Асы Кригсмарине. Развенчать миф. Часть 2

   У каждого из них была своя война, и каждый из них знал, за что воюет. Немецкого подводника дома ждали  родители,  белокурая фрейлейн, домик в деревне, сосиски и пиво.  У советского подводника,  позади сожженная деревня и родные на оккупированной территории. 
               
    Часто ставился акцент на то, что немцы обходились без политработников и отсутствие политического контроля давало командиру немецкой ПЛ большую свободу действий.

    Это был ещё один миф. Миф об отсутствии политического контроля за командирами немецких подводных лодок.

    К началу войны Германия была поделена на политические округа (чего в СССР не было). Всё немецкое общество было объединено в ячейки НСДАП ( вплоть до домохозяйств).

    Немецкий солдат был великолепно обработан ведомством Геббельса, прошел через различные союзы НСДАП (только через  Гитлеръюгенд  прошло около 10 миллионов),отлично была поставлена работа РСХА.

    Таким образом политический контроль в Германии осуществлялся сосед-соседом, солдат- солдатом и обо всех действиях командира немецкой подводной лодки становилось известно из донесений членов команды, иначе грош цена была бы системе политической полиции Рейха гестапо, без хорошо налаженной сети осведомителей, и один из примеров "политического контроля" на немецких лодках  в книге "Стальные гробы рейха" приводит Михаил Крушинин:

    "Известен трагический случай, происшедший с командиром U-154 обер-лейтенантом Оскаром Кушем, которому не очень везло с атаками конвоев. Старпомом на лодке служил обер-лейтенант резерва Ульрих Абель, известный своим нацистским рвением. Когда в декабре 1943 года U-154 бесславно вернулась в базу, Абель донес на Куша, обвинив того в «недостаточной агрессивности» и «подрыве военных усилий Германии». Абель даже сумел подбить некоторых офицеров подписаться под своим рапортом. Многие позже отказались от своих подписей, однако это не помогло. Рапорта Абеля оказалось достаточно, чтобы с Куша сорвали погоны обер-лейтенанта и отдали под трибунал."

    Поднимать боевой дух солдат вермахта, в начале войны у немцев не было необходимости, но  в 1943-ем году, немцы ввели своего рода политруков в армии, но опоздали.

   "Приказ о создании аппарата офицеров национал-социалистического руководства был подписан Гитлером 22 декабря 1943 года, структура нового штаба ОКВ была утверждена в феврале 1944 года. Тогда же были даны пояснения к приказу, где подтверждалось назначение начальника общего отдела ОКВ генерала Райнеке на пост начальника штаба (NSF/OKW)."

    Таким образом в германской армии официально появились офицеры, члены НСДАП имеющие определенный круг задач, в чьи обязанности безусловно входил и политический контроль за личным составом.
   
    Подробностей  же о политическом контроле офицеров кригсмарине не будет никогда, по той причине, что скорее будут рассекречены все архивы НКВД, чем архивы РСХА.

    Но никакой политический контроль на  победы ни наших подводников, ни немецких, не влиял, влияли другие факторы.

     Все громкие победы немецких подводников пришлись на начало Второй Мировой войны когда они с успехом топили беззащитные суда постоянно увеличивая счёт потопленных судов и тоннаж в брутто тоннах.
      
     Как только торговые суда стали ходить в сопровождении кораблей охранения, и началась охота за подводными лодками, то эти "асы" подводной войны вместе со своими лодками, один за другим стали оказываться на морском дне.

     Остальные подводники  рейха зачастую делали только один поход, который сразу  становился для них последним.


   Ауфидерзейн  майне кляйне
   Ауфидерзейн.
   

U-540   -    1 безуспешный боевой поход. Потоплена 17 октября 1943 года.
U-541   -    4 боевых похода. 1 потопленное судно (2140 брт). Сдалась в
              Гибралтаре 14 мая 1945 года.
U-542   -    1 безуспешный боевой поход. Потоплена 28 ноября 1943 г.
U-543   -    2 боевых похода. Потоплена  2 июля 1944 года.
U-544   -    1 безуспешный боевой поход. Потоплена 17 января 1944 г.
U-545   -    1 боевой поход. 1 поврежденное судно (7359 брт). Потоплена 10
             февраля 1944 года.


Рецензии
Евгений, спасибо за Вашу работу. Прочитала с большим интересом. До сих пор в памяти кадры из кинофильма "Реквием каравану..." Когда читала Валентина Пикуля, с трудом справлялась со своими чувствами. Представляла, что приходилось переживать людям в то грозное время.
Тысячи погибших. И за что? Мне, представителю мирной профессии, трудно понять, как можно отнять жизнь другого человека. Военная статистика - это одно. Но за каждой жизнью стоит отдельная судьба: мать, отец, братья, сёстры...
Особый интерес вызвала история и дальнейшая судьба линкора "Тирпиц". Там же встретила фамилию Н.Лунина.
Ещё раз спасибо за память.

Валентина Колбина   28.03.2021 11:25     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Валентина Михайловна! Не согласившись с прочитанным материалом о непревзойденном мастерстве немецких подводников в сравнении с нашими, пришлось более подробно познакомиться с темой. Думаю, что в какой-то степени мне удалось развенчать миф о восхваляемых асах кригсмарине. В память о тех кто воевал.
Немцы умирали за мировое господство, наши за Родину, а американские и английские моряки умирали ради того, что кто-то наживался на их жизнях.
Черчилль заявил, что Англия смогла устоять только благодаря своей промышленности, транспортных судов строилось так много, что немцы не успевали их топить. Примерно с 42-го года немецкие лодки переместились к берегам Америки. Из-за курортного сезона светомаскировка на побережье не соблюдалась,торговые суда на фоне береговых огней были отличной мишенью.
Нажива была дороже жизни моряков Британии и США.
Еще раз спасибо за отзыв.
С уважением!

Евгений Костюра   28.03.2021 12:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.