Глава - 21

 
 
  ***
  90-е годы – это и демократия, когда рядовые могли открыто сказать начальству свои недовольства и замечания. Когда в газете появилась одна из статей, которую подписали мои бывшие учителя, так уважаемые мною, обида была горше вдвойне. Среди знакомых фамилий Граховых и Подъячевых не было подписи самого уважаемого Санникова Николая Петровича. Думаю, что он, невзирая на обстановку, понимал, что решить многие вопросы я был просто не в силах. Спасибо ему!
 
  Несколько лет спустя, когда власть в районе стала переходить из рук в руки, когда газета перестала писать о тех проделках, иначе и не назовёшь, которые творились в районе, Валя спросила главного редактора, почему же раньше на страницах газеты было так много негатива по отношению в районному руководству, а теперь не пишут ни-че-го! Будто нет никаких афёр и махинаций.
  Ответ удивил: «Раньше была демократия, а сейчас высшее руководство запрещает публиковать компрометирующие его материалы».
  Что делать? Финансирование районной газеты напрямую связано с властью.
 
  Тем не менее, я всё равно старался держаться, решать хозяйственные и социальные вопросы. В посёлке построили детское отделение больницы, открыли центр социальной поддержки, где пожилые люди могли получить медицинскую помощь, питание и организованный досуг. Размещался центр в старом здании детской больницы. Сейчас же он находится у Лаки в двухэтажном здании бывшего быткомбината.
  Строились дороги, сельхозобъекты в хозяйствах. Но уже не было такого размаха, как раньше. Всё упиралось в деньги. Их попросту не было. Ни на строительство, ни на зарплату.
 
  Постоянные разъезды, питание всухомятку, стрессы – сделали своё дело: я стал замечать, что у меня появилось головокружение, частыми стали головные боли. Тогда я не подумал, что надо обратиться к врачам, надеялся на свой организм. И зря.
  Ночами часто думал: стоит ли работать в этой должности, чувствовал себя на голову ниже некоторых своих коллег, которые запросто решали все районные вопросы. Зачем взялся за это дело, дал себя уговорить? Вопросов было много, а ответов, увы! я не находил. Жена не раз уговаривала уйти с должности, поберечь себя. Честно говоря, я сам понимал, что постоянные поздние возвращения домой, да ещё подшофе, никак не могли не сказаться и на наших отношениях. 
 
  В 1995 году твёрдо решил уйти с работы, досрочно прекратить свои полномочия.  К тому времени я значился в должности Главы района. Если бы мне было дозволено знать, чем всё кончится.  Лето провёл в больницах: сначала – в посёлке, потом – в республике. Головные боли были такими сильными, что не мог спать ни днём, ни ночью. Немного подлечившись, вернулся домой. Состояние было – врагу не пожелаешь. К постоянным головным болям добавилось чувство растерянности, страха. Семья, как могла, поддерживала, но я чувствовал, что моим близким тоже трудно.
 
  Однажды получили письмо. Автор захотел остаться неизвестным. Валя назвала это послание письмом поддержки.  Нам писали, что нельзя сдаваться, что мы люди сильные и надо держаться, бороться с болезнью и депрессией, предлагали рецепты по восстановлению здоровья. Мы предполагали, кто это написал. Спасибо добрым людям!
 
  Мне, как бывшему руководителю давалось право, не работая, целый год получать 60% оклада Главы района, то есть моей бывшей зарплаты.  К тому времени в школе не оказалось учителя физики, и заведующая РОНО Тамара Ивановна Черепанова предложила мне вести несколько часов.
  Валя обратилась к Кулакову А.Ф., тот работал тогда управделами в Администрации района, за консультацией, но он объяснил, что если я выйду на работу, то районные выплаты сразу прекратятся. Конечно же, я не согласился. Тамара Ивановна предлагала такой вариант: я веду уроки, а пишут на другого. Кому-то же надо учить детей. Но и этот вариант отвергли.
   
  Почти год спустя я узнал, что мог бы работать. Даже с большим плюсом для себя. Если бы я получал в школе пару сотен, то район доплачивал бы столько, чтобы в итоге получилась моя зарплата Главы. То есть, я каждый месяц терял большую сумму. Счёт тогда шёл на миллионы. Я ушёл с зарплаты в полтора миллиона рублей.
   
  Как ни горестно вспоминать, но надо. Чтобы не сидеть дома, с головой окунулся в домашнее хозяйство, помогал жене вести школьные хозяйственные дела, полностью взял на себя котельную, ферму. К тому времени в школьном хозяйстве было несколько коров, свиноматок, был молодняк, лошадка. Когда Вале надо было в Кизнер, я был её шофёром. Только поездки эти приносили разочарование в людях. Встречаясь со знакомыми, узнавал о себе много негатива. Почему-то хорошим они не спешили поделиться, а вот слухами обо мне – это пожалуйста…
 
  Новый Глава был из Ижевска, человек с учёным званием. На него кое-кто возлагал большие надежды. Алексеев В.А занимался вопросами химоружия, а у нас в районе уже разворачивались работы по проектированию завода по уничтожению этого самого оружия. В последние два года мне пришлось побывать на химических арсеналах в Щучьем, что за Челябинском, в Горном под Самарой и в Марадыкове Кировской области.
  Проектирование шло полным ходом. В планах было благоустройство посёлка, всей его инфраструктуры. Естественно, предполагалось, что будут "крутиться" большие деньги.
 
  За всё время, что я работал в качестве рядового учителя, директора школы, председателя колхоза, а затем и Главы района, не помню случая, чтобы приходилось кого-то подсиживать, на кого-то клеветать, доносить. Доверял людям, тем более тем, кто меня окружал, с кем приходилось работать бок о бок, верил, как самому себе.  Тем горше было разочарование в них.
 

  Продолжение: http://proza.ru/2019/01/29/1027




 


Рецензии
Страна строилась, развивалась, но уже не было и перспектив и прежнего размаха - неустанно переживал...ЛГ. Здоровье подкосилось, пришлось поменять работу. Как жаль, что не будет у руля достойный. Но о себе тоже надо подумать.
С уважением.

Галина Никонорова   06.11.2020 14:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина.
О себе не думал. Считал, что здоровья хватит. К врачам никогда не обращался.

Валентина Колбина   09.11.2020 09:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.