКа», режиссёр и руководитель курса за этот подарок: «до Детства плацкартный билет». Очень нужный и своевременный спектакль вы показали. А родителям школьников горячо советую привести на эту постановку своих детей. Ибо, пока живы старые добрые книги, пока по ним ставят спектакли и восхищаются их героями - чувствуешь уверенность в завтрашнем дне.

 «Я стою… я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны, Значит, и я спокоен тоже!» - такими словами подростка Тимура заканчивается книга Гайдара. Как же не хватает сейчас людям этого спокойствия! Так пусть оно надолго поселится здесь - на сцене «ЦДР» на Беговой.

***
И - ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
(Рассказ «тимуровки»)

“Я тоже была «тимуровкой». Не в 40-е, конечно, а позже, в 70-е. Ухаживала после уроков за полуглухой бабушкой-ветераном. У неё была славная биография: в 15 лет она сбежала на фронт Великой Отечественной войны, и там стала зенитчицей. Ее контузило, оглохла.
Ругалась моя баба Зина как извозчик, курила морскую капитанскую трубку и не могла заснуть без реланиума. Она, правда, его «еленимом» называла...
Вот и бегала я ей за лекарством в аптеку, и меня там ужас как ругали, потому что бабка требовала все новой и новой дозы, прямо как «барбариски» таблетки грызла. А ей нельзя было столько снотворного... Не проснуться могла - так мне аптекарша тогда объясняла.
Много лет прошло с тех пор, а я все вспоминаю бабу Зину, ее рассказы о «фашистской нечисти» и сладкий чай с подгоревшим домашним  печеньем на маленькой уютной кухоньке.
Она была такая классная - эта боевая бабка. Никогда не унывала, и часто повторяла, что если старуха-смерть за ней придёт, то она у неё «получит в рыло». Но смерть, как известно, ничего не боится... Вот и бабушку Зину она не испугалась».


Рецензии
Здравствуйте, Ирина. Совершенно не ожидал, что кому то сейчас интересен Гайдар. Как я любил этот фильм. Да, вы правы, мы все его любили. И своя баба Зина у меня тоже имелась. Только звали его дядя Егор. Он постоянно рассказывал как попал в плен к немцам, потом его освободили и он попал в тюрьму, но уже в советскую. И почему то очень хорошо запомнилось, как я не верил ему. Спасибо, Ирина. Нахлынуло свое детское.

Владимир Мальцевъ   29.01.2019 14:49     Заявить о нарушении
Володя, спасибо большое Вам за интерес к моим театральным рецензиям.

Я тоже часто вспоминаю своё пионерское детство, особенно когда вижу праздно шатающующихся школьников с гаджетами... У них такие скучающие лица! Им совершенно не чем заняться!

И ещё мне радостно, что студенты театральных училищ под руководством своих режиссеров ставят спектакли по таким произведениям. Значит, они чувствуют то доброе, что было во времена нашего детства.

Ирина Красильникова 2   10.02.2019 20:07   Заявить о нарушении