Терпение

                Владимир  Мысин

                Т Е Р П Е Н И Е


                Как жалок не имеющий терпенья,
                Мгновенно рану можно ль излечить?
               
                Шекспир

Случается порою, что мы не обращаем внимания на то, что впоследствии приобретает огромную ценность. И бывает наоборот, человек тратит годы жизни, много сил, средств, одержимый какой-нибудь идеей, но затем оказывается, что старания его были впустую. В этом плане люди имеют немалый опыт, который в сочетании с жи-тейской мудростью помогает нам ориентироваться в ситуациях и избегать обидной траты времени на бесполезные дела, определяя то, что действительно имеет цену.
С точки зрения вечности, огромное значение имеет способность определять, что было бы ценным в глазах Бога. Например, на земле есть много физически сильных людей. Они очень гордятся своею силой. Но такая сила ничего не значит в глазах Бога. Есть на земле много красивых людей, но телесная красота ничего не значит в глазах Бога. Есть на земле много ученых людей, но мудрость человеческая ничего не значит в глазах Бога. Есть на земле много богатых и знатных людей, они купаются в лучах славы человеческой, но это также ничего не значит в глазах Бога. В Своей великой Нагорной Проповеди блаженства Христос никого не упомянул из этой категории. Он не говорил: Блаженны мускулы, до уродства накачанные, и карманы, до отказа набитые… 
Но Он сказал: Блаженны нищие духом…, блаженны плачущие…, блаженны кроткие…, блаженны алчущие и жаждущие правды…  Поэтому, для человека, серьезно озабоченного вопросом спасения, было и будет важным разглядеть истинные ценности бытия и соответственно расставить приоритеты своей жизни. 
В этой главе я хочу обратить внимание на известное качество, которое называется терпение. У кого-то может возникнуть вопрос: так ли нужно терпение в нашем просвещенном 21-м веке? Может быть в век электроники и ракет, в век атомной энергии и покорения космоса, компьютеров и мобильных телефонов терпение уже потеряло свою былую актуальность и практическое значение? 
Даже при поверхностном взгляде мы должны будем согласиться, что, несмотря на все достижения науки, техники, культуры, образования, терпение и сегодня имеет огромное значение и встречается во всех сферах нашей жизни.
Педагоги знают, как много терпения необходимо в классах с учениками. Много терпения надо студентам – годами изучать учебники, сдавать сессии. Сколько терпения требуется родителям, воспитывая детей. Скульптору или художнику приходится порою тратить годы жизни, прилагать много сил и терпения, прежде чем создать шедевр исскуства.  Земледелец, посеяв семя, должен терпеливо ждать жатвы. Человек с терпением должен делать свою ежедневную работу, добывая хлеб насущный. Терпение необходимо партнерам в бизнесе, терпение необходимо дрессировщикам животных, терпение необходимо спортсменам, тренерам, артистам, терпение необходимо пастору церкви,  дипломатам, политикам... 
Вспомните о терпении времени. Сколько надо терпения тем, кто попал в тюрьмы, лагеря, ссылки, призванным на службу в армию, есть множество подобных ситуаций, в которых человеку ничего не остается делать, как только терпеливо ожидать окончания определенного срока.
Если телу причиняют раны или случается болезнь, мы ощущаем физическую боль, которую приходится терпеть. Мы терпим холод, жару, непогоду. От физической боли в настоящее время имеется множество средств и методов, благодаря которым человек научился заглушать боль, избегая, таким образом, страданий и необходимости терпеть, но какое надо терпение, чтобы пережить боль измены, боль потери, боль несправедливости, боль предательства, обмана, оскорбления, унижения, насмешки, непонимания и т.п. Такие обстоятельства претерпеть намного труднее, чем физическую боль или время. Раны души заживают труднее и дольше, чем раны физические, и порою, не заживают никогда.
Как трудно бывает стерпеть и удержать слово, не сказав обидчику в ответ то, что он заслуживает. Терпение необходимо, чтобы отвергать искушения и соблазны. Сколько нужно терпения, чтобы не разболтать довереннный тебе секрет или услышанную «горячую» новость. Без терпения не может быть дисциплины...
Очень многих проблем могло бы избежать человечество, если бы люди умели быть терпеливыми. Катострофическая цифра разводов была бы в десятки раз меньше, если бы супруги имели навык терпения. Катострофические цифры убийств, цифры самоубийств были бы намного меньше, если бы люди умели терпеть.  Меньше было бы аварий, если бы на дорогах было больше терпеливых водителей. Если бы люди были терпеливыми, многие мировые конфликты не привели бы к трагедиям. Было бы меньше увечных и больных, сирот и бездомных детей...
Терпение необходимо человеку на протяжении всей жизни, от рождения и до смерти. На земле всегда ценились и будут цениться люди, которые умеют терпеть. Самообладание, благоразумие, верность, великодушие, послушание, кротость и многие другие свойства души человека немыслимы без терпения. Оно окружает нас буквально со всех сторон, и можно еще долго перечислять различные ситуации в калейдоскопе жизни, в которых человеку необходимо терпение. Очевидно, что терпение – это важнейший элемент воспитания и формирования зрелости в структуре бытия, и Бог, устроив так течение жизни, по-видимому, имеет в этом особый замысел, поскольку терпение распространяется и на материальную и на духовную сферы. Этот факт должен побудить нас к более тщательному исследованию этого качества души и характера человека.
У современных христиан бытует мнение, что терпение – это, конечно, хорошо, но в духовной жизни не так важно, как вера, любовь, говорение языками и т.п.  Может быть, по этой причине верующие часто относятся к терпению, как к второстепенному качеству. Мы слышим много проповедей, пения, стихотворений о любви, о вере, но такое качество христианина как терпение, на фоне этих великих тем, остается в тени. 
Но если мы прочитаем Библию заново, с одной только целью: обращать внимание на те места, в которых описывается о терпении, мы увидим, что терпение это важнейшее звено в духовном развитии человека и является необходимым условием для нашего спасения. Христос сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши» Лук.21:19. Эти слова говорят нам, что терпение это далеко не второстепенный элемент на нашем пути к вечности.    
Множество мест Писания свидетельствуют о терпении Божием, из которых мы видим, что терпеть Ему приходилось очень много. Начиная от Едемского сада и заканчивая Голгофой. Терпение настолько вошло в естество Божие, что одно из имен Бога – это Бог терпения. «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Иисуса Христа» Рим.15:5.
Говоря о терпении, мы не можем упрекать Бога в том, что Он требует от нас того, что Ему несвойственно и, более того, все, что Бог нам заповедал, Он Сам пережил это и показал великий пример, как нам следует поступать.
Бог говорит людям: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» Мат.22:37. И Он Сам возлюбил нас прежде, любовью вечною, любовью, превосходящей наше разумение.
Бог говорит людям: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» Лук.6:36. И Он пришел и нашел путь, как нас помиловать.
Бог говорит людям: «Благословляйте проклинающих вас... Благословляйте гонителей ваших...» Мат.5:44. Рим.12:14. И Он благословил нас от сотворения мира.
Бог говорит людям: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» Пр.24:11. И Он Сам пришел и спас нас от вечной погибели.
Бог говорит людям: «Терпением вашим спасайте души ваши» Лук.21:19. И Он Сам пришел и оставил нам великий пример терпения.
Зададим вопрос. Может быть, с воскресением Иисуса Христа для Отца Небесного время терпения уже закончилось? Отнюдь нет! Творцу всей Вселенной и сегодня приходится много терпеть и долготерпеть, видя наши грехи и беззакония, не желая, чтобы кто-нибудь погиб, но все пришли к покаянию. Посмотрим на себя, может быть, глядя на мою или твою жизнь, мой дорогой друг, Ему также приходится много терпеть.
В характере Иисуса Христа терпение было на особом месте. Он имел право сказать Своим ученикам: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем...» Мат.11:29. Земная жизнь Господа на была прогулкой под луной, но Он получил от Своего творения полную чашу типичной человеческой «благодарности». Сколько Ему пришлось вытерпеть мы в полной мере узнаем, только когда придем в вечность. Но что надо было претерпеть Отцу Небесному, глядя на страдания Своего Сына. Глубину этого терпения невозможно измерить никакими земными мерками. Апостол Павел в Послании к Евреям, говоря о страданиях нашего Господа, которые Ему суждено было перенести, особенно подчеркивает присутствие терпения.
  «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их совершил через страдания» Евр.2:10.
«Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» Евр.5:8.
«Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.  Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников...» Евр.12:2-3.
«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» Евр.2:18.
«Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» Евр.2:9.
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» Евр.12:1.
Исследуя жизнь мужей Божиих, пророков, священников, мы видим, что им также приходилось идти дорогой терпения. Как должно быть, печалились священник Захария и Елизавета о том, что у них не было детей. Сколько было вознесено молитв, сколько было пролито слез, сколько было постов, сколько жертв приносил Господу праведный и благочестивый Захария, чтобы Господь послал им дитя. Но проходили год за годом, прошла долгая жизнь, пришла старость, а ответа не было. Мы легко и быстро читаем это повествование на страницах Писания, но как нелегко было Захарии и Елизавете. Сколько надо было иметь терпения, чтобы не ожесточиться, чтобы не потерять веру, но с неизменным постоянством нести служение в храме, несмотря на все обстоятельства. Теперь мы видим, что это были избранные Богом сосуды для особой миссии, но прежде, чем она совершилась, какое им надо было иметь терпение. 
Вспомним Иова, Авраама, Иосифа, Моисея, Давида, Илию, Даниила, Иеремию, все они проходили в своей жизни через школу терпения и побеждали. Через школу терпения надлежит проходить всем последователям Господа. Поэтому Апостол Петр пишет: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного...»1Пет.4:12.
В другом месте мы читаем: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное» Евр. 10:36.  Эти слова являются напоминанием для всех христиан, чтобы мы не принимали как нечто странное, если и нам также приходится терпеть, ибо Господь сказал наперед: «Гнали Меня, будут гнать и вас» Иоан.15:20. 
Отметим еще несколько мест, в которых нам открываются пути достижения терпения: «Зная, что испытание вашей веры производит терпение» Иак.1:3.
«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает...» Рим.5:3-5.
Без терпения невозможно быть настоящим служителем на ниве Божией. Пока христианин не научится через терпение угашать раскаленные стрелы искушений, Бог не сможет полноценно использовать его для служения. Терпение является основанием, на котором Бог утверждает настоящих служителей.  Без терпения мы не сможем прощать. Без терпения мы не сможем любить. Без терпения мы не сможем побеждать. Без терпения мы не сможем спастись. Терпение дает душе силу оставаться спокойной и, таким образом, нам легче побеждать искушения.
Человек не рождается с терпением, как с цветом волос или кожи, но терпение достигается нами сознательно в процессе жизни и это не абстрактное понятие, но важнейшая духовная ступень на пути к совершенству и победе. Особенным свойством терпения является, я хочу особенно подчеркнуть факт, что терпение, как щитом защищает нашего внутреннего человека от поражения раскаленными стрелами искушений. Это настолько важно, что я хочу остановиться на этом подробнее.
В Послании к Ефесянам, Павел сравнивает духовные качества христианина с воинской амуницией и особенно подчеркивает между ними щит веры: «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого...» Еф.6:11-17. 
Библия говорит, что человек троичен и состоит из духа, души и тела. Но кроме этого, в человеке может жить Дух Божий или дух диавола. Христос, живя во плоти, из многих людей изгонял бесов, также поступали и Апостолы, это же поручение Господь дал Своим последователям.
В возрожденном свыше человеке живет Дух Божий. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» 1Кор.3:16. – спрашивает нас Апостол Павел. Верующий человек становится храмом Божиим, а терпение призвано быть стенами этого храма, защищающие живущего в нем Духа Божия от любых потрясений. Бури испытаний и раскаленные стрелы искушений, нити которых тянутся из огненной бездны геенны (Иак.3:6), угасают в надежной стене терпения. Всякий раз, когда мы не выдерживаем искушения, мы позволяем диаволу разорять храм нашей души. Поэтому Соломон пишет: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» Пр.25:28.
Представьте, что вам сказали обидное слово. Вы, возмутившись, ответили своему обидчику еще более обидным словом. Слово за словом, завязывается словесная перепалка, сыпятся упреки, оскорбления, брань, побои...  Стрела искушения, разрушив стену терпения, разжигает адский огонь в храме вашей души. Все. Стены вашего терпения разрушены, храм разорен. Дух Святой и мир Божий уходят из вашего храма. После таких скандалов мы чувствуем, что стоим на развалинах того, что еще недавно было местом, в котором жил Дух Божий. Мы не защитили себя терпением, но, пойдя на поводу у эмоций или амбиций, допустили диаволу поразить свою душу раскаленной стрелой искушения, и вот, плачевный результат – храм разрушен, на душе горько и тяжело, все в руинах и пепле.
Терпение в таких ситуациях приобретает неоценимую роль. Мы можем сравнить терпение со стенами дома. На дворе бушует непогода, ветер, дождь со снегом, но в доме тепло и уютно, нам не страшно ненастье, ибо дом защищает нас прочными стенами. Так, подобно, терпение защищает наши души. Чтобы ни происходило вокруг нас, житейские бури, катастрофы, беды, испытания, искушения, обиды, оскорбления, терпение, подобно надежным стенам, способно защитить храм нашей души от разорения.
Мы можем безошибочно определить момент, когда в стене нашего терпения появляется трещинка и приложить все силы, чтобы укрепить стену прежде, чем загорится пожар. Эту трещинку зовут раздражение. Постарайтесь уследить за тем моментом, когда в вашей душе появляется раздражение и постарайтесь сделать все возможное, чтобы угасить его в самом зародыше, потому что за раздражением следуют гнев, ярость, крик, злоречие и ситуация выходит из-под контроля. Раздражение, как желтый сигнал светофора, предупреждает нас о том, что настало время нажимать на тормоза. Поэтому Апостол Павел предупреждает нас в Послании к Ефесяням: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» Еф.4:31.
Апостол Иаков, описывая в третьей главе, как действует этот губительный духовный закон, приводит подробную последовательность этой диавольской цепочки. В этой борьбе терпение имеет первостепенное значение, ибо имеет свойство угашать раскаленные стрелы лукавого. Таким образом, если щит нашего терпения еще слабенький и хрупкий, так, что раскаленные стрелы искушений раз за разом пробивают его, если мы можем запаляться из-за любого пустяка, если мы из-за какой-нибудь мелочи легко можем сделать бурю в стакане воды и, запалившись сами, воспаляем круг жизни вокруг себя, значит мы еще не научились терпению, значит мы еще не можем говорить о серьезном духовном росте.
Терпение – это камни, которыми вымощена дорога к спасению. Когда Бог видит, что стены терпения, окружающие храм нашей души уже достаточно прочны, так, что выдерживают удары испытаний и угашают жар искушений, Он приводит нас к следующей ступени, которая называется совершенство. Это должно быть целью христианина, как пишет Апостол Павел: «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» 2Тим.3:17.
Человечеству свойственно стремиться и искать пути к совершенству. Шедевры зодчества, исскуства, развитие науки, техники, культуры, это ничто иное, как плоды многолетних стремлений человечества к совершенству. В духовной жизни путь к совершенству лежит через терпение. Иаков пишет: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» Иак.3:2.
Соломон пишет: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» Пр.16:32. Эти места Писания свидетельствуют, что имея навык терпения, мы поднимаемся по ступеням, ведущим к совершенству и это реально. Если терпение настолько укоренилось в вашем характере, что вы не согрешаете в словах и в состоянии обуздывать свой язык, вы очень близки к совершенству. «Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» Иак.1:4.
О таких христианах пишет Апостол Павел, что они могут благословлять своих обидчиков в ответ на злословия и побои: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» 1Кор.4:12-13.  Это невозможно делать, если у вас нет навыков терпения. Таких христиан невозможно обидеть, но в ответ на любые оскорбления они могут благословлять обидчиков, зная законы духовной брани, которая идет, как известно, не против крови и плоти, а против духов злобы поднебесных. (Еф.6:12) Такие христиане отвергли себя и имеют право называть себя рабами Иисуса Христа.  Никакие гонения и злословия не смогут кипятить их души, ибо они окружены надежной стеной терпения. 
Навык терпения, поднимая человека на новую ступень совершенства, открывает нам двери в сферу высших духовных законов, являясь фундаментом для кротости и смирения. Знание этих законов делает христианина непобедимым воином в армии Иисуса Христа, потому что таким образом мы даем проявляться через нас силе Божией. Это является практическим шагом к тому, чтобы в нашем сердечном храме жил Дух Божий. Вы можете долго и красиво молиться, громко вопиять, страстно умолять, приносить богатые жертвы и дары в храм, призывая, чтобы Бог поселился в вашем сердце, но от этого ничего не изменится, потому что Бог давно указал в Своем Слове на дверь, через которую Дух Божий входит в храм нашей души. Эта дверь называется смирение.
«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» Ис.57:15. 
Итак, если в сердце нет смирения, которое является высшей степенью терпения, то в таком сердце никогда не будет жить Дух Божий. Это закон. Поэтому, дети Божии, испытавшие счастье жизни с Богом, но по какой-либо причине допустили раскаленной стреле искушения разрушить стены терпения, ощущают, как Дух Божий уходит из разоренного места и храм остается пуст.
Псалмопевец Давид очень правдиво отразил это состояние в Псалмах, потому что сам пережил и глубоко оплакивал пред Господом эту потерю. После падения с Вирсавией Давид ощутил, что Дух Святой оставил его. С Духом Святым ушли радость спасения, чувство правоты и Давид изливает в Псалме свой плач пред Господом: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.  Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня.  Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» Пс.50:12-14. 
Далее Давид пишет слова, которые мы всегда должны помнить, становясь на молитву: «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» Пс.50:19. Этими словами Давид открывает нам еще один духовный закон, в основе которого также лежит смирение. Итак, если мы хотим, чтобы наша молитва была услышана, мы имеем ключ. Этот ключ называется смирение.
Прочитайте еще раз Книгу Псалмов и обратите внимание, как хорошо Давид знал силу смирения. Когда Давид попадал в трудные ситуации, как смирялся он пред Господом. Каким смирением и сокрушением наполнены его молитвы. Господь слышал его молитвы, потому что Давид взывал к Нему с сокрушенным и смиренным сердцем. Это было правильным состоянием пред Богом и Бог засвидетельствовал о Давиде такими словами: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» Д.А.13:22.
Об этом законе пишут Апостолы Иаков и Петр: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак.4:6;  1Петр.5:5.
Об этом законе пишет мудрейший человек земли, Соломон: «Бог смиренным дает благодать» Пр.3:34. Закон смирения дает Богу юридическое право принимать участие в нашей жизни и давать благодать любому человеку, если человек, сознательно смирившись пред Богом, прибегает к Нему за помощью. Во второй Книге Царств записана история, в которой мы находим пример того, как Давид применял силу этого закона в практической жизни.
Как гром среди ясного неба, свалилась на голову Давида беда. Его родной сын, первенец, красавец Авессалом, которого Давид любил больше своей жизни, составил заговор и, собрав войско, пошел войною на Иерусалим, намереваясь завладеть царским престолом. Давиду, его друзьям и слугам пришлось спасаться бегством. Здесь я хочу обратить внимание на один эпизод, который очень наглядно демонстрирует нам, как хорошо Давид понимал высшие законы духовной борьбы.
Выйдя из Иерусалима, Давид шел по дороге на гору Елеонскую и плакал. Несмотря на царское звание, Давид, не скрывая своего унижения, покрыв голову накидой, шел босой и плакал, также и все люди, бывшие с ним. Перейдя на другую сторону горы, Давид и его люди дошли до селения Бахурим. И вот из этого селения выходит человек по имени Семей и злословит Давида и тех, кто шел с ним в этой печальной процессии.
«И бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону царя.  Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник...» 2Цар.16:5-8.
Люди, идущие с царем, были крайне возмущены этой дерзостью и сказал Авесса, могучий воин, главнокомандующий войском Давида и его ближайший друг: «Зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? Пойду я, и сниму с него голову».
И вот здесь Давид говорит слова, которые показывают, что Давид хорошо знал силу духовного закона смирения: «...оставьте его, пусть злословит; ибо Господь повелел ему.  Может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостию за теперешнее его злословие. И шел Давид и люди его своим путем, а Семей шел по окраине горы, со стороны его, шел и злословил, и бросал камнями на сторону его и пылью» 2Цар.16:11-13.
Прочитаем еще раз странные, на первый взгляд, слова Давида: «...пусть злословит; ибо Господь повелел ему...».  Казалось бы, что это за жестокость со стороны Бога? У Давида и без того на душе полный мрак, он идет униженный, босой, слезы текут по его щекам. Авессалом повернул против него народ, у которого Давид многие годы был царем, ради которого Давид, не щадя своей жизни, вел опасные войны, укрепляя Израильское царство. Сын намерен стереть с лица земли своего отца. О, какой стыд и позор! О, как тяжело Давиду смотреть в глаза людей, которые идут с ним и которые стоят по обочине дороги. Вдвойне обидно, что это делает родной и близкий человек, и покрыл Давид свою голову накидкой, шел и плакал. Что может быть хуже? А тут еще и Господь подключился и повелел Семею злословить Давида, усугубляя и без того тяжелые муки души... Сколько терпения надо было проявить Давиду, слушая его злословия. В таких ситуациях диавол часто подходит к человеку с искушением, ожесточить свое сердце и похулить Бога, как это было некогда с Иовом. Там жена Иова, сама не зная того, играла первую скрипку в оркестре сатаны, побуждая своего мужа похулить Бога. (2глава Книги Иова) 
Но Давид знал, что через это унижение к нему открывается дверь благодати Божией, что Бог стоит уже совсем рядом, ожидая, когда Давид даст Ему возможность войти в эту ситуацию и спасти его. Поэтому, услышав злословия в свой адрес, Давид знал, все, что ему надо было сделать, это смириться, чтобы Господь, согласно закону смирения, воздал ему благом. Сила этого закона много раз была его щитом в критических ситуациях, поэтому он говорит своим возмущенным слугам: «...пусть злословит; ибо Господь повелел ему».  Таким образом, через терпение и смирение Давид имел Бога на своей стороне и победил. Ибо там, где Господь, там всегда будет победа.
Хорошо знал силу закона смирения Иисус Христос. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем...» Несмотря на Божественное происхождение, Христос на протяжении Своей жизни крепко держался этого закона и это было Его щитом от бесконечных искушений, которые со всех сторон восставали на нашего Господа. Как кротко и смиренно отвечал Господь на искушение диавола в пустыне, на искушения от книжников и фарисеев, как кротко и терпеливо Он учил учеников, как кротко и покорно Он стоял в синедрионе, на судилище Пилата, перед ревущей от ярости и жажды крови толпой, как кротко Он умирал, не произнеся ни одного слова проклятия или укоризны. Он показал нам вершину терпения, кротости, смирения и любви, когда в последние минуты страшных мучений нашел в Себе силы сказать: «Отче, прости им...»
Пророк Исаия, описывая страдания нашего Господа, много пишет о Его глубоком смирении: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его...  Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» Ис.53:3-7.
Друзья мои, если Бог Своему Сыну предопределил путь терпения, может ли Он от нас ожидать что-либо другого? О, нет! Апостол Петр пишет: «Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» 1Петр.2:21-23.
В первой Книге Царств записан один очень необычный эпизод, в котором приводится фраза, долго приводившая меня в смущение. Об этом событии мы читаем в шестнадцатой, восемнадцатой и девятнадцатой главах: «Находил злой дух от Бога на Саула». 
Это фраза долго не давала мне покоя и ломала всю мою логику в отношении устоявшихся христианских стандартов: «Бог – добро, диавол – зло». Мы привыкли понимать, как само собою разумеющееся, что Бог – это светлое, доброе, святое, это мир, радость, любовь, вера и вдруг: злой дух от Бога!  Как это может быть? Как может от Бога приходить злой дух?  Если бы злой дух приходил к Саулу от диавола, то здесь все понятно и никаких вопросов, но злой дух от Бога!?  Понять это место я смог только благодаря закону смирения.
В один прекрасный день мне стало ясно, что Бог давал Саулу последние шансы спастись. Если бы Саул, в то время, когда на него находил злой дух, нашел в себе силы смириться и, отвергнув искушения злого духа, не пойти у него на поводу, у Саула был шанс спастись. Но, к нашему сожалению, мы видим, что дальнейшие события развивались по трагическому сценарию. Саул, закусив удила, стал неуправляемым и, целиком отдавшись во власть своей гордыни, делал одно преступление за другим, ослепленный жаждой мести невинному человеку. Бог несколько раз бросал Саулу спасательный круг, но он, не пожелав смирить своей гордыни, бесславно погиб вместе со своими сыновьями, которым пришлось разделить его печальную участь.
 Другой Израильский царь Ахав поступил благоразумнее Саула и был помилован, несмотря на то, что делал более неугодного в очах Божиих, нежели Саул. Сам Бог засвидетельствовал, что еще не было в Израиле такого нечестивого царя, как Ахав. Но, когда Бог через пророка Илию объявил ему Свой приговор, Ахав, осознав свое нечестие, раскаялся и смирился, и Бог отменил наказание: «Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и наложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально...  и сказал Господь: Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни» 3Цар.21:27-29. (2 Парал.32:25-26;  2 Парал.33:11-13) 
Итак, мы находим в Писании четко определенные зоны, которые, подобно лучам солнца, имеют прямую и постоянную связь с Богом. Это духовные законы, которые Бог оставил людям. Любой человек может применять в своей жизни силу этих незыблемых законов, потому что под каждым из них стоит подпись Творца и Законодателя Вселенной и Он призывает нас к этому. Он есть высший авторитет и нет той силы, которая могла бы помешать исполнению этих законов. Чем больше людей будут вставать под живительные лучи благодати Божиих законов, тем меньше успеха будет иметь диавол, тем больше силы Божией будет проявляться в этом мире.      
Одним из таких законов является закон смирения. Хотите, чтобы в вашем сердце жил Сам Бог? Смирите свое сердце. Хотите, чтобы Бог воздал вам благостию? Смирите свое сердце. Хотите, чтобы Бог слышал ваши молитвы? Смирите свое сердце. В Писании мы находим много случаев, когда, благодаря смирению, Господь отменял наказание, восстанавливал ситуацию, и вы не найдете в Писании ни одного случая, чтобы факт смирения остался у Бога безответным. Почему? Потому что это закон. Этот простой в исполнении и сильный в действии закон должны помнить все: цари и священники, рабы и свободные, ибо этот закон открывает дверь Богу в наши сердца и становится нашим щитом в искушениях и проблемах.
Мой дорогой друг. Может быть и вам повстречаются ситуации, когда вас незаслуженно будут злословить. Не упустите этого момента. Не ожесточите своего сердца, не мстите за себя, не допустите раскаленной стреле искушения разрушить стены ваше-го храма, но в терпении смирите ваше сердце и через смирение дайте место силе Божией одержать победу и воздать вам благодеянием. Бог совершит Свое дело и по закону смирения вознесет вас на новую ступень духовного совершенства. Как мы читаем у Иакова: «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» Иак.4:10. 
Все Послание Апостола Иакова проникнуто особым духом смирения и начинает он его странными, на первый взгляд, словами: «С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» Иак.1:2-3. Но для тех, кто знает силу закона смирения, это слова глубочайшего смысла, это прямой путь к победе и совершенству.
Друзья мои, закон смирения имеет великую силу. Смирение изменит вашу судьбу, судьбу вашей семьи, смирение защитит вас от многих жизненных проблем, поможет вам выйти из житейских тупиков и, самое главное, через смирение в вашем сердце поселяется Бог. Присутствие Божие сделает вашу земную жизнь раем и вы не согласитесь променять это на все богатства и удовольствия этого мира.
Но это еще не все. Заключительным, торжественным аккордом в финале симфонии смирения является слава! Смирение приводит нас к славе. «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» Пр.22:4. 
«Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» Пр.18:12. Это чудесно и это не должно удивлять нас, потому что все, что делает Гос-подь, Он делает во всей полноте.  Так обстоит дело и с законом смирения. Бог не толь-ко воздает благодеянием за смирение, но и приводит нас посредством этого закона к высшей духовной степени – в славу. «Сеется в уничижении, восстает в славе» 1Кор.15:43.
Так было с Иисусом Христом, так будет со всеми, кто претворяет это чудесное обетование Божие в своей жизни. «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» Евр.2:9.
Друзья мои, какие замечательные обетования дал нам Господь. Какие чудесные ступени духовного роста, ведущие нас к совершенству и славе, Бог предлагает всем людям. Первая ступень – это терпение. Терпение приводит нас к смирению. Смирение приводит нас к славе. О, бездна богатства и премудрости Божией! Как удивительны и благостны пути Божии, уготованные нам на страницах Писания. Воистину и самый неопытный пойдет по ним и не заблудится.
Да укрепятся ослабевшие колена, ибо Господь царствует и наполняет землю, Он знает, что делает. Будем помнить слова Писания: «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии.  А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.  Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» Рим.8:16-18.      Аминь


Рецензии