Загадочная запись в дневнике графини Фикельмон

      Дарья Федоровна отразила  в дневнике своё видение версии дуэли. Она не пишет о своем отношении к А.С.Пушкину, никак не упоминает Геккерна, не даёт оценки поведения Дантеса, - всё сводит к неблаговидному поведению Натальи Николаевны.
      С самого начала задаёт тон, что Пушкин женился вопреки советам всех своих друзей,- удивительное заявление графини, особенно, если принять во внимание, что письмо с опасениями, что женитьба и семейный быт могут помешать поэзии, было только от её матери Елизаветы Хитрово.
      Несколько шпилек в адрес Натальи Николаевны - "с заурядным умом и характером", "казалась счастливой в своей семейной жизни", "она по наивности, или, скорее, по своей удивительной простоте (то есть дурости) спорила с мужем о возможности такой перемены" Дантес предпочел сестру - откуда, графине известно о чем разговаривали муж и жена, откуда графине известно, что Наталья Николаевна "пересказывала слова Дантеса - большая, ужасная неосторожность!" - конечно, сама графиня мужу ничего не рассказывала о переписке с Александром Первым и встречах в парковой зоне Царского Села.
       В отношении Натальи Николаевны к Дантесу графиня Долли ничего не утверждает - очень тонко пишет - то ли тронул и смутил её сердце, то ли из тщеславия, казалось, что она бледнеет и трепещет - графиня не утверждает прямо, но косвенное
утверждение более действенно. Графиня Фикельмон утверждает, что Наталья Николаевна бледнела под взглядом Дантеса, а Софья Николаевна писала, что краснела...  Тщеславие Натальи НИколаевны вполне удовлетворено - её приглашал танцевать Император, а тут какой-то Дантес нетрадиционной ориентации...
       Есть интересные строки о роли друзей поэта - семей Карамзиных-Вяземских -
"но общие друзья, весьма неосторожные,надеясь привести их к примирению или хотя бы к сближению ежедневно сводили их вместе" -  не совсем права графиня - просто сводили и насмехались над Пушкиным -, об этом есть письма Софьи Николаевны Карамзиной, полные сочувствия Дантесу и всякого злословия и насмешек в адрес Пушкиных. 
       Надо отметить, что 21 января на балу у Фикельмонов Дантес не танцевал с Пушкиной, у Дарьи Федоровны не забалуешь, он ограничивался взглядом в тот угол, где только что была она, да, восклицал - пусть меня судит свет. Зато среди гостей гуляла сплетня о поцелуях с сажей, которую записала фрейлина Мердер, и рассказы о самоотверженности Дантеса, который женился, что бы репутация любимой не пострадала.
     Графиня Дарья Федоровна ловко уклоняется от знания текста анонимного письма, она пишет, что в письме были соединены имена Натальи Николаевны и Дантеса - почему она так поступила? Текст анонимки не был тайной и был известен многим людям,в том числе и иностранным дипломатам - друзья не хранили тайны, да, и князь Вяземский , её старинный приятель, не мог не познакомить. Графиня уклонилась от этого знания, потому что поняла контекст диплома рогоносцев и , будучи очень умной женщиной, предвидела, что знание текста этого грязного письма, может запачкать и её - в чем была права. Князя Трубецкого заподозрили в авторстве, потому, что он ознакомил с текстом императрицу, графиню Нессельроде - потому что после смерти графа, её мужа, в бумагах нашли экземпляр этого анонимного письма, а она не могла глумиться над Нарышкиным, по простой причине - её родной брат был женат на дочери Нарышкиных.
       "Большой свет видел всё и мог считать, что само поведение Дантеса было верным доказательством невинности госпожи Пушкиной, но десяток других петербургских кругов... там были его друзья, его сотрудники... читатели , считали её виновной и бросали в неё каменья" - получается, что виновной считали Наталью Николаевну - Карамзины, Вяземские, тригорские приятельницы. Долленька не скупится  на каменья - прямо сравнивает Наталью НИколаевну с известным библейским персонажем  побиваемым каменьями, забывая, о "бросьте камень, кто сам без греха"... не без греха графиня, но так хочется бросить камешек в Наталью Николаевну...
        "Наконец, на одном балу, он так скомпрометировал госпожу Пушкину своими взглядами и намеками , что все ужаснулись..." - всё общество не отрываясь следило за направлением взгляда Дантеса... какой-то перебор. Скорее всего некоторая часть общества наэлектризованная всякими бреднями о кромешной любви Дантеса и дикой ревности поэта , действительно, следила за Дантесом, а потом нашептали Пушкину с прибавлениями и разъяснениями.
        "Было очевидно, что она совершенно потеряла способность обуздывать этого человека и он был решителен в намерении довести её до крайности" - и откуда графине известно о намерениях Дантеса? Зачем и как Наталье Николаевне обуздывать Дантеса, на скаку останавливать чужого мужа, она ему отказала в феврале, отказала в октябре, что она могла сделать? Приказать не смотреть? - ну,приказать- это уже признать какие-то права...что только подстегнуло бы его на дальнейшую эскалацию.
       Есть и другая запись от Миллера, служащего Третьего отделения :"Конечно, она могла ожидать себе неприятностей от этого человека, за одно резко сказанное ему слово, за один строго брошенный ему взгляд, за одну презрительную улыбку на его притворную любезность" - Миллер знал о чем писал, случаи гадкой мести женщинам были известны.
    Запись графини Фикельмон отражает негативное отношение к Наталье Николаевне,
она заканчивает свою запись тем, что светские дамы не могут осуждать Наталью Николаевну, "потому что все мы находим удовольствие в том, чтобы нами восхищались и нас любили - ...играем с сердцами в эту ужасную и безрасчетную игру!"то есть сами такие - вот получите дамочки камешек от графини . Так, в свете мнения разделились, кто осуждал Пушкина, кто Дантеса, но все единодушно порицали поведение Геккерна.
     Графиня описывает всё ,в главных чертах, правильно - это и ухаживания Дантеса перемещенные в дома друзей Пушкина, Карамзиных-Вяземских, сплетни оттуда,
и нарастание напряженности из-за их разговоров, насмешек над Пушкиным, они были на стороне Дантеса - очень больной удар по самолюбию Пушкина


Рецензии
"письмо с опасениями, что женитьба и семейный быт могут помешать поэзии, было только от её матери Елизаветы Хитрово"

Хитрово правда была близка с Пушкиным? Тогда ее совет понятен, боялась потерять любовника. У Раевского в «Портреты заговорили» прямо о такой связи вроде бы не говорится. Или я не понял его намеков?

Валентин Великий   18.12.2023 14:06     Заявить о нарушении
Я, полагаю, что любовной связи не было, но дружба была,
Пушкин называл ее Ирминией , часто прогуливался с ней, иногда посещал,
Елизавета Михайловна с большим вниманием относилась к Пушкину

Надежда Секретарева   18.12.2023 14:16   Заявить о нарушении