Виноваты нутрии

       

                В одном из ресторанов приморского городка вечером за столиком сидели двое мужчин примерно одинакового возраста. На вид им было лет пятьдесят. Встретились случайно спустя двадцать лет. Когда-то вместе били фашистов на фронте. С тех пор минуло два десятилетия. На дворе стоял 1965 год.

          Посидели, поговорили, выпили за Победу: оба фронтовика дошли с боями и ранениями до Берлина. За разговором время пролетело быстро. За окнами ресторана совсем стало темно. Начали собираться уходить.

          - Официант, счёт! – крикнул Станислав Прохоров, торопившийся на поезд. В городке этом он находился в командировке. Возвращался домой он, директор одного из крупных ленинградских заводов, с чувством выполненного долга перед своими работниками. Наконец-то удалось согласовать вопрос с местными властями о строительстве базы отдыха.

            Спустя минуту к столику подбежал молоденький официант. Получив счёт, директор вручил последнему двадцатипятирублёвую купюру со слова: «Сдачи не надо, возьми на чай!».

          - Что ты, друг, его балуешь! - возразил Евгений, сосед по столику, - на "чай" это же много. Дай лучше лишние деньги мне, я в них нуждаюсь сейчас. Жена не работает уже пять лет, сильно болеет.
           - Прости, Куценко, я бы тебе дал, но ведь ты перестанешь думать, как самому заработать дополнительные деньги. Вот он зарабатывает на "чаевых", а чем ты хуже официанта?

             Последний вмешался в разговор:
             - Простите меня, но я могу подсказать Вам, товарищ, как заработать много денег. Но один-на-один, понятное дело. Пусть Ваш друг уходит, а Вы останьтесь и ждите меня.

              На том они и расстались. За столиком продолжал сидеть один Куценко.

              Через некоторое время к нему подошёл … сам директор ресторана:
               - Мой официант сообщил мне, что у Вас проблемы с деньгами. Я могу Вам помочь. Меня зовут Игорь Егорович, я – здесь директор.
               - Каким образом Вы можете мне помочь? Дадите в долг? А как я его буду отдавать? Жена не работает, получает пенсию по инвалидности, я работаю сторожем, получаю мало.
               Директор  заулыбался, потом спросил:
               - Простите, Вас как зовут?
               - Евгений Николаевич.
               - Так вот, Евгений Николаевич, на второе Вам подано было картофельное пюре с мясом. Оставим картофель, как Вам мясо наше, понравилось? Вкусное?
               - Вы знаете, Игорь Егорович, вкусней его я до настоящего времени ничего подобного не ел. Замечательная кролятина. У меня дома есть кролики, но мясо их не такое вкусное. Почему-то?
                - Да потому-то, что Вы ели мясо из  … нутрий. Но по документам оно у нас проходит, как кроличье.
                Тут Куценко открыл рот и никак его закрыть не получалось:
                - Из чего, из чего?
                - Из нутрий. Может слышали, они из семейства грызунов?

                Далее директор стал объяснять удивлённому клиенту, что выращивать нутрии в домашних условиях дело весьма прибыльное. Если, разумеется, будет на их мясо спрос. Неофициальный, понятно. Если мы будем в меню указывать, что мясо из нутрий, наш ресторан начнут обходить стороной.               

                - И что же Вы мне предлагаете в таком случае?
                - Вот это уже ближе к делу.

                Как можно догадаться, дальнейший их разговор продолжился с глазу на глаз в кабинете директора ресторана.

                В итоге договорились, что стороож начинает дома разводить нутрий, мясо сдаёт в ресторан. Под видом кроличьего.  Никакого письменного договора о достигнутом соглашении заключено не было. По понятной причине.
                - Желаю успеха, -закрывая за гостем дверь служебного кабинета, сказал его хозяин.

                Вскоре во дворе частного дома Куценко появился необычный сарай с водоёмом. А в нём в метре от земли соответствующие клетки. Строил сарай и готовил клетки Евгений согласно описанию в книге, которую купил в областном книжном магазине «Букинист». При этом учёл и количество солнечного света, так необходимого для будущих нутрий, и поддержание постоянной температуры. Холода эти грызуны не переносят. Но свежий воздух им необходим ежедневно. Как и вода.

                Когда в клетке появились пара нутрий, а потом и их потомство (размножаются они как и кролики быстро) к уходу за ними дедушка подключил своих малолетних внуков, приходящих к нему регулярно в гости. Внуки в первую очередь следили за чистотой в клетках, а потом играли с маленькими нутриями. Как известно, они кусаются только в целях самообороны. А так они – безобидные зверьки, хотя их зубы и наводят ужас.

           Прошло несколько лет.

         Русская пословица говорит «Аппетит приходит во время еды». И спорить с ней не приходится. Чем больше появлялось у Куценко нутрий, тем он получал больше за них денег. Отличить в ресторане (он сам ходил несколько раз и проверял) кроличье мясо от нутрий, если ты не знаешь, что это за мясо, очень трудно. Тем не менее его жена, посещая с мужем ресторан, отказалась от предложенного  «деликатеса». В  детстве она считалась  очень брезгливой девочкой, став взрослой, осталась такой же. Внуки же, как и их родители, не обладали указанным «недостатком» и съедали мясо, «глазом не моргнув». Хотя и знали, чьё оно.

            Что касается шкурок нутрий, то Евгений поначалу шил из них шапки, продавая на рынке. Но потом нашёл оптового покупателя меха и «сплавлял» его тому по выгодным ценам. Казалось бы, всё хорошо, всё замечательно! Но … проблема заключалась в том, что нутрии следовало хорошо кормить, и ни чем попало. Чем больше становилось грызунов, тем больше требовалось для них кормов. Вырученных денег стало не хватать после того, как сын со снохой попали в автоаварию, получив инвалидность первой группы. Жена имела вторую. А кушать-то, как говорится, хочется всем.

            Выход из создавшего положения подсказал сосед по улице, работавший в соседнем колхозе сторожем на току. Указанная профессия (не путать с современными охранниками частных охранных предприятий) во все времена считалась мало привлекательной и плохо оплачиваемой. Ситуация усугублялась ещё и тем, что среди сторожей попадались любители «зелёного Змия». То есть, любители выпить водочки или коньячка. Для аппетита. К ним и относился Денис Кириленко.

           Слушай, Денис Тихонович, ведь то, что ты мне предлагаешь уголовно-наказуемое деяние, -отвечал хозяин нутрий.
           - Ну ты даёшь, сосед! «Волков бояться – в лес не ходить». Будешь подъезжать ко мне на ток на велосипеде по ночам. Я тебе насыплю сначала мешок свеклы, поток мешок кукурузы, подсолнечника, капусты. Да кто заметит потерю за ночь одного мешка? Свидетелем же будет только Луна на небе, но она нас не выдаст. Она – хорошая.

           Одним словом, мужики между собой договорились. И приступили к выполнению своего плана действий. Вначале всё шло гладко. «Как по накатанной дорожке». Однако …

            Но прежде чем продолжить повествование, надо сказать о таком понятии как «Чёрная зависть». В отличие от зависти «Белой» - это страшное явление. Завистник, находясь в тяжёлом эмоциональном состоянии, начинает «действовать» в отношении того, кому завидует.

           К таким людям-завистникам принадлежал с давних пор сосед Куценко Борис Николаевич. У них обоих совпадало не только отчество, но и фамилия: они родные братья. Хотя Борис и моложе Евгения на десять лет. Первая «Чёрная зависть» появилась у младшего брата, когда в 1945 году старший вернулся с фронта с лейтенантскими погонами и с боевыми орденами и медалями на груди. Он же, Борис, двадцатилетний, по непонятным причинам так на фронт и не попал.

        Второй раз брат стал сильно завидовать брату, когда тот стал, по его мнению, богатеть не по дням, а по часам, разводя нутрий. Сам же он этих грызунов сторонился, брезговал. Со временем эта «Чёрная-пречёрная зависть» довела младшего брата до того, что его начала регулярно по ночам «посещать» бессонница. В такие часы он выходил во двор, садился на скамейке в саду и … считал звёзды на небе.

        Однажды, когда Борис звёзды уже почти сосчитал, скрипнула в ночной тишине калитка во дворе старшего брата. На скрип он и среагировал. Но не мог понять, что привёз старший брат на велосипеде в мешке. Теперь этот вопрос не давал ему покоя ни днём , ни ночью. Тем более, что соседская калитка по ночам по-прежнему «скрипела». Периодически.

       Начитавшись в детстве Конан Дойла, и возомнив себя Шерлоко Холмсом,  младший брат стал следить за похождениями старшего. Вскоре он всё понял: колхозный сторож за бутылку водки насыпал брату полный мешок выращенного колхозного урожая. То есть, переходя на язык уголовного кодекса, брат похищал по предварительному сговору колхозную собственность. Об этом добровольный «сыщик»  немедленно доложил куда следует.

       А как следствие доноса, появился в доме Куценко-старшего участковый инспектор милиции, которому поручили доставить «вора» в райотдел. Пока капитан милиции  с понятыми описывал находящиеся в сарае мешки с кукурузой, подсолнечником, свеклой, подозреваемый сумел со двора через «чёрный ход» сбежать. Однако от судьбы далеко не убежишь.

         Полгода Евгений Куценко находился в бегах. Но, соскучившись по жене и внукам, однажды решился их навестить. Не зная о том, что всё это время его родной брат вёл тщательное наблюдение за его домом. И несмотря на то, что на дворе стояла глубокая ночь, и шёл мелкий дождик, Борис, вооружившись зонтиком, побежал в дом участкового инспектора с «радостной вестью». Старшего брата арестовали и предали суду.

        Выручили однополчане, добившиеся условно-досрочного освобождения своего бывшего командира.

      А что же младший  брат? Увы, «отблагодарить» его Евгений не успел. Вернувшись из мест заключения, он узнал печальную новость: Борис Куценко утонул на рыбалке. Рядом никого не оказалось. Хотя ходили упорные слухи, что  один рыбак видел трагедию, но спасать тонущего человека в ледяную воду не полез.

           Когда же Евгения Куценко спрашивали в городке, как он «дошёл до жизни такой», что оказался в местах лишения свободы, он ни разу не упомянул имя младшего брата, предав его забвению. А только отвечал: «Виноваты нутрии».

28.01.2019 г.

Фото из Интернета


Рецензии
Зависть никому добра не приносит: ни завистнику, ни тому, кому завидуют.
Вот и Ваша история тому подтверждение.
Плохо и воровством заниматься, да только - увы - говорят в русском человеке глубоко сидит эта черта, а когда обстоятельства к тому подталкивают, то эта "черта" начинает такие корни давать, что рано или поздно тоже может привести к беде.

А ответ Вашего героя - "нутрии виноваты" - заставил улыбнуться и подумать, что наш человек ещё и очень смекалист, всегда сообразит на кого вину можно "повесить".

Рассказ очень жизненный. Было время, когда разведением нутрий многие стали заниматься, дело, действительно, было очень прибыльным.
Но сейчас вот почему-то это сошло на "нет", нутрию на рынке теперь ещё и поискать нужно.
А говорят, что это самое диетическое мясо, правда я так и не смогла его есть даже тогда, когда рынок был им завален.
Спасибо за рассказ, вызвавший и улыбку, и воспоминания, и желание поразмышлять.

Людмила Калачева   29.01.2019 08:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за весьма интересную рецензию!!!

Петр Панасейко   29.01.2019 10:03   Заявить о нарушении