Отголоски Блокады

       Хочется немножко написать о своих близких родственниках тут, в группе.
Все они блокадники. Давно умерли. Мама почти 21 год назад в 58 лет (род. 12.07.1939 - ум. 17.03.1998). Бабушка в 94 года (месяца не дожила до 95-ти, род. 24.09.1912 - ум. 14.08.2007). Прабабушка умерла в 90 лет (род 14.10.1890 - ум. в июле 1981). Дедушка, ветеран ВОВ, было много медалей, орден, тяжелое ранение в живот, лежал перед смертью в госпитале в Ленинграде, защищал Ленинград в составе войск ПВО в звании ст.лейтенанта (род. 11.02.1909 - ум. 21.01.1986).


       Про Блокаду в семье не говорили. Никто. Я слышала кусочки только тогда, когда мы были дома (мама иногда при мне вспоминала то, что запомнилось с того глубокого детства, когда она была ещё совсем маленькой). Бабушка говорила только мне и всегда в такие моменты на даче или у себя дома, когда кроме нас рядом никого не было. Дедушка совсем никогда не говорил и ничего не рассказывал, молчал. Замолкал 9 мая, 18 и 27 января.. Прабабушка тоже не вспоминала, только украдкой видела скатывающуюся слезу у неё.


       У всех у них, даже у моей мамы, была перенесена цинга во время Блокады и неоднократно. У мамы после всегда было плохо с зубами и дёснами: болели, кровоточили, зубы шатались всегда, всю жизнь страдала от низкого гемоглобина. Так как я родилась первой (у меня есть ещё младший брат, родился через 2 года после меня), то я получила от мамы "привет" из Блокады: у меня с самого детства проблемы с дёснами, кровоточивость (помню даже, когда ещё ходила в детский сад, чистила зубы в ванной утром и вечером, а у меня кровь..я смотрела удивлённо, маме не говорила долго, чтобы её не напугать..она об этом узнала, когда у меня стали синеть дёсны, я не могла есть и пришлось срочно бежать в стоматологическую районную поликлинику №29 (угол Димитрова и Будапештской). Мне было тогда 15 лет. Врач схватилась за голову в кабинете. Мама сидела в коридоре и врач ещё с ней не разговаривала и не видела её. Осмотрев мою полость рта она сказала: у вас мама, случайно, не блокадница?..Я очень удивилась, в голове мысли: а откуда она знает/узнала?? я ведь ничего ей об этом не говорила!..Вообщем, я подтвердила слова врача. Врач сказала, что это не удивительно, что у меня такие проблемы с дёснами и из-за них с зубами. "У вас пред-цинговое состояние. Я это вижу по дёснам и начинающим шататься здоровым зубам!"..Я целый месяц проходила у этой женщины-врача лечение, очень болезненное. Благодаря ей - я не потеряла большую часть зубов. До сих пор ей благодарна. Проблема гемоглобина у меня тоже всю жизнь с самой юности (когда врачи наконец обратили внимание на анализы крови и сопутствующие проблемы). Ранее этого возраста - просто принято было не следить и не выявлять у детей проблемы с гемоглобином (так, кстати, до сих пор!). На настоящий момент у меня было 14 переливаний крови (последние 6 - в конце января 2016 года в отделении реанимации, когда в обычной палате 5 раз пробовали ставить переливание, а оно не шло никак, гемоглобин был уже 38 единиц и меня зав отделением в ужасе, галопом на каталке отправил в реанимацию..там помучились, но смогли запустить переливание, переливали 2-ое суток, по-несколько раз за день, заказывали кровь несколько раз в Гатчине, потому что это ближайшее, от города, где мы сейчас живем).

 
       У брата таких проблем нет и не было. Ему повезло родиться вторым в семье. Всё "блокадное" досталось мне и не только с зубами и дёснами.


       У моей дочери тоже проблемы с зубами и дёснами. Особенно весь 2018-й год и продолжаются сейчас. Так как нет таких средств и местные врачи не могут проделать такое же лечение, как мне тогда в далёком 1982-м году оказала врач в районной поликлинике - дочь страдает. Я ей рассказываю о себе - она говорит: тебе очень повезло, мам..жаль, что мне тут так не могут помочь..


Рецензии