Возникновение старообрядчества

  «Старообрядчество – это одно из направлений  в русском православии, которое возникло в середине семнадцатого века. В каждом княжестве, в каждой епархии во время феодальной раздробленности на Руси наблюдалась самостоятельность. Были местные святые и иконы, существовали некоторые особенности  в богослужении. Когда на патриарший престол взошел Никон, в церковной жизни произошли преобразования. Никон (до пострижения в монахи – Никита Минов) – человек умный, владевший ораторским искусством, благочестивый, был он сильной воли и крутого характера. Он  решил заново отредактировать богослужебные книги и привести в единообразие  церковные обряды.  Было всем предписано креститься тремя пальцами, вместо двух, как крестились раньше на Руси, с крестным ходом ходить только против движения солнца, «аллилуйю» петь три раза, слово «Иисус» писать через два «и». Он ввёл ещё  многие другие новшества.  При этом не было никакого обоснования необходимости данной перемены в обрядах.

  Это решение затронуло наиболее привычные обряды, которые духовенство и верующие считали показателем истинности своей православной веры, свидетельством сохранения русской церковью. Изменение поклонов и перстосложения вызвали недоумение и недовольство верующих. Протопопы Аввакум и Даниил подготовили обширную челобитную, в которой указали на несоответствие нововведений установлениям русской церкви. Они подали её царю Алексею Михайловичу, но царь передал её Никону, который решительно пресёк протест своих прежних друзей  единомышленников из кружка ревнителей благочестия. Все протопопы, что осуждали распоряжение патриарха, были лишены сана священнослужителей и сосланы Никоном под строгий надзор в монастырь, а кого-то сослали и в Сибирь.
 
 Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, что привело к возникновению движения, названного Расколом. Идеологами раскола стали представители низшего духовенства, порвавшие с господствующей церковью. Они выступали за «старую веру», таким образом,  протестовали против увеличения гнёта со стороны церковной верхушки. Главной стороной идеологии Раскола оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порождённого «антихристом».  А церковные и светские феодалы отошли от Раскола.

 Часть верующих и духовенство отказались принимать «нововведения» Никона и вышла из подчинения патриарху. Так образовалось старообрядчество. Старообрядцы  - праведные христиане. Они верят в еврейского бога, являются его рабами. Они считали все «новое» большим грехом: бритье бороды и усов, короткие прически, ношение современной одежды. Раньше православным славянам старой веры и христианам нельзя было курить, сквернословить, пьянствовать, посещать клубы. Им запрещалось чтение нерелигиозных книг, газет, запрещалось играть в шахматы, даже общение с инаковерующими запрещалось.
 
 Патриарх Никон с царём Алексеем Михайловичем переделали Православную Церковь на Руси по греческому образцу, отошли от исконно русского верования, перешли на заграничное верование. Этому противились старообрядцы так как считали, что распространение в греческой церкви чина богослужения и обрядов, отличных от чина и обрядов русской церкви, является показателем утраты греками истинной православной веры. Это было, по их мнению, следствием завоевания Византии турками, подчинения греков «безбожным» завоевателям и сношение греческой церкви с «латинской» (еретической) римской церковью.
 
Старообрядцы не хотели, чтобы в церкви были попы, которые брали поборы на своё содержание и церковь, на строительство новых храмов, которое началось с приходом Никона. Роль священников у старообрядцев заменяли «наставники» и «начетчики», которые совершали простейшие богослужения без поборов с верующих.  После раскола повсеместно были проведены репрессии.

Я использовала информацию об этом событии века из литературного источника – «РУССКОЕ  ПРАВОСЛАВИЕ: ВЕХИ ИСТОРИИ» – Русская православная церковь в XVII веке – автор М. Я. Волков.


Рецензии
Сложное дело религия.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   28.01.2019 14:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир,рада Вам всегда.

Алифтина Павловна Попова   28.01.2019 16:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.