Правители времени

       У  каждого  из  нас  свои  отношения  со  временем. Мы  замечаем,  как его  не  хватает,  когда  мы  торопимся.  И оно  невероятно  долго  тянется,  когда  мы  с  нетерпением  ожидаем  чего-то  важного.  В  детстве  мы  его  торопим,  а  в  зрелости,  когда   стремительно  летит,  хотим  его  замедлить.  Время  может  растягиваться  и  сжиматься,  но,  к  сожалению,  оно  необратимо.  А  что  если  попробовать  развить  в  себе  способности  и  научиться  управлять  временем?

                Тайм – менеджмент  как  стиль  жизни.

    Александр  Сергеевич  Пушкин  очень  чувствовал  время,  его  стре-мительность  и  необратимость:  «Летят  за  днями  дни,  И  каждый  день  уносит  частицу  бытия…».   

На  мой  вопрос  о  времени  отвечали  так:  «Время -  это  жизнь»,  «Время  -  деньги»,  «Время  протекает  сквозь  пальцы  и  его  не  удержать»,  «Время  не  вернуть  никогда!»,  «Время  вечно,  а  человек  - нет!»,  «Время  -  это  длительность  бытия».

    Наверное, я слукавлю,  если  скажу,  что  мы  можем  управлять  временем.  Точнее  будет  если сказать,  что  мы  можем  организовать  свое  время.  Сей-час  распространено  словосочетание  «тайм-менеджмент»,  то  есть  управление  временем.  Тайм-менеджмент  может стать  стилем  жизни,  как  на  работе,  так  и  дома,  от  чего  ресурс  времени  заметно  пополнится. Ведь  часто  свою  лень  мы  оправдываем   именно  нехваткой  времени.  Управление  временем  -  это  способность,  которую  многие  начинают  развивать  лишь  по  необходимости.  При  этом  попутно  выясняется,  что  нам  очень  трудно  избавиться  от  дурных  привычек  и  использовать  ценнейший  навык  управления  временем  на  все  сто  процентов. 

  Время  имеет  свои  аксиомы,  которые  гласят  следующее:
-  Жизнь  человеку  дана  один  раз.
-  Время  -  это  материал,  из  которого  сделана  жизнь.
-  Время  и  поступки  человека  в  нем  -  необратимы.

Аксиомы  эти  просты,  не  требуют  доказательств,  но  очень  болезненны  для  нашего  восприятия.  Многие  из  нас  с  ними  не  соглашаются,  иногда  просто  вытесняют  из  памяти. И  все  же  рано  или  поздно  время  заставит  обратить  на  себя  внимание: невыполненной  жизненной  программой,  выговором  на  работе  за  сорванные  сроки  поставок,  неустроенным  личным  счастьем  из-за  собственного опоздания  на  свидание.  Это все  больше  драматические  примеры.  Есть  столько  же  и  позитивных  примеров. 

"Бабушка  всегда  говорила,  что  все  в  жизни  надо  делать  во  время:  приходить на  уроки в  школе,  выходить  замуж,  рожать  детей  и расти на работе-, вспоминаем  жизненные  наставления  своей  бабушки.  -   И  я  проверяю  это  в  своей  жизни.  Оказывается,  бабушка  была  права!» 

                Поощряя  себя,  избегаем  цейтнота  на  работе.

      Помните,  как  великий  русский  физиолог  Павлов  проводил  опыты  с  собакой  по  формированию  у  нее  условных  рефлексов с  включением  лампочки  и  выдачей  еды  подопытному  животному?  Мне  кажется,  для  того  чтобы  научиться  новому  и  вбить  в  себя этот новый  навык,  надо  обращаться  с  собой,  как   Павлов  с  собакой.  Да,  поощрять  себя  за  успехи  и  достижения  в  организации   рабочих  дел,  личных  поступков  и  жизни  в  целом. 
 
    Итак,  составляем  список  дел.  На  мой  взгляд,   для  начала  лучше  использовать  метод  3  списков  и  3  дел,  так  как  слишком  длинные  списки  кажутся  невыполнимыми  даже  на  бумаге.  Выполнив  3  дела,  угощаемся  чем-то вкусным,  конфетой, пряником  или  лучше  фруктами.  А  пока  их  не  сделаем,  то  ни-ни.  Да,  для  этого  нужна  сильная  воля.  Вот  автор  романа  «Заводной  апельсин»  Энтони  Берджесс,  чтобы  добиться  поставленной  цели,  использовал  метод  «Мартини».  Он  ставил  задачу  писать  ежедневно  по  одной  тысяче  слов  в  день в  своем  новом  романе,  и  написав  их,  устраивал  себе  вечеринку  с  бокалом  мартини.  И  хотя  многим  людям я  не  рекомендовала  бы  этот  метод, все же   его эффективность  отрицать  трудно.

    Концентрироваться  лучше  на  одном  деле,  так  как    человеческий  мозг работает  более  эффективно,  когда  сосредоточен  на  чем-то  одном.  Многие  руководители  ставят  перед  своими  подчиненными  множество  задач  для  выполнения  в  краткие  сроки,  считая,  что  многозадачный  режим  выполнения  работы  является  более  эффективным.  Однако,  так    кажется  только  на  первый  взгляд.  Многозадачный  режим  деятельности  снижает  его  продуктивность,  забирая  много  сил  у  исполнителя  и  вгоняя  его  в  стресс.  Да  и  не  каждому  дано    делать  множество  дел  одновременно  и  успешно,  как  Юлий  Цезарь.  Кстати,  при  интенсивной  умственной деятельности  мозгу  необходимо  в  пять  раз  больше  кислорода,  чем  обычно,  так  что не  забывайте  чаще  проветривать  кабинет.

   «Замечаю,  что  при  наваливании  на  моих  сотрудников  множества  дел,  они  стараются  откладывать  их  выполнение  под  разными  предлогами,  -  руководитель  отдела  продаж  высказывает  свои  наблюдения.  -  Поэтому  я  прошу  их  самостоятельно  установить  сроки  выполнения  работы  и  согласовать  их  со  мной». Действительно,  устанавливать  сроки  выполнения  задания  обязательно  в  тайм - менеджменте.  Никто  не  любит  соблюдать  сроки, так  как  они вызывают  стресс,  ухудшают  настроение,  усиливают  беспокойство  и  напряжение.  Тогда  надежный  способ  устранения  части  этих  переживаний   -  это  установление  своих  более  ранних  сроков  выполнения.    Этот   метод  двухступенчатого  цейтнота  хорош  для  выполнения  крупных  задач. Будучи  реалистичным  и  требовательным  к  себе,  вы  сможете  выполнить  задание  в  срок.  Кстати,  древние  китайские  полководцы  применяли  цейтнот.  Они  считали,  «чтобы  гарантировать  победу,  помести  солдат  в  местность  смерти  -  сожги  корабли».   

    Дать  публичное  обещание  о  выполнении  задания,  тоже  весьма  распространенный  прием.  В  свое  время  Шарль  да  Голь  объявлял:  «С  сегодняшнего  дня  я,  Шарль  де  Голь,  бросаю  курить».  Делал  таких  заявлений  он  несколько,  так  со  временем  снова  закуривал.

     «Будучи  молодым  и  неопытным  юристом,  я  часто  брала  на  себя  больше,  чем  могу  выполнить,  -  рассказывает  моя знакомая. - Переоценка  своих  способностей  часто  приводила  к  переутомлению  и  избыточной  загрузке  работой».  Позже  Маргарита  поняла,  что  можно  и  нужно  перекладывать  часть  обязанностей  на  коллег,  чтобы  избежать  ненужного  напряжения.

   В  сутолоке  повседневных  дней  мы  часто  забываем  о  важных  делах.  Структурировать  отдаленные  планы  и рационализировать  текущие  дела   можно  с  помощью  простейшего  приспособления  -  ежедневника.

    Все  это  необходимо  для  того,  чтобы  вы  не  переутомлялись.  Пере-утомление  происходит,   когда  ваше  тело  и  разум  больше  не  могут  справляться  с  непосильной  работой.  «Я  не  пытаюсь    заставить  сделать  себя  невозможное.  Выделяю  время,  как  для  важных  дел,  так  и  для  отдыха  и  размышлений.   Обдумываю  свои  недавние  достижения  и  удостоверяюсь,  что  чувствую  себя  хорошо,  -  Максим,  давно  руководит  собственной  фирмой  по  производству  и  продаже  мебели.  – Анализ  и  размышления  -  один  из  лучших  способов  приобрести  уверенность  в  своих  силах,  а  значит  и  высокую  работоспособность».

                Планируем  свой  день  и  жизнь.

    Древние   греки  задумывались  над  рациональным  использованием  ресурса  времени.  От  них  к  нам  дошел  так  называемый    прием   Хроноса  и  Кайроса,  богов  времени. 

  Люди,  предпочитающие  Хронос,  линейное,  астрономическое  измеримое  время,  планируют  свой  день  от  утреннего  пробуждения  до  вечернего  отбоя.  Последовательность  выполнения  дел  определяется  временем  суток.  Те  же  из  нас,  кто  вылавливает любой  удобный  момент  для  свершения  какого-нибудь  своего  дела,  живут  в Кайросе.  Примером  этого  может  служить  рассказ  Андрея : «Недавно  я  воспользовался  встречей  в  лифте Торгово-промышленной  палаты  Владимирской  области  для  решения  важного  и  давнего  своего  дела с  одним  из  высоких  руководителей.  Когда  я попросил  его  о  встрече,   он   поинтересовался  сутью  вопроса.  Буквально   тут  же  мы  его  обсудили  и  пришли  к  общему  мнению. К  седьмому  этажу  все  было  решено».

      В  основе  американских дневников  и  ежедневников  лежит  система  Бенджамина  Франклина.  Она  направлена  в  будущее.  Это   пирамида,   основание  которой составляют  ваши  жизненные  ценности.  Исходя  из  них,  вы  определяете  свои  глобальные  цели.  На  основании  них   составляете  генеральный  план  лет  на  15-20  и  долгосрочный  план  на  ближайшие  4-5  лет.  Ну,  а  затем  краткосрочный  план  на  несколько  месяцев  или  недель.  И  помня  обо  всем  предыдущем,  вы  составляете  отличный  план  на  день.
 
    Для  того,  чтобы  научиться  планировать,  необходимо  это  делать  постоянно.  Но  начинать  надо  сейчас,  не  дожидаясь  понедельника.  Возьмите  лист  бумаги  и  пофантазируйте  на  тему  -  каким  будет  мой  день  ровно  через  пять  лет,  ну,  к  примеру,  13  февраля  2024  года.  Надеюсь  на  вашу  смелость  и  фантазию.  Опишите,  каким  будет  ваше  утро,  где  и  с  кем  вы  проснетесь,  каковы  будут  ваши  ощущения,  из  каких  запахов  и  звуков  будет  состоять  это  утро.  Возможно,  вы  давно  хотите  жениться,  но  никак  не  найдете  на  это  время.  Так  будьте  же  решительней!  Затем  вы  последуете  на  работу,  какие  дела  вы  сделаете.  Если  же  трудовой  подвиг для  вас  уже  не  по  силам,  то  определите, чем  вы  займетесь  на  заслуженном  отдыхе.  Далее  пофантазируйте  на  тему  вашего  вечера, по   предложенному  шаблону,  как  и  утро.  И  в  конце  упражнения  выделите  главное  событие  дня.  Если  у  вас  не  получилось  выполнить  это  упражнение,  вы  испытываете  страх  перед  будущим,  не  расстраи-вайтесь,  обращайтесь  за  помощью.  Или  пройдите   психологический  тренинг  по  тайм-менеджменту.

    И  как  бы  не  обстояли  наши  взаимоотношения  со  временем,  у  нас  всегда  есть  шанс  править  им,  помня  о  том,  что  время -  это  материал,  из  которого  сделана  жизнь.

Сегодня  начинается  первый  день  остатка  вашей  жизни,  поэтому  живите  осознанно  во  времени  и  находите  время  для  важных  дел.
 
"Находите  время  для  работы,  это – условие  успеха.
Находите  время  для  размышлений,  это   -  источник  силы. 
Находите  время  для  игры,  это  -  секрет  молодости.
Находите  время  для   чтения,  это  -  основа  знаний.
Находите  время  для   дружбы,  это  -  условие  счастья.
Находите  время  для  мечты,  это  -  путь  к  звездам.
Находите  время  для   любви,  это  -  истинная  радость  жизни.
Находите  время  для  веселья,  это  -  музыка  души".Зайверт  Л.  «Ваше  время  в  ваших  руках». 


Рецензии
Интересно было почитать такой сложный и философский взгляд на время.

Иван Рысин 2   05.02.2019 08:22     Заявить о нарушении
Иван, спасибо за внимание. Философия времени - это моя любимая тема. Когда-то я сдавала кандидатский минимум, и мне попалась эта тема. Как я обрадовалась!

Ольга Гунина-Владимирская   24.06.2019 10:21   Заявить о нарушении