Хайповость мышления. Постинфантилизм

Поверхностность мышления и суждения, с которой в последние годы приходится многим из нас так или иначе сталкиваться, по всей видимости, вызвана вполне объективными причинами — кардинально поменялась не только система восприятия человеком информационного пространства («датчики» пространственной ориентации), но также система обработки информации («мозг» субъекта управления) и система принятия решений («управляющие сигналы»).

Да, текущий технологический уклад поменял роль коммуникационных каналов: они стали существенно влиять (изменять) на саму передаваемую по ним информацию и качество её восприятия.

Приведу небольшие примеры.

1. В ведомстве г-на Чубайса в период активного реформирования РАО ЕЭС России занимались захватом контроля не столько над генерирующими компаниями, сколько над самими коммуникациями (Единая национальная электрическая сеть). «Росатом» и в те далекие годы был крупнейшей генерирующей компанией, но каналами доставки владели и рулили иные товарищи. Разумеется, не без пользы для себя.

2. Пресловутые (розничные) торговые сети. Они не занимаются производством продукции, а контролируют (во многом бесконтрольно и почти полностью) коммуникации, пути доставки продукта до потребителя. Торговые наценки в этой сфере в России сейчас, по разным оценкам, на уровне 250-300%. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, каким образом и как при таких условиях частные компании вынуждены снижать качество продукции и по сути выдавать суррогат, ибо выжить иначе при таком прессе сверху просто невозможно.

Новые поколения, да и мы с вами живем в эпоху качественной трансформации процесса потребления информации, где основной упор начинает делаться на (1) хайп и (2) скролл.

Хайп (hype) подразумевает смену акцента: сначала искусственно раздувается фокус-пузырь (за счет привязки аудитории к коммуникациям), а лишь затем под него формируется информация, товары и услуги.

Скролл (scroll) — выбирается из ежедневного потока лишь то, что громкое, яркое, звучное, что «блестит». Время на принятие решения о выборе объекта для последующего более глубокого изучения сокращено по сути до 5-6 секунд. Не зацепило сразу, листаем дальше.

Чем дальше, тем реже люди самостоятельно занимаются изыскательской информационной деятельностью. Тем более, продуманной. И тем более, «археологической». Они преимущественно потребляют то, что лежит на поверхности, что им по сути подбрасывают: соц.сети, друзья, коллеги, само окружение.

Существенная проблема в том, что взрослые сами падают жертвой таких тенденций. Чисто детская реакция вроде бы солидных образованных людей с высшим образованием. Подростковость поведения в отношении информации и культуры. Не стоит удивляться: этому дано название — кидалт (kidalt), или то, что я называю для себя постинфантилизм. Формируется это вполне сознательно, и защищаться от этого совсем не просто.

Пресловутая клиповость мышления сменяется хайповостью мышления. Где есть хайп промышленный (формируемый крупными игроками рынка), а есть кустарный (даже на уровне блогосферы).

Для эффективности хайпа требуется захват каналов доступа к целевой аудитории. Сама целевая аудитория тоже должна быть подготовлена для быстрого вовлечения в новый круговорот хайпа: у нее нужно существенно снизить порог чувствительности («датчики»), упростить систему обработки («мозг») и сделать её достаточно послушной в управлении («идти на зов дудочки»).

Собственно постинфантилизм требуется во многом именно для этого. Мы полагаем, что достаточно умны, мудры, опытны и образованны, чтобы этому противостоять. Думаю, большая наивность. Даже самый гордый огурец с особым изысканным вкусом, хорошенько настоявшись в одном рассоле с другими, по вкусу от них отличаться уже не будет.

Не секрет, что наше время — эпоха колоссального информационного шума. Многократно усиленного цифровыми технологиями. Во многом искусственного. С чудовищной долей подделки и фальши. Сплошная какофония. В ней непросто выделить для себя что-то настоящее, ценное и важное.

Стремительно нарастающий поток фейков и диктатура демократизации мнений (дискредитация и нивелирование экспертного сообщества) способствуют решению этих задач.

Мысли — ментальная флора и фауна. Если исходить из этого, легко объяснить вопросы как распространения ментальных вирусов и бактерий, так и быстрой перестройки/перепрограммирования сознания (базовые ценности и ориентиры). Естественное следствие — ментальная «иммунная» система человека и вопросы её укрепления и защиты.

Увы, подавляющее большинство из нас по сути не умеет работать с информацией и не в состоянии (доказательно) определять достоверность. В условиях повышенного информационного шума и гвалта люди неосознанно выделяют ту часть спектра, которая резонирует (консонирует) с их (пред)убеждениями. Истинно то, во что хочется верить.

В условиях искусственной фокусировки событий, дефицита времени и т.п. включаются инстинкты. Манипуляция людьми в таких условиях достигается относительно простыми средствами (блокирование неудобных источников, максимально упрощённая ложь).

Когнитивные исследования в Стэнфордском университете (1975) привели к следующему тезису: «Единожды сформировавшиеся впечатления остаются исключительно стойкими».

Верное наблюдение. Одна из причин — воспринятые факты, знания и впечатления люди невольно присваивают лично себе. Сразу и навсегда.

Минимальный входной контроль на соответствие собственной картине мира и — сразу личная собственность. А как только информация стала для нас личной собственностью, мы по сути уже не готовы от неё отказаться. Если же публично её озвучили от своего имени — будем вдвойне консервативнее. Это так и никак иначе. Никакие доводы, опровержения, убедительные аргументы не могут нас заставить отказаться от присвоенной информации.

Только чей-то весомый голос, того, кто пользуется в данный момент нашим авторитетом, может как-то изменить ситуацию.

Я называю это эффектом трихин. Именно этот эффект и изложил Ф.М.Достоевский на последней странице «Преступления и наказания»: «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одарённые умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали заражённые. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований».

Этому эффекту трихин в разной степени подвержены практически все. Простой пример: предположим вы узнали некоторую (важную) информацию, которую приняли на веру (убедительно, достоверный источник, все говорят и т.п.). Вы живёте с ней. Не замечаете, как на её основе выстраиваются логические цепочки рассуждений, рождаются в вашем сознании некоторые новые знания... И вот спустя определённое время, скажем, лет через пять становится известно, что исходная информация — ложь, подделка, фейк... Будем ли мы «прозванивать» и пересматривать все затронутые им (ложные) цепочки умозаключений? Нет. С большой вероятностью. Наши убеждения уже сформированы. Они наши, и мы от них не откажемся, даже если готовы признать, что они выстроены на лжи. Цель тех, кто намеренно пытался исказить наше сознание, достигнута.

Как же этому противостоять? Простых рецептов нет.

Приведу в заключение небольшую математическую аналогию.

Методы безусловной оптимизации. Ищем минимум функции. Как известно, во многих случаях быстро и хорошо работает метод градиентного спуска (активно применяемый в области искусственных нейронных сетей). Мы привыкаем и пользуемся на практике именно им. Но вот нам попадается коварная «овражистая» функция (об этом, положим, мы не догадываемся). И смело применяем этот метод. Попадаем в локальный минимум. Этим и довольствуемся, полагая, что он глобальный. На основании этого принимаем решение. Занавес.

Да, было бы время и желание, стали бы разбираться с самой функцией и возможно поняли бы, что лучше здесь применять совсем иной, более навороченный и медленный метод (напр., метод Розенброка с регулярным вращением системы координат).

Но времени-то нет (нам его не дают) и датчики намеренно загрублены…

Вывод: стоит задуматься о формировании собственной ментальной иммунной системы. Надо её каждому выстраивать, выращивать. Прямая аналогия с обычной иммунной системой. Которая есть у каждого, но в разной степени изношенности.

Ключевой момент — хорошие базовые ориентиры, критичность мышления, где очень аккуратно надо работать с (1) важностью информации (для вас и в абсолюте) и (2) с экспертными мнениями.

Важность напрямую зависит от чувствительности ментальных датчиков и опыта. Анализ экспертных мнений в какой-то мере сродни оценке постороннего (непрофессионала) о разных вердиктах врачей в отношении его здоровья. Можно не разбираться в конкретной области, но надо стараться анализировать точки зрения разных экспертов (разумеется, когда это особенно важно и критично) вплоть до их мотивации и реального положительного опыта в данном конкретном вопросе. Ибо от этого может зависеть ваша судьба и даже жизнь.


Рецензии