Художник Семирадский. Обнажённая Фрина

Картина Генриха Семирадского "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине" в Русском музее расположена очень удачно, входишь в зал и сразу упираешься в неё взглядом. Словно расступились стены,  и взору открылся эпизод из истории древнегреческой жизни. Вся картина – от края до края пронизана красотой и совершенством.  Яркие краски, много света, синь неба и воды, ненавязчивый горизонт, здание, растительность, продуманная композиция, выразительные фигуры, позы людей, весь антураж картины вызывает тихий восторг перед мастерством художника.
Люблю я картины художников-академистов за их умение вызвать восхищение!

Художник  работал над картиной, находясь в Италии, в своей римской мастерской. Для достоверности изображения он специально ездил в Грецию и побывал в городе  Элевзин.

В центре полотна -  древнегреческая гетера Фрина, она отправная точка в рассматривании картины, от неё в стороны бегут взгляды зрителей и к ней же возвращаются.

Фрина – знаменитая афинская гетера, жившая в IV веке до н.э.э. Природа наградила Фрину совершенным телом и идеальной фигурой. В молодости она была любовницей знаменитого скульптора Праксителя. Восхищённый благородными пропорциями фигуры и красотой лица Фрины, Пракситель ваял её портреты, называя их  именем богини красоты Афродиты. Став зрелой дамой, Фрина не утратила  красоту и продолжала восхищать современников. Живописец Апеллес, восхищённый совершенством Фрины, посвящал ей картины.

Не смотря на то, что Фрина была гетерой, она обладала женским  целомудрием и никогда не  показывалась обнажённой:   не посещала общественные бани, носила плотные одежды с длинными рукавами, прятала волосы под покрывалом, любовников принимала  в темноте. Фрина знала себе цену и верила, что её красота дарована ей богиней любви и красоты Афродитой, рождённой из морской пены. Фрина доказывала божественное происхождение своей красоты тем, что во время мистерии (богослужение) Посейдона, проходившей в Элевзине,  приходила к храму Посейдона и, обнажаясь и распуская волосы, шла к морю, чтобы погрузиться в волны и воздать почести богине Афродите. Посмотреть на белокожее, великолепное тело Фриды стекались толпы народа.

Этот момент запечатлён художником Семирадским на картине. 
Гетера готовится к погружению в воды Саронического залива. Она изображена в центре картины в окружении прислужниц. Фрина уже освободилась от одежды и передала её служанке. Другая девушка расшнуровывает сандалию  на левой ноге хозяйки. Фрина подняла руки, чтобы распустить волосы, и смотрит на юношей, которые протягивают ей лавровый венок.  Эти молодые  люди  смотрят на неё восхищением. Группа справа разнородна по возрасту и отношению к гетере: те, кто помоложе, держат в руках цветущие ветки, олицетворяющие любовь и поклонение Афродите, другие, особенно старики, смотрят с неодобрением и осуждением.

На лицо Фрины падает тень от зонтика, но кажется, что она залилась румянцем смущения. Музыкант готов к песнопениям в её честь, молодой человек поправляет ковровую дорожку,  чтобы Фрина могла сойти по ступенькам в море, не поранив о камни нежные ножки. Вслед за белокожей красавицей  к морю тронется ритуальная процессия с иконами, священнослужителями и прочей публикой.   

В нижнем левом углу девочка-служанка засмотрелась в приоткрытый ларец, а обернувшаяся к ней девушка с подносом на голове торопит её, ведь когда Фрина выйдет из моря, её тело надо будет омыть от морской воды и смазать благовониями. По преданию  богиня любви совершала ритуальные омовения, благодаря которым возвращала себе девственность.

Русский поэт Лев Мей посвятил Фрине в образе Афродиты Книдской возвышенные строчки:

Плавно, как будто бы чуткой ногою едва пригибая
Стебли росистых цветов, по прибрежию - далей и далей -
К самой окраине мыса она подошла; не внимая
Шепоту ближней толпы, развязала ремни у сандалий;
Пышных волос золотое руно до земли распустила;
Перевязь персей и пояс лилейной рукой разрешила;
Сбросила ризы с себя и, лицом повернувшись к народу,
Медленно, словно заря, погрузилась в лазурную воду.

Работу над картиной Генрих Семирадский завершил в начале 1889 года. Картина была выставлена на персональной выставке художника  в рафаэлевском зале Академии художеств  Петербурга.  Выставка имела большой успех, она привлекла более 30 тысяч посетителей.

Интересно вспомнить, что десять лет назад, в 1879 году, Павел Михайлович Третьяков пробовал купить для своей галереи другую картину Семирадского "Светочи христианства".  Художник оценил картину в 50 тысяч рублей, потом снизил до сорока. У  Третьякова хоть и были средства, но и 40 тысяч были для него ценой завышенной. Скинуть цену Семирадский не хотел и выжидал, надеясь, что картину, не торгуясь, выкупит император, но императорский двор медлил и  затягивал переговоры о покупке. Тогда Семирадский, вспомнив о своих польских корнях, подарил картину Кракову,  где она стала основой фонда краковского музея за инв. номером 1.

Узнав об этом, Третьяков рассердился: "Семирадский свою лучшую картину подарил городу Кракову. Значит, он считает себя у нас иностранцем. Как же я буду держать его в русской галерее?" После этого Третьяков категорически не покупал картины Семирадского и завещал Совету галереи не покупать их и в дальнейшем.

Картину "Фрида на празднике Посейдона"  Третьяков не смог бы купить, даже если бы захотел,  – прямо с выставки она была  приобретена императором Александром III, заплатившим за картину через  Министерство императорского двора 30 000 рублей.
Говорят, что именно тогда император высказал мысль о создании Русского музея, который был создан уже при Николае  II,  и открылся в 1895 году.
Картина Семирадского сначала находилась в Русском отделе Эрмитажа, а в 1897 году была передана в Русский музей, где находится в настоящее время в зале № 21.

Начиная в 1886 году работать над картиной, Семирадский писал: "Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени".

Мечта художника воплотилась в его замечательной картине. И очень хорошо, что она находится не за рубежом, а в России, пусть не в Третьяковской галерее, а в Русском музее – всё равно в России. Может, этому и Третьяков был бы рад?!

Интересны мнения о картине Семирадского, их немного, но они все разные.

Художник Григорий Мясоедов: "Я вижу, что в основании Русского музея лежит картина Семирадского, разве это русская картина?.."

Критик Владимир Стасов: 
Недостатки - "в высшей степени холодна и равнодушна", нет ни одного греческого лица, люди  "равнодушны, невозмутимы", "кто некрасив, кто банален".
Достоинства - "превосходно написанный пейзаж в фоне, часть моря, падающие лёгкие тени на освещённые горячим солнцем мраморные алтари и плиты на полу", у художника "превосходная виртуозность", "отличное техническое мастерство".

Илья Ефимович Репин: "Большая картина <…> несмотря на всю академическую риторику, производит „весёлое“ впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления".

Не надо забывать, что Семирадский - художник академической школы и создавал картину в строгом соответствии с академическими канонами. Поэтому я  согласна с мнением искусствоведа Виталия Манина, который сказал, что произведение Семирадского "Фрина на празднике Посейдона" "воспевает красоту сущего мира", что "сюжет здесь — дело второстепенное, ибо это не историческая картина. Полотна Семирадского — это восторг перед красотой".

Искусствовед Татьяна Львовна Карпова,  мнение  которой всегда находит во мне отклик, сказала  о  художнике  Семирадском: "В русском искусстве, совсем не богатом на блестящих салонных живописцев, Семирадский остался своего рода диковинным «раритетом», виртуозом-фокусником, высокой пробы ремесленником, произведения которого до сих пор сохранили способность увлекать и восхищать".

От себя скажу.
Художник хотел создать эротическое произведение, вызывающее чувственные ощущения, для этого он обнажил лишь Фрину, чтобы внимание было направлено только на неё. Фрина овладевает вниманием зрителей, хотя в картине есть, на мой взгляд, более сексуально выраженная фигура, например, девушка в розовом одеянии, стоящая на коленях спиной к зрителю. Почему Семирадский поместил её в центр картины? Да, фигура девушки уравновешивает композицию, придаёт ей объём и дополняет  колорит изображения сочным цветом, но, по всему, имеет противоположную задачу. Предполагаю, что художник хотел дать зрителям возможность противопоставить холёное, но холодное тело Фрины с обычным женским, которое, даже скрытое одеждой, более эротично, чем открытая всему миру обнажёнка?  Недаром ведь рядом с коленносидящей девушкой изображён мальчик с крылышками - бог любви Амур!




Илл. Худ. Семирадский Г.И. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Холст, масло. 390 ; 763,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Статья опубликована в ЖЖ https://mi-ta-pe.livejournal.com/551319.html


Рецензии