Как спасает Евангелие. Оправдание

(из конспекта проповеди)

Вступление

От плохой новости к хорошей

Может быть, кто-то когда-то обращался к вам с такими словами, может быть, вы сами их кому-нибудь говорили: «У меня есть для тебя две новости, хорошая и плохая – какую сказать раньше?»

Прошлую проповедь я закончил словами о том, что первый большой раздел послания Римлянам – совсем не Благая Весть или хорошая новость, но напротив – плохая новость: все люди на земле без исключения грешники, а грешников ожидает страшный в своей силе гнев Божий:

• «все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» Рим.3:12
• «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» Рим.1:18

Павел сначала говорит плохую новость. Но дело не в том, что он переживает, чтобы у нас осталось хорошее впечатление о его произведении. Такова логика Евангелия. Все дело в том, что без такой подготовки (без плохой новости) мы не готовы принять действительно хорошую новость.


Неожиданный поворот сюжета

Мне нравится что, новый виток в рассуждениях Павла начинается со слов «но ныне»: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки» (Рим.3:21).

В книгах часто встречается такая последовательность частей: сначала описывается какой-то герой или несколько героев, потом мы видим, как этот герой попадает трудную ситуацию, потом ситуация становится очень опасной, и выбраться из нее обычными способами не представляется возможным. А потом встречается фраза «и тут…» После этих слов описывается чье-то неожиданное вмешательство.

Скажем, перед казнью в последний момент врывается гонец с указом о помиловании. Или когда герой в какой-то передряге обречен на гибель, внезапно появляется спаситель. Одним словом, именно в тот момент, когда вроде бы уже все решено, некое событие полностью меняет ситуацию.

Именно такое настроение Павел создает своим «но ныне» в начале этого отрывка, которое также является началом нового длинного раздела послания, продолжающегося до конца 4-й главы. Судебное заседание идет, обвиняемые – на скамье подсудимых, их участь, кажется, решена, но тут…


В конце Рим.3 Павел использует термины и примеры из трех разных сфер

Рассказывая о том, как Бог вмешался в нашу историю, которая шла к трагической развязке, Павел использует три примера: из системы судов (он говорит про оправдание), из системы рабства (он говорит про выкуп, искупление) и из системы жертвоприношения (он говорит про умилостивление).


А. Оправдание

«получая оправдание даром, по благодати Его» (Рим.3:24)

Оправдание — это юридический или судебный термин, принятый в судопроизводстве. Противоположное понятие — осуждение. Оба эти слова звучат из уст судьи.

Прощение и оправдание не одно и то же. Простить – это признать, что ты виноват, но тебя не накажут. Оправдать – объявить невиноватым. И относиться дальше как к невиновному.

Как может Бог оправдывать грешников?

• В Ветхом Завете Он постоянно говорил израильским судьям о необходимости оправдывать правых и осуждать виновных: «Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят» (Вт.25:1).
• Невинный должен быть признан невинным, а виновный — виновным: «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом» (Пр. 17:15).
• Бог сказал о Себе: «...Я не оправдаю беззаконника» (Исх. 23:7).

Представьте себе мужчину, который припарковался у магазина, сходил, сделал покупки, а выйдя – не нашел своего автомобиля возле магазина. Он сообщает в милицию, и милиция по горячим следам находит угонщика. Назначен суд, все задействованные лица приходят на заседание и с изумлением слушают судью, который говорит угонщику:

«Я рассмотрел все обстоятельства дела, ваша вина доказана. Вы совершили преступление, но я милосердный судья и поэтому объявляю вас невиновным. Я объявляю вас оправданным перед законом, можете идти, вы свободны, никакого наказания не будет».

Ясное дело, такой судья очень быстро лишится своего места, его самого накажут, а дело того угонщика пересмотрят и наверняка он свое возмездие получит.

Как тогда Бог, Который сказал, что оправдывать нечестивого – это мерзость, согласно посланию Римлянам как раз этим и занимается – оправдывает нас, нечестивых грешников?

Без креста, без голгофской жертвы оправдание грешников было бы несправедливым. Единственной причиной «оправдания нечестивых» (4:5) является то, что Христос умер за них. Только потому что Он пролил Свою кровь (25) за нас, грешников, умер вместо нас, только поэтому Бог может оправдать нас, не нарушая при этом справедливости. Об этом говорится с этой кафедры минимум раз в месяц – в день хлебопреломления.

Мы все знаем, что Бог не может просто замести наши грехи под коврик и сделать вид, что все в порядке. Мы были бы первые, кто знали бы, что не все в порядке. (Ладно, вторые – после Бога).

Но благодаря тому, что наказание за наши грехи понес Иисус Христос, мы можем знать, что вопрос греха решен. Бог вправе оправдать грешника, п.ч. наказание за грешника понес Его Сын. Христос занял наше место и сказал: считай их вину на Мне.

Есть хороший новозаветный пример. Павел пишет Филимону о беглом рабе Онисиме: «Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне» (Филим.17-18). Павел предлагает Филимону отнести на счет Павла то, что Онисим ему должен. Павел рассчитается, а Онисим перестанет быть должником.

Рядом с Отцом Небесным находится Иисус Христос. Отец Небесный говорит: «В Нем Мое благоволение». Иисус Христос – совершенный. И на земле Он прожил безгрешную жизнь. И если мы в Нем, если мы связываем свое упование с Его делом спасения, с Его заслугами, то происходит такое чудо: Бог смотрит на нас через Христа. Или точнее: Бог видит нас во Христе. И то, что касается Христа, касается и нас. Христова праведность – наша праведность. Христова красота – наша красота. И наше дело – находиться во Христе, пребывать в Нем, уповать на Него, на Его достоинства, не на наши. «Вот дело Божье…» (веровать – Ин. …)

И вот тут я хочу сказать о связи плохой и хорошей новостей.

Кого оправдывает Бог?

Того, у кого внутренний адвокат замолчал, положил персты на уста. Вот почему важен первый раздел послания Римлянам с плохой новостью. Но как сложно замолчать нашему внутреннему адвокату… Кажется, у нас есть врожденная тяга к самооправданию.

В Средние века (и не только) были популярны истории про бесов и ангелов. Монахи и священники изобретали бесов со специальными именами и сочиняли про них истории. В частности, существовал «демон ошибок» по имени Титивиллус. Он был слугой сатаны. Тививиллус каждый день блуждал по земле, собирая ошибки монахов-переписчиков в рукописях, пока не набирал достаточное их количество, чтобы наполнить свой мешок тысячу раз. И есть свои истории про этого демона. Сегодня ученые, изучающие Средние века, говорят, что Тививиллуса придумали монахи, которым надо было на кого-то сваливать собственные ошибки при переписывании священных текстов.

Матвей Ганнопольский: ...Александр Зубков завоевал два «золота» на Олимпиаде-2014, но вскоре, из-за многочисленных обвинений России в нарушении антидопинговых правил, его лишили наград решением Спортивного арбитражного суда. Однако, президент Федерации бобслея России в ответ на это подал иск в Мосгорсуд, который в итоге и был удовлетворен. «Решение CAS противоречит нашей Конституции, поэтому не имеет силу на территории России», — пояснил вердикт Мосгорсуда Зубков, слова которого приводит «Спорт-Экспресс». Таким образом, замечательный спортсмен Зубков останется Олимпийским чемпионом, но только на территории России. Для остального мира, он уже чемпионом не будет...

Все мы чемпионы. На своей территории, в своих глазах. Мы очень изобретательны, когда речь идет о том, чтобы выставить себя правыми и свалить свою вину на кого-то.

Мама спрашивают девочку утром: «Кто сделал так, что кроватка стала мокрой?» (она другое слово сказала). Дочка смотрит кристально чистыми глазами на маму и отвечает: «Папа».

Христос сделал противоположное: Он взял чужую вину на Себя. Но это срабатывает только для тех, кто признает свою вину и просит Его о прощении.

Один брат рассказывает: я знаю одного мальчика, ему всего 10 лет. У него удивительная отличительная черта. Когда ему делаешь замечание, он всегда говорит: "Спасибо, я исправлюсь". Никогда не оправдывается. Я таких детей больше не знаю. (Если коротко, то тому мальчику сейчас 16. Отличный парень. Не крещен, но все к этому идет).

Чтобы для нас сработало оправдание Божье, нам надо согласиться с приговором из середины Рим.3 и отказаться от самооправдания.

Как мы привыкли работать над созданием имиджа успешных, благополучных людей… Представьте себе семью, которая выбралась в парк или на природу на пикник. У папы сгорели на костре сардельки. Он злой и удивляется, почему никто их не ест. Дети голодные, им не дают играть в мяч, а в последние двадцать минут «пикника» они между собой переругались. Мама вся в мыле – она одела детей, собрала все принадлежности, сейчас она виновата в глазах мужа в том, что у него сгорели сардельки, а дома ей надо будет всех накормить, но она еще не знает, чем.

Пикник подходит к концу. Но перед тем, как покинуть лужайку, папа достает телефон и делает семейное селфи. Одно, второе, третье. У всех на лицах улыбки. Которые исчезают, когда фотографии отправляется в инстаграм, а телефон в карман. Знакомые этих христиан смотрят на фотографию и вздыхают: «Смотрите, как хорошо и мирно живут люди, как часто они выезжают на природу – не то, что мы…».


Оправдание – только благодаря Христу. Не только при уверовании, но и после

Тут есть одна сложность или опасность. У нас есть искушение подумать: да, до покаяния в нас не было ничего доброго. А вот после покаяния ведь есть. И начать думать (может быть, подсознательно), что наше положение перед Богом теперь определяется нашими заслугами.

Об этом (об оправдании делами и законничестве) я хотел бы позже сказать отдельную проповедь и об этом есть у Павла в этом послании отдельные пассажи (например, 10:1-3: «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность»), но упомянуть вкратце хочу об этой идее уже сейчас:

• мы начинаем нравиться Богу во Христе и мы продолжаем нравится Богу во Христе;
• мы занимаем положение оправданных и праведных благодаря Христу и мы продолжаем оставаться в этом высоком положении благодаря Христу;
• мы получаем жизнь на Лозе, которая есть Христос, и мы духовно растем благодаря тому, что пребываем и дальше на этой Лозе.


Б. Искупление. Больше, чем отпустить на свободу подсудимых. Новый исход – теперь и для язычников

Слово «искупление» взято из коммерческой сферы. В ветхозаветные времена его использовали при выкупе рабов для освобождения; о них говорили, что они «искуплены» (напр.: Лев 25:47 и далее). Оно также использовалось метафорически, когда речь шла об Израильском народе, «искупленном сначала из Египетского плена» (Исх. 15:13), а затем из вавилонского («не бойся, ибо Я искупил тебя» Ис. 43:1) и возвращенном на свою землю.

Так же и мы были рабами, связанными грехами и виной и совершенно неспособными освободить себя сами. Но Иисус Христос «искупил» нас, выкупив из плена, пролив Свою кровь, заплатив цену за выкуп. Он говорил о том, что пришел, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Поэтому мы сейчас принадлежим Ему.

То, что Бог ранее сделал для Израиля, он ныне сделал в Иисусе для всего мира: принес «искупление». Это понятие обозначает выкуп раба с невольничьего рынка или выкуп вещи из ломбарда. Смерть Иисуса – новый исход.


В. Умилостивление. Узнать приговор до начала суда. Суд не начался, но мы уже знаем о его исходе относительно нас

Слово hilasterion – «умилостивление» – в Евр. 9:5 в Синодальном переводе переведено «очистилище». Это золотая крышка ковчега. Один раз в год, в день искупления, первосвященник кропил кровью тельца семь раз именно на это место. С ним связано как минимум три очень важных истины о Боге.

Место над ковчегом – место, где обитал Бог:

• «принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах» (1Цар.4:4)
• «восседающий на Херувимах, яви Себя» (Пс.79:2)

Это место, откуда Бог говорил с Моисеем:

• «там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» (Исх.25:22)
• «Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему» (Чис.7:89)

Это место, где совершалось примирение народа с Богом в день искупления один раз в году, когда крышка кропилась кровью:

• «и возьмет крови тельца и покропит перстом своим на крышку спереди и пред крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего. И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца и покропит ею на крышку и пред крышкою» (Лев.16:14-15)

Если бы не было крышки – перед первосвященником и перед Богом были бы открыты предметы в ковчеге, говорящие о грехе Израиля, и на Израиль изливался бы гнев Божий, но крышка, которая символизировала Христа, как об этом пишет Павел, удерживала, останавливала этот гнев, отводила его.  С этого места исходило прощение Израилю в период Ветхого Завета. Поэтому эта крышка ковчега названа «место милости». Это было место встречи с Богом, место примирения.

Это был прообраз. Очень великий и святой, но только прообраз или тень. А сама суть вещей – во Христе, в Его жертве на кресте.

• Именно во Христе – место нашей встречи с Богом.
• Именно во Христе – место нашего примирения.
• Именно во Христе – место нашего спасения от справедливого гнева Божьего.
• Именно во Христе – место нашего прощения и оправдания.
• Именно во Христе – место, где мы получаем откровение от Бога.

Вот о чем говорит крышка ковчега. Как бы высоко мы не ценили это место и жертву Христа – мы никогда их не переоценим.

Евреи с трепетом ожидали дня искупления, который бывал раз в году. Наш день искупления произошел. В Иисусе будущее или вечное входит в настоящее. Те, кто на суд не приходят, получают – по вере – весть о своем положении на суде заранее. Последний суд еще не наступил, но если продлить судебную аналогию: это все равно, что узнать приговор до того, как начнется слушание дела. 

У Павла много отрывков, читая которые хочется встать на колени и возблагодарить Бога. Перед нами один из таких текстов.

27.01.2019


Рецензии