Из непрожитых лет

  Ей позвонил племянник из райцентра, полицейский: «Тётя Таня, к нам в отделение звонил мужчина какой-то, назвался и просил твой телефон и свой оставил. Я ему твой не дал, а его записал на всякий случай, вдруг ты надумаешь ему позвонить….».

  Это было просто чудо, что он нашёл её, через тридцать лет. В райцентр, где жили её родители она больше так и не вернулась. Жила в областном центре.
Пока были живы родители, ездила, конечно. Сначала одна, потом с мужем и детьми, потом просто с детьми. Но  это время закончилось. Дом родительский продали. Можно было, конечно, остановиться у тётки, но такого приёма как у родителей здесь для неё уже не было. Да её можно понять: огород огромный, хозяйство, картошка. Не до гостей! А на родину тянуло. Тянуло к этой тихой, среди пологих холмов речке с крутыми берегами, огромной ели в палисаднике родительского дома, полям, засеянным пшеницей и берёзовым лесам, усыпанным по сезону земляникой, малиной, смородиной или грибами. Только у них в Сибири остались, наверное, такие не тронутые урбанизацией и цивилизацией патриархальные уголки природы.

    И если бы не племянник, работающий в полиции, ни за что не смог бы он найти её. Сказали бы, что такая здесь не живёт  и связаться с ней невозможно. Повезло, повезло ему. Племянник передал его телефон. Её телефон ему передавать,  естественно,  не стал. Так что теперь только ей решать – звонить ему или  нет. Тридцать лет почти прошло с тех пор как они расстались. Нет, не расстались. С тех пор как он бросил её. А теперь вот что на старости лет потянуло к первой любви?  Она знала,  что позвонит  ему. Хотя бы для того чтобы выяснить – почему, почему он бросил её ничего не объяснив?  Потом уж решит, возобновлять с ним отношения или нет.

        Их знакомство было самым обыкновенным. Она поступила учиться в пединститут – женское царство и они с девчонками бегали на дискотеку обычно в политех, где мальчиков училось гораздо больше. А однажды пединститут пригласили на танцы в военное училище. Она пошла. Её пригласил на медленный танец симпатичный курсантик. Тоже первокурсник. Разговорились. Потом пригласил её на танец ещё раз и ещё. И проводил до общежития после дискотеки. Так и познакомились.  Встречались, когда он бывал в увольнении. Однажды, поздней осенью курсанты у себя в училище проводили уборку во дворе своего училища. А он в это время сбежал и почти через полгорода, без шинели и без денег, прибежал к ней в общежитие. Так, говорит, захотел тебя увидеть. Увидеть просто, а потом – обратно в училище. Она поругала его, напоила чаем, а когда согрелся,  отправила обратно на троллейбусе.
    Девчонки завидовали - какого жениха нашла,  ещё на первом курсе!  Летом, на каникулах, он приезжал к ней в гости в райцентр, познакомился с родителями. Папе и маме понравился. Единственное, о чём они её попросили – не выходить замуж до окончания института. Сначала надо диплом получить, а потом уж и замуж можно. Семейные студенты –это не дело. Ребёнок появится, до учёбы ли?  Придётся академический отпуск брать. Так и порешили, что поженятся после окончания учёбы. Его распределят в какую- нибудь часть. А она - офицерская жена, поедет вместе с ним.

   Они целовались. Много и жадно. Как только оставались наедине. Садились вечером на завалинку, и он начинал обнимать и гладить её. Сначала очень робко. Едва прикасаясь. А потом всё настойчивее и настойчивее. Одной рукой обнимал её, а второй лез под платье или гладил её маленькую грудь. Они целовались, и не хотелось останавливаться. Губы горели. Время растворялось в сумерках.
 - Таня. Гоша, идите домой. Прохладно уже- простынете. –звала, приоткрыв дверь сенок, мама.
- Сейчас, мам. Ещё немножко посидим, воздухом подышим. – отзывалась она.

  Маме эти ночные сидения до двенадцати ночи очень не нравились, и она предупреждала настрого, чтобы ни-ни до свадьбы. Сама, говорит, не заметишь, как добалуетесь. Мама была права и она, как мамина дочка, следовала её указаниям. Хотя очень хотелось уже не только целоваться. Что творилось с ним после их страстных поцелуев и поглаживаний, можно было только догадываться. Но он, как настоящий джентльмен, тоже терпел и не настаивал.

     На втором курсе его отца, перевели служить в Подмосковье. Гоша перевёлся в военное училище в Москве, предварительно обсудив с ней их дальнейшую жизнь. Решили они всё-таки пожениться. Он должен был приехать на зимние каникулы. Они подадут заявление в загс и распишутся. Лучше всего это сделать у неё в райцентре. Там можно будет договориться и не ждать двух месяцев «ввиду особых обстоятельств», под которыми понималось его военное положение и учёба в Москве. После того  как они распишутся она сможет перевестись учиться в Москву и даже получить комнату в общежитии. Детей заводить пока не будут. Можно же и так - пожениться и жить пока без детей.

    Жизнь была прекрасна, и впереди её ожидало только счастье с любимым человеком. До его приезда она купила свадебное платье. Долго ходили с девчонками по салонам для молодожёнов и магазинам, выбирали, чтобы такое – необыкновенное, в котором она предстала бы перед женихом и гостями настоящей царевной - лебедью. Что может быть для девушки приятнее таких вот предсвадебных хлопот и приготовлений?! Они словно созданы друг для друга. Оба любят поэзию и литературу. Он читал ей свои любимые стихи во время прогулок вдвоём. Во многом их вкусы совпадали. Оба  любили стихи Блока и Бродского. Он читал ей наизусть длиннющие стихи Бродского.

     Она читала ему свои стихи. Только ему. Никому больше не показывала.
Ему они очень нравились и он негодовал, что она нигде не публикуется. А между тем в журналах часто печатают всякую дребедень.

     Кое в чём они были совсем разными. Она - поэтическая натура, рассеянная, а у него всегда всё было по-военному аккуратно и правильно.  И если она брала что-нибудь из его вещей, а потом оставляла в другом месте. Он хмурился и переставлял вещь на место. Но и это расхождение было только в его пользу. Если они такие разные, то они просто дополняют друг друга!

 В общем, купила она платье и ждала своего суженого и вдруг получает от него телеграмму: «Свадьбы не будет тчк извини зпт не приеду».
Он так и не написал ей и ничего не объяснил. Что она пережила тогда!
Какое унижение и какая обида! До сих пор не хочется вспоминать. Боялись, что она совершит самоубийство. Прошло и это. Только очень долго потом крутились в голове  бальмонтовские строчки:
«Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно».

   Такая вот была у неё первая любовь. Замуж она вышла через полтора года, на третьем курсе. Раньше подруг - девчонок по комнате Насти и Виктории. Не по любви вышла. Вернее он - Николай её очень любил, а она решила, что этого достаточно для брака. Где-то в подсознании притаился страх, что её опять отвергнут и останется она старой девой, потому что какая-то она –дефектная, не такая как все нормальные девчонки. А может просто хотела доказать всем и ему в первую очередь, Гоше, что сильно не стала о нём горевать. Перешагнула и пошла себе дальше.   

    Муж её - Николай звёзд с неба не хватал и даже высшего образования не имел. Из всех книг открывал и держал у себя только справочники и различные «полезные советы» по дому и по саду. Зато любил её и работал на Севере. Месяц на работе, месяц –дома. Не успевал сильно надоесть, даже когда  был дома.  Она пропадала на работе и почти до вечера его не видела. Купили они квартиру. Родили двоих дочек. Потом купили дачу. И машина есть. В общем, всё хорошо и без денег не сидят, как некоторые. Что ещё надо для человеческого счастья?  Про Гошу она Николаю не рассказывала и поводов для ревности не давала. Девочкой ему досталась. Ох, права была мама, когда предупреждала, что не надо ложиться в постель до свадьбы.
Мало ли что потом будет. Так и оказалось. Сейчас, правда, не так. И она своим дочерям такого не советует. Они бы её не поняли. Как это так – любили друг друга и не спали вместе?

    Она медлила, позвонила не сразу. Хотя время было подходящее- до возвращения мужа ещё оставалось почти две недели. В последние годы, она, по настоянию мужа не работала-сидела дома. А что? Дочери уже большие, самостоятельные. Выучились, работают. Старшая, правда, развелась и ни на одной работе  долго не задерживается, но хорошо хоть, детей не нажили. Живут в своих отдельных квартирах. Младшая встречается с молодым человеком, знакомила уже их с Николаем с ним. Так что руки у неё развязаны –дети выросли,  а внуков пока что нет.
   
    Наконец, настроилась и набрала его номер. Он как будто ждал. Очень обрадовался и разволновался. Рассказывал о себе. Тоже на пенсии. Есть жена и двое сыновей. Но несчастлив. Домашние его не понимают. Поэтому он уехал от них и живёт на даче. И вспоминает её –свою первую любовь. И как было бы здорово им соединиться. И ничего ему от неё не надо. Только бы вот так сидели вдвоём, и он держал её за руку. Какое это было бы счастье.

   «И называл её по имени», как в песне», - подумала она с усмешкой.
А вслух спросила, наконец, что же случилось тогда, в молодости и почему он не приехал. Он запнулся, а потом рассказал. Рассказал, что встретил накануне в Москве свою одноклассницу. Пошли в кафе, выпили, вспоминали школьные годы. Потом поехал её провожать. Она снимала квартиру. Так получилось, что остался у неё ночевать. Переспали. Это была его первая в его жизни женщина. Это произвело на него огромное впечатление. Казалось,  что влюбился, по-настоящему. Но она его вскоре бросила. И не первым он у неё был. Так, эпизодом в жизни. А семью завёл много позже. После окончания училища. Написать ей, повиниться духу не хватило. Но всю жизнь помнил и любил только её. И предлагал встретиться.

  Она ответила, что подумает и сообщит о своём решении.
На том и закончили телефонный разговор. Она опустила трубку и сидела не шевелясь. А в памяти всплыли стихи Бродского, которые Гоша читал ей когда-то в юности:
«И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой, —
словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед».


Рецензии
Грустная история... Наверное героям Вашей истории лучше не встречаться, прошлого не вернешь...
С уважением,
Ирина

Ирина Оплер   30.01.2019 11:30     Заявить о нарушении
Дорогая Ирина, спасибо за отзыв. Думал сделать две концовки со встречей и без, но требования к конкурсу до 10 000 знаков заставили немного изменить планы.
С уважением,

Владимир Архипов 4   30.01.2019 11:48   Заявить о нарушении