Находка

  В раскаленных песках, в нескольких десятках километров от древнего Вавилона, царило непривычое для этих мест оживление. Только что из песка в совершенно рядовом раскопе извлекли обломок керамики, и какой! Не кусок миски или вазы, а совершенно плоский обломанный треугольник с росписью и торчащими кое-где из торцов проволочками. Работа немедленно остановилась, зато разгорелась жаркая дискуссия.
- ... Возможно, это часть неизвестного древнего кодекса! - благоговейно произнес руководитель экспедиции, Михаил Аркадьевич, которому уже грезились Нобелевская премия и место в президиуме Академии Наук.
  Старейший участник экспедиции, Владимир Михайлович, чья природная склонность к сварливости была изрядно усилена жарой и усталостью, спектически заметил:
- Ой, ну прямо Библия! Оторвите уголок от книжной страницы - что там будет интересного?
- Владимир Михайлович, вы пессимист! Давайте для начала прочитаем, что есть! Вы же специалист по древнеперсидскому!
- Во-первых, это не древнеперсидская надпись. Персы не разменивались на глиняные мелочи, они высекали на камне, на века. Во-вторых, аккадская или даже шумерская - она вряд ли будет нести эпохальный смысл, скорее, это долговая расписка, не более того.
  В разговор вступил крупный мужчина с купеческой бородкой - Андрей Вячеславович, помимо прочих, исполнявший обязанности казначея экспедиции:
- Владимир Михайлович, дорогой, ну вы же согласны, что основная цель любого бизнеса во все времена - максимальная прибыль?
- Да, и что?
- В том числе, за счет снижения затрат, вы понимаете? Никто не будет делать технологически сложную, долговечную вещь для такой сиюминутной цели. Нацарапали бы на обычной глиняной лепешке, и всего делов.

  Ученые переглянулись - аргументация показалась им убедительной.
  Единственный человек с инженерно-строительным образованием, Наталья Борисовна, внимательно выслушала корифеев, а потом подняла руку:
- Коллеги, а может, это вовсе не запись как таковая?
- Что вы имеете в виду?
- Мы же пока просто высказываем версии, так? А может, это просто кусок штукатурки, покрывавшей стену жилища? Армированный, чтобы снизить риск разрушений. В сейсмоопасных районах это очень оправданный шаг. Стеновые блоки от сотрясения могут сдвинуться, а вот такая оболочка наподобие медицинского гипса не даст им этого сделать.
- А зачем на нем надпись?
- Может, она означает, скажем, что это было жилище гончара?
- Звучит, мягко говоря, спорно... Владимир Михайлович может, всё-таки нам удастся уговорить вас прочитать доступную часть надписи?
- Хмм... Ну ладно, как это... Эгхм... Нда... Скорее всего, здесь был нижний правый угол листа. А написано на нем... Эгхм... Вы будете смеяться!
- Ах, не томите, коллега!- несколько театрально пробасил Андрей Вячеславович.
- Вы смотрели фильм "Автостопом по Галактике"?
- При чем это здесь?- наморщила лоб Наталья Борисовна.
- А вы помните, какой ответ дал тамошний суперкомпьютер?
- 42?
- Именно! Только здесь написано - 46.
- И что бы это значило?
- Ну, если верна версия об уголке листа, то это может быть номер страницы, если это элемент облицовки - то может быть год постройки в неизвестной пока системе летосчисления, или часть более длинной надписи - например, типа "выложена сия печь от воцарения Навуходоносора года 46", или еще что-нибудь...

  Обсуждение затянулось.
  Уже и солнце кануло в прожаренные за день пески, и потянуло долгожданным прохладным ветерком, и невидимые ифриты ловко раскинули высоко в небе расшитое звездами темно-синее покрывало, а ученые никак не могли прийти к единому мнению относительно невзрачного куска древней керамики.
  Поэтому Михаил Аркадьевич объявил паузу, и археологи слегка заторможенно переглядываясь, потянулись с кружками к столу, где уже давно закипел чайник, а на старинном медном блюде высилась горка печенья.

  Наталья Борисовна протянула руку к блюду, но от присмотренной галеты отломился по невидимой раньше линии кусок, и в руке у женщины оказался лишь уголок квадратной несладкой плитки. Несколько секунд она не отводила остановившийся взгляд от печенья, потом взвыла иерихонской трубой:
- Вот оно!!!
Владимир Михайлович неодобрительно зыркнул на нее поверх очков:
- Простите, Наташенька, вас, наверное, в самом Багдаде слышно!

  Она медленно, как башня линкора, что страшно не вязалось с ее воробьиной комплекцией, повернулась на голос, но коллегу не увидела.
- Кто нашел обломок? - зловещим полушепотом спросила она, как будто интересовалась, какая сволочь осмелилась поджечь Рим. Присутствующим стало не по себе.
- Кто-то из практикантов. Шурик, кажется. Да, Шурик,- машинально ответил Михаил Аркадьевич, невольно покрываясь испариной.
- Сюда этого раздолбая!! - повелела Наталья Борисовна тоном царицы Савской, изобличившей Соломона в вуайеризме.

  Приказ еще не смолк, а не вполне проснувшийся Шурик уже предстал пред монаршие очи.
- Где?! - тихо спросила новая Савская, и у слегка помятого подданного возникло непреодолимое желание бухнуться ей в ноги, истово крича "не вели казнить, матушка!". Он сморгнул, пытаясь избавиться от наваждения, но это не помогло.
- Т-там,- заикаясь, показал он в сторону своей палатки, шестым чувством угадав, о чем идет речь.
- Вот одна нога там, а вторая уже здесь! - и снова ни у кого из облеченных властью мужчин не возникло и тени сомнения в ее праве командовать. А уж Шурик - тот вообще метнулся пулей.

  Спустя считанные минуты к отломанному треугольнику дрожащие пальцы Шурика уже приставляли оставшийся кусок керамической плитки, оказавшейся в целом виде почти идеально квадратной.
  Наталья Борисовна, направив на плитку яркую лампу, приплясывала от нетерпения, и даже, кажется, постанывала. Владимир Михайлович сдвинул очки на кончик носа и шевеля от усердия бровями, читал полустершийся текст:

- 2 гаш... 4 ианода... ноилэ... Наташенька, держите ровнее... канз 46... Что за чушь?!

- Коллеги, надпись стала куда многословнее, но не стала сильно понятнее,- вздохнул Андрей Вячеславович.
  Коллеги пригорюнились.
- Ах, я, ишак хорасанский!...- воскликнул Владимир Михайлович, хлопнув себя по лбу,- и вы тоже хороши - никто не напомнил, что наши подопытные писали справа налево!
- И что же получается?- подавленно поинтересовались из-за пределов светового конуса от лампы.
- 64 знак Элион Адонаи 4 шаг 2.
- Что в лоб, что по лбу,- мрачно констатировал Михаил Аркадьевич,- топчемся на месте... Шурик, не стойте без толку, найдите-ка на нашем ноутбуке работу профессора Буримовича об образцах шумерской письменности.

  В напряженном молчании прошло около двух минут. Версии были исчерпаны, но загадка жгла умы, не давая разойтись по койкам.
- Шурик, ну что там?- раздраженно спросил Михаил Аркадьевич.
- Не запускается... - трагическим шепотом ответил Шурик,- наверное, опять кулер забился...
- Почистить можете?
- Минуточку...
  Шурик привычно перевернул ноутбук, поснимал нужные крышки и... у него в руке оказался кулер вместе с радиатором.
- Э-э-э... Отклеился... - сказал он растерянно.
- Кто?
- Кулер от процессора...
- Покажите,- устало сказал Андрей Вячеславович.

  Шурик протянул разобранный компьютер. На плате среди мелких микросхем и резисторов отчетливо выделялся процессор, оставшийся без защиты от перегрева.

  Андрей Вячеславович попытался приладить радиатор на гладкую поверхность кристалла, но тот раз за разом отказывался держаться.
- Вам помочь?- Владимир Михайлович встал с места и наклонился над вскрытым корпусом.
  И замер.
- Э-э-э... - сказал он, тыча пальцем в процессор.
  Андрей Вячеславович проследил направление и тоже завис с открытым ртом.
- Да что ж вы возитесь!- возмутилась Наталья Борисовна, и немедля присоединилась к коллегам.

  Михаил Аркадьевич с минуту наблюдал за тремя соляными столпами, потом, движимый скорее наитием, чем логикой, взял со стола древнюю керамическую плитку и подойдя к компьютеру, раздвинул подчиненных. При этом Владимир Михайлович ткнул пальцем в сторону разобранной техники и растерянно повторил:
- 64 знак Элион Адонаи 4 шаг 2...

  А в корпусе ноутбука нахальным квадратным пятном блестел процессор, на котором сквозь остатки термопасты проглядывала надпись

"64-bit Intel Pentium IV step 2"... *


28.01.2019


*) На всякий случай - автор знает, как на самом деле маркируются процессоры... :)


Рецензии