Соединение

Теперь попробуем фехтовать.И, соблюдая традицию, я как всякий гордый собой  наставник попробую дать своё определение фехтования. И так, фехтование — это искусство управление шестью комплексами моментов: своего тела, своего клинка, своего щита и ровно такими же у противника.  Встанем в позицию на снимке. Что там изображено называется шестым соединением. Так, до фехтования опять придётся сделать перерыв. Что такое соединение?

Соединение (фр. engagement — ангажман) — скрещивание клинков двух противников в нейтральном положении или положение, когда один владеет соединением и закрыт в линии позиции, а другой открыт. Соединение носит название нумерной позиции.

То есть это положение клинков, наступившее при защите некоего сектора. Шестой — это вооружённое предплечье. Скажем так, нумераций секторов и защит много. И они как то не совпадают. Поскольку мы как бы пытаемся изучать фехтование боевое и на тяжёлом оружии, то будем пользоваться сабельным. Итак:

1. Защита нижнего сектора с невооружённой стороны. То есть невооружённой ноги. Обычно это левая.  В спортивном это — 1 и 8 сектор.

2. Защита нижнего сектора с вооружённой стороны. Ноги правой, если что. В спортивном — это второй и седьмой сектор.

3. Защита верхнего сектора с вооружённой стороны. Грудь с правой стороны. Совпадает со спортивной нумерацией.

4. Верхняя защита не вооружённой руки и груди. Совпадает со спортивной.

5. Защита головы. так же совпадает со спортивной.

6. Защита вооружённой руки в районе предплечья.

7. Это не используемая в спортивном фехтовании, защита спины от удара с боку.

В спортивном фехтовании есть 1 защита, которая частично не совпадает с приведённой — сектор ограничивается туловищем с левой стороны. Нога же относится к 7 сектору. 2 защита — так же локализуется в районе корпуса. Нога относится к 8 сектору. Но всё это важно если оружие более лёгкое. Мы же попробуем начать с боевого. Так что при его инерции такая тонкая градация как бы ни к чему.

Таким образом это защита от удара в предплечье и кисть вооружённой руки.

Но, кроме этого, защиты делятся на короткие и длинные. Короткие — это остриём вверх. Длинные или по иной версии — долгие, остриём вниз. При этом первая и вторая защиты обычно длинные.Хотя в принципе можно извернуться и в в какой то позе  насторожившегося суслика можно закрыть ногу короткой защитой.

 При этом длинные могут быть двух вариантов: пронированые и супенированны. И тут мы встречаем два страшных слова. Пронация и супинация — это два возможных положения кисти. Запоминается следующим способом: суп пролили, суп — несу. Супинация — иначе именуемая ногтями вверх, пронация — ногтями вниз. И ровно та же ерунда может быть с ногой — она так же может поворачиваться вокруг своей оси. При этом пронировать кисть можно как наружу, так и во внутрь. Наиболее чётко это видно при третьей защите: она может быть как на отлёте, так и опираться на плечо. Первая позволит дальше отвести укол, зато вторая — более аккуратно скатить тяжёлый удар. При этом я не встречал, что бы эти две разные защиты носили бы особые наименования. В общем как ни будь разберёмся, когда доберёмся.

Кажется всё. Можно возвращаться к нашей изначальной позиции. Как видим клинки противников соединены в первой трети. Но ведь это не обязательное положение? Оно может быть и практически в упор, так и самыми кончиками. Тут придётся опять сделать отступления: дистанция в соединении.

1. При соприкосновении кончиками — это дальняя дистанция.

2. При соприкосновениями нижними третями — средняя дистанция.

3. Соприкосновение сильными третями — ближняя дистанция.

Но что будет, если дистанция будет чуть больше? Тогда это будет разрыв соединения. И тут мы встречаем очередную загвоздку фехтования. Если мысленно представить все доступные для удара точки пространства вокруг фехтовальщика, то в первом приближении получим некую сферу с центре в плечевом суставе. И вот пересечение этой самой сферы — очень непростая задача. Хуже того, например многие школы японского фехтования, да собственно и испанская основана именно на контроле пересечения данной границы. И если без пересечения сферы доступности, то есть в соединении, куда выгодней активные действия и преимущество у инициатора, то вот без соединения — куда выгодней работать вторым номером. Заодно по признаку наличия соединения все виды оружия можно условно разделить на с обязательным соединением, как пример — копья, на те, где отсутствует соединение — те же ножи, а вот мечи стоят на перекрёстке этих путей, что позволяет им действовать как при соединении, так и с разрывом соединения.

Почему в кендо начальная стойка именно в соединении, да ещё и на средней дистанции? Кендо — это спорт и требует зрелищности. Так что это требует исключения стадии позиционной борьбы перед пересечением сферы доступности. А работа в соединении требует весьма активных действий. Что собственно и требуется для зрелищности. Но вот именно боевые стили исходят из того, что боевая стойка принимается до дистанции соединения. Но именно из-за того, что при пересечении того, что называется боевым кругом, меняется техника и тактика, первоначальное обучение начинается в соединении. Так что вернёмся к нашей стойке.

Вот мы заняли первоначальную стойку и звучит команда к бою. Атаковать мы можем только одним ударом: уклонив клинок вправо —  нанести диагональный справа вниз. Но противник отвести переходом в пятую защиту, после чего отведёт ваш клинок за пределы зоны поражения  или же переходом в четвёртую длинную и теперь уже Вы останетесь без защиты. Собственно в этом и суть оппозиции: атакую, противник оказывается сам в зоне атаки. то есть для атаки необходимо провести  подготовительные действия. Таких действий много, но мы начнём с самого очевидного: давления, с целью выигрыша или проигрыша соединения.

Ещё немного теории. В фехтовании глаза не самое главное. Куда важнее тактильные ощущения через клинок. Это ведущее чувство. Глаза только дополняют картину. Ни какой проницательный взгляд не позволит понять как ведёт себя клинок противника, куда он направится в следующий момент времени. Это можно понять только через клинок.

Так что именно ощутив намерения противника или их отсутствие решаем — мы корректируем его или формируем свои. Решать надо быстро: это дело даже не секунды. И вот теперь можно описать простейший куст действий основанных на сближении и проходе.

1. Противник опаздывает и мы активно давим на клинок противника. Вначале кистями, а потом с шагом вперёд - влево — открыв линию, атакуем рубящим в пятый или четвёртый сектора горизонтальным рубящим ударом.

2. Тоже самое, но делаем шаг не влево, а вперёд и немного вправо, с разворотом, становясь к противнику не вооружённым боком, как дополнение, если позволяет масса, то проводим толчок тазом. Заодно блокируем корпусом его возможные движения в нашу сторону. Дальше возможен или укол вдоль клинка, желательно левую перехватить обратным хватом, либо продолжение разворота, с захватом рукояти оружия противника. И дальнейшие действия так же сильно зависят от действий противника: он может попробовать удержать оружие, тогда возможен чисто борцовский бросок через бедро. Может отпустить клинок и провести захват сзади. Для меня наиболее очевидное решение — захват ноги между своих ног и так же борцовский бросок вытягиванием пятки. Если же он не проводит активных контрдействий, но и не выпускает клинок, то желательно хотя бы минимально разорвать дистанцию и провести рубящий с разворота. Либо же так же укол за спину с захватом обратным хватом.  Вариант опасный и требует решительных и слаженных действий при попустительстве противника.

3. Противник отвечает контрдавлением. Можно, конечно продолжать упираться, как два барана, но куда продуктивней поддаться давлению и наступать с шагом вперёд, позволив перевести клинок через боевую линию. И тут очень желателен элемент, который я не ведаю как именуется в умных трактатах. Но мы условно назовём его тапочка. Это постановка ступни сверху ступни противника. Цель его не в нанесении травм или болевых ощущений противнику. а в нарушении системы моментов сил при попытке противника отойти назад. Что бы ещё сильнее нарушить его равновесие, проводим захват рукояти левой рукой, а правой наносим вертикальный рубящий в голову, с отходом назад.

4. Так же позволяем противнику выиграть силовую борьбу, но разрываем соединение уходом вниз. Этот уход весьма эффективен, так что желательно отработать его отдельно. Выполняется он подтягивание ног вверх. Не прыжок, а именно подтягиванием ног. Применим он не только в фехтовании, но например самый безопасный вариант действий при  падении. Так что уходя вниз, мы разрываем соединение  и можем атаковать рубящим, а потом и колющим ударом, после чего так же резво возвращаемся в защитную стойку и очень резво разрываем дистанцию.

5. Так же позволяем противнику выиграть силовую борьбу и через пятую защиту переходим в четвёртую длинную, с опорой на плечо - предплечье —  левой. Даём противнику соскользнуть вниз и опять же атакуем с шагом назад.

6. Самый примитивный вариант - силовым действием- с шагом вперёд, с обязательной тапочкой, переведя клинок параллельно корпусу, продавливаем клинок противника до вертикального положения, потом, резким ослаблением давления,  даём ему провалится мимо корпуса и атакуем ударом торцом рукояти в лицо. Получится — нет, не  важно, мы разорвали соединение, разрушили оппозицию противника и уверенно, так, не суетясь, с отходом назад, наносим рубящий в голову.

7. Позволяем противнику выиграть силовую, проводим перевод влево,  возможно так же с опорой на левую руку, при этом проходим вперёд — вправо. При этом наносим рубящий удар. Собственно в любой открытый сектор, с отходом назад.   

Думаю для одного раза хватит. Осталось пояснить, почему это всё получается. И тут нас настигает ещё одно понятие фехтования: темп.

Темп (франц. temps) — 1) время, необходимое фехтовальщи­ку для выполнения им в предельной для него быстроте одного фехтовального приема; 2) обобщенная норма времени, которой определяется достаточность или недостаточность опережения уколом (ударом) атаки или ответа противника, чтобы засчитать первый по времени укол (удар) правильным или неправильным.

Второе значение нас не интересует, разве что для общего развития и понимания правил спортивного, а вот первый так и не объясняет, почему. Да, скоростно-силовые качества важны. Очень важны. Но это только часть темпа. Куда важнее именно физические качества системы: длинна рычага, вес оружия, распределение веса по корпусу. То есть собственно это и есть система моментов тела и оружия. Так что исходя из этого представления можно определить темп, как время необходимое для передачи момента силы в систему или его гашения. И именно по этому выполнение двух действий одновременно весьма затруднено. Возможно применять некоторые хитрости: например противодвижение — знаменитое отведение левой руки назад при выпаде. Круговое движение, либо использование момента предыдущего движения. Но это далеко не панацея. И учитывать именно такой природы темпа просто необходимо. Другой вариант действий: захват противника — чаще всего оружия, с целью опоры при изменении моментов. Так что это далеко не всегда захват — это попытка обезоруживания.



 


Рецензии