Сахарная голова

Мне удалось увидеть «преданье старины глубокой» - сахарную голову, которую очень обожала моя бабка, как привет из своего детства. Ведь в мое детство, сахарная голова уже стала редкостью и мать, по-моему, смогла ее купить всего лишь два или три раза. Сахарная голова - это отливка в форме конуса с закругленной, заглаженной, вершиной. Сахар - весьма прочный материал и, если он застынет, то разбивать его нужно будет взрывом. С ростом технологий научились колоть и пилить его на заводах, прессовать кубики из сахарного песка, а в 19 веке применяли такие формы, из которых довольно легко можно было бы вынуть отливку. К слову - сахарный песок получить намного сложнее, чем отлить сахарную голову - там требуется сложное оборудование, а здесь только чан для варки, да и все - самогон сделать сложнее - нужен змеевик.

Я смотрел с удивлением и интересом на это «произведение», не зная как к нему подступиться. Не было это похоже на тот сахар, которым пользовались у нас в доме. Мать ненавидела быстрорастворимый за то, что он рассыпается в руках, да и размокает весьма быстро. Поэтому покупали либо кусковой-рассыпной, либо пиленый в длинной прямоугольной упаковке. А сахарная голова - нечто из другого мира! Меня восхищала ее гладкая, блестящая с искринками, снежно-белая, поверхность. Я рванулся тотчас попробовать ее на вкус, но не тут-то было. Попытка поцарапать или укусить ни к чему не привела. Вот уж, как говорится, близок локоток да не укусишь. Я пробовал лизнуть, но поверхность была такая плотная, такая гладкая, что язык скользил, не собирая на себя никакой сладости. С таким же успехом, я мог бы лизать свой блестящий лакированный письменный стол.

Бабка пользовалась щипчиками для сахара (тоже начисто забытый ныне инструмент) - откалывала с краешка основания маленькие кусочки. Потом, когда весь край начинал представлять собою совершеннейшую «грызню», то есть, становился рваным и ободранным, она звала мать, чтобы та разбила сахарную голову молотком. Это было крутое зрелище. Я смотрел на него во все глаза, хотя меня и не подпускали к нему близко, а отгоняли в угол комнаты. Мать, не чаявшая во мне души, очень боялась, что вдруг молоток сорвется или кусок сахара, отскочив, выбьет мне глаз.

На полу раскладывалась газета, молотком или чем-нибудь еще тяжелым стукали по сахарной голове - во все стороны разлетались куски и конечно обязательно - мимо газеты, поднималась сахарная пыль, а молоток, вылетевший из мамкиной руки оставлял в паркетном полу вмятину. Но на это никто не обращал внимания - ведь бабка заверяла, что это - временное жилье, поэтому тут можно гадить без застенчивости - скоро дадут новое, постоянное. А любовь к сахарной голове начисто застилала разум. Я как-то, пока мать ыбла на кухне, а бабка в туалете, попробовал размочить сахарную голову с вершины. Перевернул ее кверху дном и опустил в чашку с чаем, но не удержал (тяжелая стерва) и она грохнулась в чашку, разбив ее на мелкие кусочки. К тому же, падая, она зацепила, и заварочный, и обычный чайники, все это растеклось по столу и гробанулось на пол...

Короче - весело жили! Слава богу, что это merde быстренько исчезло из продажи.

А бабка рассказывала, что в ее детстве, значит с 1910 по 1917 сахар-песок был страшно дорог и Пелагея Прохоровна - ее мать, а моя прабабка, - тетка злая и жадная, покупала исключительно сахарные головы, которые не дробились, а ставились в буфет. Потом, к чаю, сахарная голова водружалась на стол и все, по-очереди, облизывали ее. Глотнут чайку и лизнут мокрым языком, глотнут и лизнут. Надолго хватало одной головки и, что интересно, она не размокала и не разваливалась, а только уменьшалась в размерах. Ну не бедняки были, которые пили «вприглядку», вперившись глазами в кусок сахара, при этом пытаясь представить вкус сладости у себя во рту. Такие детишки жили во множестве пососедству и моя бабка понимала, почему сахарные головы не кололи. Ведь она бы не выдержала и отнесла кусочек кому-нибудь из этих нищих, а этого ее мать вынести не смогла бы.

Но, вот когда бабка вышла замуж, а вышла замуж она перед революцией в 12 лет, то муж ее настолько любил, что покупал ей исключительно сахарный песок. Но его убили в революцию, а бабка, играя беременной с девченками во дворе, добегалась до выкидыша. А тут и голод наступил послереволюционный и о всяких там сахарах пришлось надолго забыть.


Рецензии