Праздник или антирязанов

Фильм Алексея Красовского «Праздник», ставший известным как «комедия о блокаде Ленинграда» наделал много шуму среди сетевой общественности, возбудив, как водится, ряд «патриотически  настроенных депутатов Гос. Думы». Говорили, что фильму не дали прокатного удостоверения, хотя при обсуждении на телеканале «Дождь» режиссер признался, что даже не подавал заявку на кинопрокат. Зато недавно ролик с фильмом закрыли на Ютубе. Впрочем, найти и посмотреть его в сети все равно легко.
О чем же фильм? Семья ученого, занятого в важном оборонном проекте, собирается встречать Новый год (неизвестно какой) на государственной даче где-то под осажденным немцами Ленинградом.  При этом дети ученого приглашают на тесный семейный праздник двух людей «с улицы»: сын – девушку, с которой случайно познакомился, а дочка, - мужчину средних лет, который должен изображать ее «жениха», специально чтобы позлить родителей. Комедия лиц и положений разворачивается вокруг накрытого праздничного стола с совсем не блокадным изобилием. По форме «Праздник» это киноспектакль, в котором играет 6 актеров (и один «призрак» на втором этаже, которого ни разу не показывают). Все действие разворачивается в паре помещений. Кинолента сделана черно-белой, видимо, для создания определенного военно-архивного настроения, но больше война ни в чем не проявляется. В фильме заняты довольно известные актеры: Ян Цапник, Тимофей Трибунцов, Алена Бабенко. Последняя выступает в амплуа «жены важной персоны», которая свято уверена, что её супруг достоин большего, но и то, что есть вполне по чину. По сути именно она вытягивает всю картину, хотя и Цапник в амплуа «ученого не от мира сего», эдакого советского Паганеля, тоже не плох.  Создатели фильма не раз подчеркивали, что он снимался на их личные средства и, по видимому, это действительно так: «Праздник», - классический артхаус (квартирник, если по русски).
Фильм вызвал многочисленные дискуссии, при этом его ругали за «искажение истории», «издевательство над жертвами блокады» и превозносили за «смелость» и «правду о реалиях блокады». На мой взгляд, и то, и другое не верно.
«Праздник» не про блокаду Ленинграда и вообще не про войну, он даже не про советскую распределительную систему, как таковую, хотя конфликт тех, кому дали и кому «не хватило» там, конечно, присутствует. Если бы режиссер Красовский действительно решил снять кино про это, то он мог бы найти куда более страшные и, при этом, вполне реальные истории из блокадного бытия, создать куда более уродливых и жутких персонажей. В задыхающемся в тисках голодной смерти городе всякого хватало. Но задачи такой у него не было потому, что, повторюсь, фильм вовсе не про блокаду, - он про постмодернизм, где совмещается несовместимое, давая как бы новую картину реальности. В «Празднике» не рубят правду матку и не насмехаются над жертвами войны, а очень зло издеваются, прежде всего, над советской лирической комедией, над всеми теми фильмами, которые нам десятилетиями показывают на Новый год. «Праздник» это своего рода антирязанов, такая «пощечина общественному вкусу».
А что будет, если милых советских мещан со всеми их слабостями, желаниями, тривиальными заботами и мелкими катастрофами, этих обычных хороших людей из «Старого нового года» или «Москва слезам не верит» взять, прямо вместе с интерьером, и перенести из уютных 70х в  самое жуткое время и место, что мы знаем? Каково, а? Смело, свежо, нетривиально! Ни один из персонажей фильма, включая гостей, не выглядит жертвой истощения. Действие разворачивается по классической схеме «комедии положений»: сначала все играют свои роли, затем маски постепенно сползают, наконец, происходит кульминация, в которой каждый выдает то, что у него на душе. В общем-то сам конфликт мог развернуться когда угодно и где угодно, только в 70х у Рязанова на всех не хватало мест в гаражном кооперативе, а здесь на всех не хватает хлеба, и от этого ситуация, поведение героев, их слабости и фобии, простительные и даже милые в иной обстановке, начинают выглядеть жутенько, а обычная для советских комедий атмосфера семейного застолья приобретает черты лютого сюрреализма. «Комедия» выходит совсем не смешной, чего авторы и добивались. Правда, в самом конце, буквально на последних кадрах, фильм сбивается уже на чернуху в стиле Тарантино: видимо, Красовский просто не знал, как все это закончить и просто обрубил повествование там, где надоело.
Вопрос зачем было все это снимать здесь неуместен: а какой смысл в пощечине? Это символический жест презрения, в данном случае «творца» к «массе» и ее пристрастиям, к «Фонду Российского кино» и его функционерам и так далее. «Праздник» не самоценное художественное произведение, а карикатура, нарисованная именно в расчете на скандал и как скандал он, пожалуй, получился.
Стоит ли смотреть «Праздник»? Если вы интересуетесь современным российским артхаусом то да, стоит. Это интересно именно как знаковая вещь для того состояния, в котором сейчас находится отечественное кино, где на одном полюсе вальяжно сидящий на гос. дотоациях и откатах «узкий круг ограниченных людей», а на другом «свободные художники», и одни других стоят, а между этими полюсами пролегает великая пустота. Но сам по себе «Праздник», вторичный, с притянутым за уши сюжетом, с актерской игрой, где в одном и том же кадре один изображает фарс, а другой пытается в трагедию, на искусство не тянет.

СПб, январь 2019


Рецензии