Не надо ходить по чужим дорогам

Доклад профессора Леонарда Сасскинда на семинаре в Лаборатории теоретической физики имени Н.Н.Боголюбова ОИЯИ был посвящен антропному принципу. Согласно этому принципу, жизнь в известной нам форме возможна только при определенном значении физических параметров, таких как величина электрического заряда, постоянная тяготения, космологическая постоянная, массы элементарных частиц и т.д. Поэтому нет смысла предсказывать их значения. При других значениях жизнь бы не существовала.

Можно даже представить себе, что существует множество миров, различающихся значениями фундаментальных констант, но мы живем в том, где жизнь возможна, и нет смысла задаваться вопросом, почему эти константы в нашем мире принимают такие значения.

Сасскинд в своем докладе, исходя из антропного принципа, даже вывел соотношение между величиной космологической постоянной и временем жизни цивилизации. В поддержку идеи антропного принципа он привел имена известных ученых, своих сторонников. К ним относятся нобелевский лауреат С.Вайнберг, американские ученые российского происхождения А.Линде и А.Виленкин и другие. Он считает, что Эйнштейн тоже в известном смысле принимал антропный принцип. В то же время противниками антропного принципа являются нобелевские лауреаты Д.Гросс и Б.Рихтер.

Противники антропного принципа считают, что теория в идеале должна предсказывать значения параметров, которые тем самым должны принимать единственно возможные значения. На это Сасскинд возражает, что если бы он мог спросить, какова космологическая постоянная в другой вселенной, он бы сделал это, а так - приходится принимать то значение, которое есть.

"Единственная разумная возможность решения загадки вакуумной энергии возникает в теории суперструн. Она оценивает число долгоживущих (метастабильных) состояний вакуума как минимум в 10500. Каждое такое состояние имеет собственную плотность вакуумной энергии. Эту совокупность вакуумов я называю космическим ландшафтом".
Леонард Сасскинд

Американского теоретика пригласил на семинар в Дубну профессор Дмитрий Игоревич Казаков, после того, как Леонарду Сасскинду вручили в Институте теоретической и экспериментальной физики премию имени И.Я.Померанчука. Лауреат выступил перед российскими коллегами в Москве с научным сообщением, прочел курс лекций. Московское общение продолжилось в Дубне.

Лекция в аудитории имени Блохинцева уже закончилась, все вопросы заданы, ответы получены, но, как это часто бывает, часть публики еще остается в зале. Профессор Сасскинд, так и не сойдя с кафедры, продолжает беседовать с коллегами, и отрывать его от общения ради небольшого интервью не совсем удобно. Поэтому пока у нас идет своя беседа. К ней подключился еще один теоретик, увлеченный антропным принципом, и "представитель научной молодежи", который довольно активно участвовал накануне в обсуждении лекции и задавал толковые вопросы... А лектора все еще занимает своими вопросами и комментариями Михаил Токарев (ЛФВЭ), с препринтом в руках, который то и дело открывается и цитируется ... "Что-то Миша увлекся", - сказал я, и мы с несколькими участниками семинара, еще остававшимися в аудитории, подошли-таки к лектору (нетерпеливо-выжидательно). Миша понял. И я с помощью Дмитрия Казакова, сразу переквалифицировавшегося из физика-теоретика в переводчика-синхрониста, задал свой первый вопрос.

- Сейчас очень редко встречаются лекторы, которые пользуются доской и мелом...

- Я у себя часто читаю лекции и привык к доске и мелу. Хотя у нас доска другая… Я принадлежу к тому поколению, которое привыкло, что лекция - это театральный номер, выступление. То есть выступаешь, как артист на сцене. Мы говорим о "теоретической физике", но это может быть и "театральная физика", здесь такая игра слов...

- Я вас поздравляю с присуждением и вручением в России премии Померанчука. А вы были с ним лично знакомы?

- О, нет!

-А с другими российскими физиками? С кем именно?

(Д.Казаков: он упоминал здесь в своей лекции Сахарова, с которым обедал и беседовал... Он мечтал встретить Зельдовича, но не встретил...)

- Знаю в основном всех русских физиков моего поколения. О, да, Гинзбург, Мигдал... Боголюбов, конечно...

- А национальность ученого имеет какое-то значение? В современном мире...

- Нет... Нет!

Раса, национальность - это неважно. Моя семья очень маленькая, Физическое сообщество - это моя семья. Вот мой брат (кладет руку на плечо Дмитрия Казакова).

- А ваши родовые корни?

- Родители отца эмигрировали в Штаты из Белоруссии в 1900 году, а родители мамы - тоже в начале прошлого века - из Польши и Латвии.

- В Дубне вы первый раз?

- Первый раз в России и первый раз в Дубне. Провел один месяц в Киеве в 1972 году. В Феофании.

- Аудитория вам здесь понравилась?

- Да! Мне было интересно видеть молодые лица, отвечать на очень хорошие вопросы. Я вообще очень люблю отвечать на вопросы, только сейчас стал уставать быстрее, чем раньше. Раньше два с половиной часа на лекцию и вопросы - это было легко.

- Что вы хотите пожелать своим молодым коллегам?

- Выбирайте свою колею. Не надо ходить по чужим дорогам. Смотрите на старое поколение как скопище ретроградов. Ищите свою дорогу. Но мне кажется, что новое поколение несколько пассивно. А это не очень хорошо.

- Вы верите, что на большом адронном коллайдере будут получены какие-то результаты, которые изменят физику?

- Конечно. Мой ответ на ваш вопрос вряд ли что изменит, но я думаю, что суперсимметрию найдут.

- А считаете ли вы, что это изменит наши взгляды?

- Радикальных изменений я не ожидаю. То есть каких-то больших сюрпризов. Сюрприз - на то он и сюрприз, что его никто не ждет.

(Д. И. Казаков: еще я его спросил, делал ли он ставки, будет ли бозон открыт, сейчас такая игра идет на научном тотализаторе. Он сказал, что вообще-то будет открыт, но если ставки будут десять тысяч к одному, то тогда он будет против Хиггса).

- На LHC, кроме протонов, будут еще сталкивать тяжелые ионы. И эта часть научной программы очень интересна. Понимание свойств горячей адронной материи. То есть не только самые высокие энергии. Там могут быть какие-то сюрпризы.

- Вы верите в то, что наука может как-то повлиять на мир, изменить жизнь в лучшую сторону?

- Мою жизнь?

- Скорее, человечества.

- Конечно, она влияет. Я считаю, что без науки мы вернемся в средневековье. Наука влияет на мир. Напрямую космология влияет на нашу жизнь. В США публика в целом этим очень интересуется. Когда люди любознательны - это тоже влияет положительно (на них). Конечно, нельзя сказать, что результаты в исследовании проблем космологии могут напрямую повлиять на преодоление финансового кризиса. То есть буквально. Но если опосредованно, то влияет на общество положительно.

Я читаю много публичных лекций, и мне всегда интересно распределение слушателей по возрасту. В основном это те, кому за пятьдесят, и очень молодые. Не среднее поколение. А вообще наука привлекает широкое внимание публики: космология, струны, все эти предметы стали очень популярны. Коллайдер очень популярен. Много, правда, глупостей говорят и пишут.

Дальше следует вопрос молодого физика: о соотношении теоретической и экспериментальной физики, об усложнении современной науки и оттоке интереса молодежи… И вообще, не исчерпала ли себя физика частиц на грани технологических возможностей совершенствования экспериментов, уходя дальше и дальше в глубь материи?

- Конечно, мы многого сегодня не можем объяснить, на очень многие вопросы в физике частиц пока не получены ответы. И нельзя сказать, что физика частиц себя исчерпала. Я не понимаю, почему параметры, которые установлены в физике частиц, именно такие. В Стандартной модели больше двадцати свободных параметров, но почему они именно такие? Мы говорим о космологической постоянной и других параметрах и тоже не понимаем, почему они такие... В общем, мы в последние годы поняли, что многого не понимаем. Чем больше ты знаешь, тем больше область непознанного. Наука пришла к некоему пределу технологических возможностей по размеру ускорителей, детекторов, по финансовым возможностям. Но если вы серьезно занимаетесь наукой, то можете это проигнорировать. Не обращайте внимания. Не волнуйтесь и продолжайте заниматься своим делом.

Дальше общая беседа перешла к оплате труда ученого, оценкам его профессиональных знаний, результатов...

- А вы можете себе представить, чтобы Эйнштейн спросил: а будут мне платить за то, что я делаю? Или Фарадей? Когда я был молодым - меня привлекала сама наука. А если мне надо было заработать, я брал в руки классическую гитару и шел играть - за концерты платили хорошие деньги. Конечно, таких людей немного, я понимаю, но они продолжают независимо от научной конъюнктуры заниматься тем, что считают для себя нужным. Они находят какую-то работу, которая позволяет им прожить, и продолжают занятия наукой. Когда люди слишком озабочены, получат ли они работу по своей научной специальности, это очень сильно мешает им двигаться дальше. Это их проблема и даже вина. Может быть, старшее поколение как-то неправильно их ориентирует. Колумб хотел совершить свое путешествие - и совершил его несмотря на все преграды.

"Объединение инфляционных идей со струнными приводит к поистине революционным результатам. Оно показывает, что в непостижимо гигантском космосе существует множество изолированных друг от друга миров с различными космологическими константами и физическими законами. Это именно то, что требуется для обоснования антропного принципа".
Леонард Сасскинд

Справка из Википедии. Леонард Сасскинд (Leonard Susskind) - американский физик-теоретик, один из создателей теории струн. С 1979 года - профессор физики в Стэнфордском университете. Родился в Бронксе, в Нью-Йорке, живет в Пало Альто, штат Калифорния. Закончил нью-йоркский Сити-колледж со степенью магистра наук по физике в 1962 году, а степень доктора философии получил в 1965 году в Корнелльском университете.

Дубна, март 2009.


Рецензии
Евгений, я завидую физикам. Вам есть о чём поговорить. Недавно прочитал текст, автор которого сообщил, что физически мир вообще иной, а нам доступна лишь голографическая картинка, совершенно отличная от того, что создала природа. Вашу публикацию я воспринял, как дневниковую запись. Читал пейджер, много думал. К стыду своему, я крайне далёк от научных кругов.

Сергей Моргульцев   12.03.2019 22:25     Заявить о нарушении
Сергей, что касается вашей невключенности в "научные круги" - так это касается абсолютного большинства человечества. А спекуляций типа "голографических картинок" в околонаучной прессе видимо-невидимо. Вы правы: я как автор просто фиксирую комментарии своих авторитетных собеседников, оставаясь на поверхности диалога. А то, что вас вообще занимает эта тема, так это здорово! Буду рад пообщаться.

Евгений Молчанов 3   13.03.2019 10:08   Заявить о нарушении