Борис Кустодиев. Красавица. Мысли о картине

"Красавицу" Бориса Кустодиева я долгое время  считала странной картиной. Обилие ярких красок, розового тела, насыщенных деталей быта должно было привлекать моё внимание внимание и восхищать, но,   привлекая, не восхищало. Долгое время я считала, что эта картина не из тех, перед которыми можно надолго замереть. Больше того, изображение меня смущало.  У меня нет ханжеских наклонностей, но я чувствовала рядом
с ней неловкость. 

Бывая в том зале, где живёт картина "Красавица", я бросала на неё быстрый взгляд и переходила к другой,  висящей на противоположной стороне. Это картина Зинаиды Серебряковой "За туалетом. Автопортрет" (где она расчёсывает волосы), чудесная картина, которую я разглядываю с нескончаемым удовольствием.
Уходя из зала, я старалась не встретиться со взглядом "Красавицы", чтобы не нарушить настроение от картины Серебряковой. А пышнотелая красавица безмолвно призывала меня остановиться.

Я считала, что этой рыжеволосой толстухи даже для просторного зала слишком много. Сама картина большая, раза в три больше "Автопортрета" Серебряковой. Подумаешь, фыркала я, большой размер  не считается преимуществом!

Но не надо думать, что я осуждала картину Кустодиева, этого не было.  Наоборот, я много о ней размышляла, пытаясь найти и понять причину, побудившую художника создать это полотно. Описания критиков не отвечали на мой вопрос. Их уверенные мнения, что Кустодиев в картине выразил приёмы народного творчества "лубок", что он искал идеал женской красоты и воспевал особенности купеческого быта,  не находили во мне согласия.  Вопрос долгое время оставался открытым.

Однажды я пришла в зал с "Красавицей"  когда он был пуст, лишь один посетитель смотрел картины в дальнем углу зала. Я встала перед картиной и начала в неё вглядываться. Мысли в этот момент витали разные  и первая из них о том, что "половина мужчин любит полнотелых женщин, другая половина это скрывает". 

Как ни странно, но это меткое народное  выражение помогло мне понять тайный смысл изображения. Ведь Кустодиев  был не только художником, но и представителем мужской половины человечества,  а мужчины,   как известно,  "любят глазами".  Кустодиев любил свою "Красавицу" и любовался ею. Парадокс, но он сам  был женат на женщине субтильного, хрупкого  телосложения, а эта "Красавица", как и другие его картины,  наглядно показывают внутреннее тяготение художника к женщинам пышных форм. 

Кирилл Кустодиев, сын художника, вспоминал, что "слышал от отца, что в этой картине он наконец-то нашёл свой стиль, так долго ему не дававшийся". Стиль в  живописи – это направление, подчинённое идее, технике выполнения и  характерным приемам изображения. Стиль формируется под влиянием разных причин (идеология, политика, экономика, религия). Стиль художника характеризует его как представителя своих взглядов.

Воплотив свои тайные взгляды в картине "Красавица", художник стал осваивать найденный стиль. Он "нашёл себя" в изображениях  русских женщин, наполненных жизнью, силой, изобилием, яркими красками и радостью. Эти картины породили выражение "кустодиевские красавицы", подразумевающее особый мир, где оживает сказочная Мечта.

Возможно, художник так и не нашёл бы свой стиль, если бы однажды не увидел  актрису  МХАТа  Фаину Шевченко,  обладающую шикарными  формами. Она была весёлой, энергичной, ничуть не стеснялась своего большого тела, которое даже помогало ей создавать на сцене запоминающиеся образы. 

Кустодиев загорелся желанием запечатлеть на полотне эту роскошную женщину  и после спектакля зашёл к ней в гримёрку с предложением позировать для картины. Фаина согласилась, но узнав, что надо раздеться донага,  наотрез отказалась. Кустодиев долго её уговаривал, приводя разные аргументы, и лишь после слов "искусства ради" она согласилась.  Позируя, она всё же прикрыла грудь куском драпировки.

Кустодиев сделал карандашный набросок её роскошного тела, увёз рисунок в Петербург и там создал  с него портрет "Красавицы". Тело он оставил  без изменений, но видоизменил черты лица  и поменял цвет волос, также "снял" с шеи крестик и пририсовал к ушам массивные серьги.

В 1915 году картина "Красавица" была закончена и представлена на выставках "Мира искусства" в Петрограде и Москве.
Публика отозвалась о картине по-разному:  одни называли её "печальным недоразумением", другие видели в неё "тонкую иронию", но все единодушно признавали, что "Красавица" была  "гвоздём всех выставок".
 
На выставке в Москве актриса-натурщица  и художник встретились.  Фаина Васильевна была довольна, что образ красавицы не имеет с ней реальных черт. Рассмотрев картину внимательно, она сказала:  "Очень толстая!".  Кустодиев поцеловал ей руку и ответил: "Какая есть". 

И.Э.Грабарь, бывший в те годы попечителем Третьяковской галереи, приобрёл "Красавицу" для музея   за 4 тысячи рублей.

По-разному можно относиться к этой картине - любоваться, ругать, презрительно хмыкать, пожимать плечами, окидывать равнодушным взглядом, но – нельзя оставить без внимания.  Эта картина не вошла в число моих любимых, но я изменила о ней своё первоначальное мнение. Представляя, с каким одухотворением создавал её художник, могу сказать, что картина сделана с любовью, и я её уважаю. 

Как я написала выше, картина "Красавица" Кустодиева – это воплощение Мечты. Давайте посмотрим на изображение не предвзято.
 
Роскошная женщина пробудилась ото сна, откинула пуховое одеяло, опустила ножку на пуфик, собираясь встать.  Видя наши взгляды, красавица стыдливо прикрыла грудь рукой. Она приветливо улыбается, потому что рада нам. Она не стесняется своего богатого тела и показывает его смело и открыто. Вид этой женщины не вызывает "неприличных" мыслей, она по-своему чиста и непорочна.
Не женщина – Мечта. 

Мечта уязвима, она легка и эфемерна и может в любой момент исчезнуть в связи с изменением  обстоятельств.  Женщина-мечта у Кустодиева,  крупная и упитанная, не кажется тяжёлой и грузной, наоборот, её тело невесомо настолько, что даже не сминает под собой матрац. И тень под её телом показывает, что она не сидит на краешке постели, а парит на её фоне и только ступнёй левой ноги удерживает себя на земле. 

Эта розовоперстая русская Эос неспроста всматривается в зрителей. Она ищет в каждом из нас сочувствия и понимания. Если найдёт, то останется для нас радостью, если нет, то легко выпорхнет из сознания, уступив место равнодушию. Видимо, большинство зрителей относятся к картине положительно, поэтому женщине-Мечте нравится привлекать внимание и позволять на себя смотреть. 

Позже Кустодиев не раз делился своей "мечтой", повторяя её  в разных вариантах.
Оригинал картины  1915 года  находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве, там же есть вариант 1921 года.
Варианты 1918 и 1919 годов хранятся в Тульском музее изобразительных искусств. Некоторые  повторения – в российских частных коллекциях.

Константину Коровину, которому очень нравилась "Красавица",  Кустодиев  специально написал и подарил небольшую картину "Купчиха и домовой" (1922) -  со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым.  Максим Горький обожал "Красавицу", и художник повторил для него картину. Также Кустодиев  написал вариант картины по просьбе своего друга Фёдора Шаляпина. В мае 2003 года шаляпинская "Красавица" была продана на лондонском аукционе "Сотбис" за   1 миллион 200 тысяч долларов.


Илл.
Кустодиев Б.М. Красавица. 1915. Холст, масло. 141х185,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Опубликовано в ЖЖ автора - https://mi-ta-pe.livejournal.com/552910.html


Рецензии