Сямские ярмарки

 
       Главной ярмаркой России в XIX веке была Нижегородская. В художественной литературе чаще всего писали о ярмарочных нравах, купеческие загулы, проигранные состояния и в тоже время, «нет слова твёрже купеческого». Оперные и балетные труппы стремились на берега Волги в предвкушении хороших сборов. Не упускали возможности побывать на празднике жизни и фартовые люди.
     «Чего-чего не было на Нижегородской ярмарке! Огромные лари, заполненные зерном пшеницы, ржи, овса. Навалом лежат куски льняного отбеленного полотна, полощутся на ветру плетеные балахнинские кружева, яркие разноцветные ленты. Ситцы гладкие, и в крапинку, и в цветочки, куски сукна красного, черного, зеленого, синего…
    Меха сибирские на ярмарке так и пушатся. Тут и соболь — серебром спинка подернута, нежный горностай, шкурки лисицы черно-бурой, песец голубой. Растянувшись на четырех лапах, лежат большие и маленькие шкуры медвежьи, заячьи одеяла, шубы на лисьем и беличьем меху, а где-то в стороне мелькают пятна цветистых русских платков.
   Толпами ходят около них молодухи, слышится игра гармошки, карусель собрала вокруг себя народ — смеются, спорят, ожидая очереди прокатиться.  Неторопливо идут вдоль торговых рядов степенные покупатели, суетится у прилавка нижегородец, ему некогда — дела дома ждут. Крупные сделки в кабаках сговаривают». Е. Киселёва. «Гиляровский на Волге»
    Была широко известна и Ирбитская ярмарка на Урале, а всего в торгово- промышленном комплексе России того времени насчитывалось около 6.5 тысяч всевозможных ярмарок.
    Наш рассказ о ярмарке местного значения, организатором торгов которой являлся Сямский монастырь. Воспоминания о ней оставили не последние писатели России Гиляровский В.А. и Евдокимов И.В.
    Как отмечает в дипломной работе студентка Вологодского педагогического университета Елена Полякова,самое раннее упоминание о ярмарках Сямского монастыря встречается в приходно-расходной книге Павло-Обнорского монастыря 1586 года: «Казначей старец Леонтий ездил на праздник Рождество Богородицы в Сямский монастырь, да на ярмарке купил рыжичков».
    Вот так то, ради рыжичков да по бездорожью, да за сто с лишим вёрст. Видать торговля на Сяме была известна на всю округу. Монастырская опись 1683 года сообщает нам о четырёх торгах в год на церковные праздники,  не называя их.
   А вот писатель и путешественник, близкий друг А.Н.Радищева Петр Иванович Челищев спустя сто лет в книге «Путешествие по Северу России в 1791 году», пишет, что ярмарки на Сяме проводились в дни почитания храмовых икон церкви:
    «Во оной Сямской пустынке старинного строения каменная двуэтажная церковь; вверху один храм Рождеству Пресвятыя Богородицы; внизу настоящий — Благовещению Пресвятыя Богородицы; придельные — Рождеству Иоанна Предтечи и первоверховным апостолом Петру и Павлу. Во оные четыре храмовых праздника повсягодно бывают в сей пустыньке ярмонки, на которые с разными немецкими и московскими товарами приезжают вологодские, кирилловские и белоезерские купцы, и тех же уездов собираются крестьяне с домашними своими рукоделиями и продуктами».          
    Оказывается, ярмарки проводились только в дни празднования монастырских храмовых икон и не в какие другие, когда торговля могла быть масштабнее, богаче.
    В монастырской церкви было 4 храма и соответственно 4 храмовых иконы. Соответственно ярмарки проходили в Благовещение (7 апреля) дни рождения Предтечи Иоанна (7 июля) и Пресвятой Богородицы (21 сентября) и Петров день (12 июля).
    На апрельской ярмарке шла торговля семенным материалом, продавался излишек продуктов, оставшихся от зимних запасов. Продавались телята и козлята с ягнятами народившиеся в зиму.  В 1908 году только монастырь выставил на продажу 6 телят, 4 коров и быка. Промышленные товары соответствовали предстоящим сельхоз работам: бороны, плуги, топоры, лопаты, грабли. Охотники продавали медвежьи, волчьи и рысьи шкуры, меховые шкурки белок, бобров, лис.
    С июльскими ярмарками 7 и 12 июля было сложнее. Медовый и яблочный спас ещё впереди. Зерновые и овощные продукты ещё не вызрели. Очевидно в торговле преобладали предметы домашней утвари, одежда, украшения, игрушки.
    Со временем, видимо в 19 веке, эти летние ярмарки совместились, не стали строго придерживаться дня Предтечи и Петрова дня, поэтому в более поздних воспоминаниях сохранилась информация о трёх сямских ярмарках, называемых просто: Благовещенская, Петровская, Богородская.
     В.А.Гиляровский в «Моих скитаниях» вспоминает азбуку, купленную дедом на ярмарке:
    «Учиться читать я начал лет пяти. Дед добыл откуда-то азбуку, которую я помню и сейчас до мелочей. Каждая буква была с рисунком во всю страницу, и каждый рисунок изображал непременно разносчика: А (тогда написано было «аз») – апельсины. Стоит малый в поддевке с лотком апельсинов на голове. Буки – торговец блинами, Веди – ветчина, мужик с окороком, и т.д…
    Вскоре купил мне дед на сельской ярмарке другую азбуку, которая была еще интереснее. У первой буквы А изображен мужик, ведущий на веревке козу, и подпись: «Аз. Антон козу ведет» …
    Других азбук тогда не было, и надо полагать, что Лев Толстой, Тургенев и Чернышевский учились тоже по этим азбукам».
    Конечно, сентябрьские ярмарки были самыми пышными, богатыми. Торговые сделки были крупными, закуп велся с учётом предстоящей зимовки.  Крестьянину нужен был и керосин, и порох, сапоги и валенки, соль и сахар. Купцы пудами увозили в Вологду, Кириллов, Белозерск зерно, картофель, свёклу и репу и что интересно – огурцы.
      Челищев отмечает развитое овощеводство в Вологодской губернии: «В городе Вологде и в деревнях родятся огородные овощи: капуста, огурцы, морковь, мак, редька, репа, лук, чеснок и картофель в изобильном количестве; и отвозят всех оных овощей и роднящихся в их садах яблоки целыми каюками не мало в лежащие по водяной коммуникации города Тотьму, Великий Устюг, Красноборск, Холмогоры и Архангельск, а капустою питают даже все поморье».
     Безусловно во все времена ярмарки были богаты рыбой. Рыба с Белого и Кубенского, с озера Воже и десятков других неисчислимых в округе мелких озерков и рек.
     В монастырских ведомостях за 1855 год отмечено, что торговля у стен монастыря продолжалась в течение 3-х дней на 154 торговых лавках. Участники торгов проживали в 4-х гостиницах и постоялых дворах. Полиция располагалась в специально построенном флигеле.
    Проведение ярмарок, конечно давало доход монастырю. Продавали свою продукцию. Удачно делали покупки нужных товаров и собирали денежный налог. Монастырь имел водяную на реке Крутец и ветряную мукомольные мельницы. Выручка от продажи зерна и муки в 1855 году составила 800 рублей.
    Ивану Евдокимову будущему писателю ярмарки запомнились как яркие праздничные дни: «Карусели, гармоньи, пахнущие бакалеей и мануфактурой торговые ряды, тысячи горластого и толкающегося народа, крики, песни, красно–синие кустики из детских шаров, колеблющиеся над головами, ржание коней, колокольный звон – как–то особенно волновали сердце», – пишет он в автобиографии.
    Сямское землячество восстановило традицию сентябрьских ярмарок. И даже в наши дни на продажу выставлялись поросята и козлята, ягоды и лекарственные травы, цветы, грибы, всевозможные плодовые и декоративные деревья и кустарники. Были и карусели, и батуты, дети катались на пони и верблюде. Гармонисты показывали свое мастерство, силачи тягали тяжести. Варились плов и уха,  конкурс знатоков травяных чаёв привлекал большинство участников. Подростки из вологодской школы традиционной культуры пели частушки, танцевали старинные танцы. Школьники в костюмах   коробейников разносили на лотках свои домашние товары. Коммерсантам с пивом и прочим алкоголем дорога на ярмарку была закрыта.
    В связи с реконструкцией монастырских строений ярмарки стали проводить не в Сяме, а в соседнем Березнике опять же сентябре, но празднуя день деревни. При всём старании новых организаторов на новом месте пропало ощущение связи времён. Старые монастырские стены придавали ярмарке, её участникам особую духовность, пробуждали генную память. Деловитость и спокойствие, весёлые песни и пляски, но не через край, и, главное – обретение душевного равновесия, – вот характерные черты сямских ярмарок начала 21 века.


Рецензии