Русская литература конца 19- начала 20 веков. Реал
ГОРЬКИЙ
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936)
Свою литературную деятельность писатель начал в 1892 году рассказами, но вскоре обратился к крупным жанрам. В повести «Фома Гордеев» (1898) писатель показал широкую картину жизни 90-х годов. Фома Гордеев, наследник богатого волжского купца, не хочет жить по законам отцов. Герой вступает в острый конфликт со своей средой и терпит неудачу. Горький в этой повести создает целую галерею представителей того общества: старого купечества и нового, европеизированного, которые сплотились вместе против бунтаря.
В повестях «Городок Окуров» (1910) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911) Горький описывает жизнь своих современников. Формирование характера в молодом человеке – главная тема автобиографических повестей Горького «Детство» (1913) и «В людях» (1916), в которых писатель показывает трудности, встречающиеся на жизненном пути человека.
Отрывок из повести М. Горького «Фома Гордеев»:
«…Недавно Фома явился на улицах города. Он какой-то истертый, измятый и полоумный. Почти всегда выпивши, он появляется - то мрачный, с нахмуренными бровями и с опущенной на грудь головой, то улыбающийся жалкой и грустной улыбкой блаженненького. Иногда он буянит, но это редко случается. Живет он у сестры на дворе, во флигельке...
Знающие его купцы и горожане часто смеются над ним. Идет Фома по улице, и вдруг кто-нибудь кричит ему:
- Эй ты, пророк! Подь сюда!
Фома очень редко подходит к зовущему его, - он избегает людей и не любит говорить с ними. Но если он подойдет, - ему говорят:
- Ну-ка, насчет светопреставления скажи слово, а? Хе -хе-хе! Про -орок!..»
«Фома Гордеев» Лист 1
«Фома Гордеев» Лист 2
«Фома Гордеев» Лист 3
«Фома Гордеев» Лист 4
КУПРИН
Александр Иванович Куприн (1870-1938). Писатель приобрел известность, как автор повести «Молох» (1896). Название повести символично – у древних считалось, что Молох является кровожадным божеством, который пожирает свои жертвы. Описанный в произведении завод у Куприна, поглощает жизни людей, там работающих.
В повести «Олеся» (1898) Куприн в образе полесской колдуньи, девушки Олеси, воплотил свой идеал человека, живущего по законам природы.
В повести «Гранатовый браслет» (1911) писателя привлекает история неожиданной любви скромного почтового чиновника Желткова к княгине Вере Шеиной. Безответная любовь возвысила романтично настроенного молодого человека над всеми участниками этой истории. Гибель Желткова писатель показал с поэтической интонацией.
Повесть «Поединок (1905) была создана на автобиографической основе. Куприн ярко и точно изображает быт офицерства, сплетни, интриги, пьянство, царящие в среде провинциальных военных. Герой повести – поручик Ромашов, честный, чуткий юноша из-за конфликта был вынужден драться на дуэли. Повесть кончается поединком, на котором Ромашов погибает.
Отрывок из повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»:
«…Она разрезала ножницами ленту и бросила в корзину вместе с бумагой, на которой был написан ее адрес. Под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр красного плюша, видимо только что из магазина. Вера подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку. Она быстро развернула бумажку. Почерк показался ей знакомым, но, как настоящая женщина, она сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет…»
ВЕРЕСАЕВ
Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945).
Повесть «Без дороги» (1895) написана в форме дневника земского врача Чеканова. Деятельность Чеканова во время холерной эпидемии окрашена тонами жертвенности – он трагически погибает во время холерного бунта.
В повести «На повороте» (1902) писатель продолжает рассматривать духовные искания интеллигенции.
В повести «Два конца» (1903) показана жизнь городского рабочего люда. Повесть состоит из двух частей, где писатель рассматривает две жизни отдельных людей. Эту повесть отличает точность бытовых сцен, тонкость психологического рисунка.
Интересен жанр книги Вересаева «Записки врача» (1900). Произведение сочетает мемуарные и публицистические материалы, художественные и очерковые записи, В «Записках врача» Вересаев показывает становление личности.
О формировании мировоззрения Вересаева рассказывают его книги – «В юные годы», «В студенческие годы», «Литературные воспоминания».
БУНИН
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Если рассматривать ранние произведения Бунина, то это, конечно, его стихи. В 1887 году Бунин впервые выступил в печати со стихотворением «Над могилой Надсона». В Орле в 1891 году вышел его сборник «Стихотворения». Следующие его сборники – «Под открытым небом», «Листопад» принесли Бунину заслуженную славу поэта. Его поэзия – песнь о Родине. Бунин-поэт продолжал традиции Фета, Полонского, А. К. Толстого.
В том же тематическом ключе Бунин писал свои ранние рассказы – «Танька», «На хуторе».
В 1895 году М. Горький привлек Бунина к сотрудничеству в издательстве «Знание». Лучшие рассказы этой поры – «Антоновские яблоки»(1900), «Сосны» (1901).
В 1909 году Академия наук избрала его почетным академиком.
Бунин известен также как мастер поэтических переводов – «Песня о Гайавате» Г. Лонгфелло, философские драмы Дж. Байрона.
Бунин был мастером «малых форм» - повести, рассказа, новеллы, который создал свой особый неподражаемый язык.
Писатель враждебно встретил Октябрьскую революцию, в 1920 году эмигрировал во Францию.
Отрывок из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки»:
«…Зазимок, первый снег! Борзых нет, охотиться в ноябре не с чем; но наступает зима, начинается «работа» с гончими. И вот опять, как в прежние времена, съезжаются мелкопоместные друг к другу, пьют на последние деньги, по целым дням пропадают в снежных полях. А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светятся в темноте зимней ночи окна флигеля. Там, в этом маленьком флигеле, плавают клубы дыма, тускло горят сальные свечи, настраивается гитара...»
СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (1875-1958).
Он начал печататься в конце 90-х годов девятнадцатого века, выступал со стихами, рассказами. Наиболее интересное произведение раннего периода – повесть «Сад», которая рассказывает об Алексее Шевардине; умный и трудолюбивый человек, мечтающий посадить и вырастить свой сад. Но Алексей Шевардин вошел в конфликт с владельцем земли. Все мечты молодого человека закончились крахом.
В романе «Бабаев» писатель создал выразительный образ офицера-карателя, индивидуалиста и циника.
Лучшими произведениями этого периода считаются у писателя – лирическая повесть «Печаль полей» (1909) и повесть «Бурная весна» (1910), пронизанные любовью к русской природе.
Отрывок из повести С.Н. Сергеева-Ценского «Сад»:
«…В стороне бросилось в глаза большое дворовое место, засеянное рожью. Рожь стояла, чуть-чуть сгибаясь, тонкая и желтая, а колосья ее странно двигались и были коричнево-черны от обсевшего их сплошь жука кузьки. Вид был такой, как будто этих жуков именно и желали видеть, и являлся игривый вопрос: не сеяли ли жуков вместо ржи?
Старик с бабой, ухватившись за длинную веревку, шли вдоль поля и хлопали по колосьям, и там, где они шли, выпрямлялись, жалобно качаясь, помятые изжеванные былинки, а позади их с земли снова подымались жуки и, недовольно жужжа, занимали прежние места…»
А.Н. ТОЛСТОЙ
Алексей Николаевич Толстой (1883-1945). Дебютировал в 1907 году книгой стихотворений. В повестях и рассказах раннего А.Н. Толстого изображены нравы современников. Писатель создает целую галерею образов (повесть «Мишка Налымов»).
Наибольшую глубину психологического анализа достигает писатель в романах «Чудаки» (1911) и «Хромой барин» (1912). В «Чудаках» герои романа – отец и сын Образцовы распутники; Николай Смольков, пытающийся скрыть свои пороки под маской светскости; корыстолюбивая настоятельница монастыря мать Голендуха. Этим отрицательным героям писатель противопоставляет молодую честную женщину Соню Смолькову.
Герой другого романа «Хромой барин» - князь Красновский, блестящий аристократ, проживший полную довольства и роскоши молодость, который почувствовал себя разочарованным и несчастным. Свое возрождение он видит в любви целомудренной и чистой Кати. В романе звучит гимн всепобеждающей любви и очистительного страдания.
В традициях сатиры Гоголя писатель написал повесть «Приключения Растегина». Подобно Чичикову герой повести Растегин объезжает выморочные помещичьи имения, желая купить стильную мебель, приобщиться к дворянскому быту. Но вместо изысканного изящества наш герой видит нищету, бескультурье.
В неоконченном романе «Егор Абозов» (1915-1917), во многом предваряющем первые главы романа «Хождение по мукам», Толстой рассказывает о судьбах русской интеллигенции, о призрачности богемной жизни столицы в годы, предшествующие первой мировой войне.
Отрывок из повести А.Н. Толстого «Приключения Растегина»:
«…– Вот это яйца, вот это я понимаю, ни одного болтуна, – проговорил он оттуда и вылез обратно, держа в руках пятерых только что вылупленных цыплят, – вот, не угодно ли, – пять паровых цыплят, а к осени будут у меня из них, на худой конец, пять петухов. Дело золотое, хотя беспокойное, – наладились, подлецы, выводиться по ночам; черт их знает – думаю, какая-то ошибка в инкубаторе; при этом паровой цыпленок – прирожденный хам, – ничего не боится, так и лезет под воронье. На! В каждом деле не без урону. Эх! Оборотный бы мне капитал, я бы всю Европу курятиной накормил. Теперь вот что – идем купаться и завтракать…»
«Приключения Растегина» лист 1
«Приключения Растегина» лист 2
«Приключения Растегина» лист 3
«Приключения Растегина» лист 4
Свидетельство о публикации №219012901838