Таганка в обмен на книги
Дмитрий Залимановский-Заболотный
Таганка в обмен на книги
Давид Залимановский
- В середине 70 годов книга стала почти единственной валютой.которая котировалась в любом приобретении. обмене и покупке.В первые я столкнулся с этим при «доставании» билетов на Таганку .В старом здании театра было всего с приставными- 400 мест. В продажу поступало 50 билетов.
А всего зрителей набивалось более 500. официально- 20 рядов по 20 мест.В 65 г. я первые полу -спектакли смотрел с второго акта. Билеты было не возможно купить ни за какие деньги. Но во время антракта из- за духоты и сильной жары открывали справа пожарный вход и выходили подышать или покурить. Довольно спокойно можно было пробраться в зал и досмотреть действие. Так как никакого смысла в сценариях не было- спектакль можно было смотреть любыми кусками.
В те времена начиная с Брехтовского Сезуана все ходили на артистов ,песни и постановку. В «Добром человеке из Сезуана» с Золотухинским «Водоносом» и песнями — сонгами:
Шагают бараны
Бьют барабаны,--
Кожу для них дают
Сами бараны.
И те, с кого давно на бойне сняли шкуру,
Идут в строю с живыми заодно.
Мясник зовет. За ним бараны сдуру
Топочут слепо, за звеном звено,
И те, с кого давно на бойне сняли шкуру,
Идут в строю с живыми заодно.
Знамена горят вокруг,
Крестища повсюду,
На каждом -- здоровый крюк
Рабочему люду.
А тогда эта песня звучала «По тагански вызывающе- призывно.»
В театр то я научился проникать. Но часто главные действа происходили перед спектаклем. Это посещение буфета.который находился — вход с фойе — на втором этаже. Стояло 4 столика на 4 человека. Слева в углу пили пиво артисты с Таганки. Тогда ещё не было приставучего надоедливого фанатства.
Никто к артистам не подходил. Но видеть их рядом было приятно. А для этого надо попасть в театр за полчаса до спектакля. А в «Десяти днях» по Риду основное действие- это пение артистами блатных и непмановских песен перед спектаклем. Пели В. Высоцкий -гитара,(иногда,когда «не болел»).
В. Золотухин- гармошка ,Б.Хмельницкий — на аккордионе,Антипов.Славина.Текст песен: Бертольт Брехт, Александр Блок, Федор Тютчев, Давид Самойлов, Коган,А. Вознесенский- но были и разнообразные интерТрипации. Помню:" Во семнедцатом году, революция была, моя милка с перепугу, поросенка родила!" И про железяку с города Кукуева. Было необходимо легализоваться в систему дежуривших по ночам со списком за билетами.
Дежурили студенты МАРХИ и других вузов. Это были на 90 % юноши еврейской национальности. Практически — это было крышевание Таганки. Дежурили сутками. В продажу- 50 билетов. Последние 19-20 ряд.Мимо них мышь не проскользнёт. В это время начали к 50 летию( к 1967) издавать 200 т . Всемирной литературы. Первий изданный том: Данте- Божественная комедия с политипажами с гравюр. Г. Доре. Доре относился к запрещённым графикам.так как он иллюстрировал Библию подарочную и каноническое издания 1905 г.
Первые тома всемирки:Данте,Манон Леско.Шадерло- дэ Лакло — даже без супер обложек (тащили с типографии) произвели фурор. Стоили при номинале — 1р..50 коп.- до 5 рублей. Но особенно ценились Еврейские поэты из Большой Библиотеки поэта. Пастернак,Мандельштам, Поэты погибшие во время войны- много достойных еврейских поэтов. Тогда тема антесимитизма не поднималась.Но еврейская молодёжь рулила в потреблении культуры.
Менялось: Две книги — два билета на 20 ряд. 19-20 место- в самом верхнем правом углу. Вот через них я и посмотрел весь репертуар Таганки. Никогда хороших спектаклей не приходилось смотреть на приличных местах. Когда В. Высоцкий — болел,или отсутствовал по причине- билеты падали в цене. Это случалось очень часто. Вместо «Галелея» - «Тартюф» или идеологические спектакли. Из-за болезни артиста «пришлось» некоторые смотреть по 5 раз.
Все старались посмотреь 10 дней,Гамлета,Пугачёва,Галелея,Антимиры,Послушайте-Маяковский , Товарищь - верь. И другие спектакли в основном актёрском составе .В обмен на книги. Мы семьёй посещали театр с 1965 по 1980 гг. В. В. Высоцкий появился в 1964. А после смерти я посмотрел Трифоновский «Дом на набережной»»Обмен»"Сёстры"!
Без В. Высоцкого театр осиротел. Тем более сменялись режессёры(Эфрос,Губенко). При вьезде в новое здание театр потерял шарм. Не смотря на то ,что там всё ещё работала плеяда старой гвардии. С некоторыми мне пришлось близко общаться. С В.Высоцким лично знаком не был.- много раз находился рядом. Потом я приобрёл около 100 фотографий с первой посмертной выставки фото- Высоцкого.
Не буду в одной писанине мешать всё. Если будет читаться- напишу про Таганку и обстановку внутри театра ещё. Сегодня попробую выложить оригинальную ведомость на зарплату артистов Таганки.
© Copyright: Давид Залимановский , 2013
Свидетельство о публикации №213010101358
Свидетельство о публикации №219012901466