Мой Батюшка Феодосий

Серый-серый зимний день. Низкое небо накрыло землю плотным туманом, спрятало горизонты, сделало невидимыми причудливые горы Пятигорского вулканического района. Автобус пробирался сквозь клубящийся туман по едва различимой дороге из Кисловодска в город Минеральные Воды. Путешественники направлялись в Свято-Покровский храм, к мощам Преподобного Феодосия Кавказского. Паломники были уверены, что до цели своей доберутся непременно, хотя такая трудная дорога стала им испытанием. Батюшку Феодосия знают не только на Кавказе, знают не только в православном мире. При жизни обращались к нему со своими нуждами люди разных национальностей, разных исповеданий. Никому не отказывал в помощи Преподобный Старец: и лечил, и учил, и указывал на ошибки, и давал советы, и открывал заблуждения, и одобрял правоту. Он был строг с теми, кто жил не по-божески, и милосерден к тем, кто искал верную дорогу жизни. Люди делились  своими заботами и верили наставлениям Батюшки, считая, что сам Боженька говорит с ними устами Провидца. Уроженец Пермской губернии с ранних лет принял служение Богу. Мальчишкой он оказался на Святом Афоне, будучи монахом, долго нес службу на Святой Земле, у Гроба Господня. Об этом рассказывает Житие Преподобного Феодосия Кавказского. Книга издана Ставропольской и Бакинской епархией в 1998 году в городе Ставрополе по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона Митрополита Ставропольского и Бакинского. Книга сегодня редкая и, наверное, поэтому  пересказы её ходят из уст в уста, обрастая иной раз вымыслами рассказчиков или теряя реальные подробности. После смерти Батюшки Феодосия прошло уже семьдесят лет. Людей, знавших его при жизни, осталось немного. Их рассказы о Старце собраны по крупице, но они недостаточны для полного жизнеописания. Уверенно можно назвать только даты рождения и смерти, а остальные нуждаются в уточнении. Однако среди людей в разных местах, а не только на Кавказе, известна слава о деяниях Преподобного, обладающего Богом данной Силой. Люди шли, и теперь идут  к нему за Божьей помощью. Православная Церковь почитает его как поместного святого, называет Феодосием Афонским, Феодосием Кавказским.

В Мин-Водах в  Покровском храме  хранится Ковчег со Святыми Мощами Преподобного Феодосия, а на кладбище поселка Красный Узел построена недавно славная часовенка на месте захоронения Батюшки в 1948 году. К этим святыням направлялись паломники. Вероятно, каждый из них имел нужду в помощи Батюшки.

Мне довелось не раз сопровождать такие экскурсии. Я видела лица людей, спешащих в Минеральные Воды, ловящих каждое слово рассказа о Батюшке, зажигающих свечи с такой благостью на лице, с такой глубочайшей верой и надеждой, что сомнений в искренности чувств  не могло возникнуть! В самый горький час, кажется, что следующий миг – пропасть и помочь некому – мысль обращается к Богу. Это происходит и тогда, когда удача или радость переполняет сердце, и просто прошепчешь: «Слава Тебе, Господи!» Каждый может припомнить про себя такое.

Батюшка Феодосий вошел в мою жизнь совсем незаметно. Прочитав свидетельства о чудных явлениях,  произошедших при Преподобном Старце, на месте его погребения, у Ковчега с Мощами в Покровском храме я неожиданно для себя обратилась к иконе Святого и мысленно рассказала о своих заботах.  Я не просила помощи, надеялась  справиться сама, да вот только силенок на все не хватало. Прошло некоторое время, и мои затруднения чудесным образом разрешились. Я привезла Батюшке красивые, но совсем без запаха цветы. Служащая в храме женщина поставила их по моей просьбе в вазу рядом с Ковчегом. Перекрестившись, я подошла к Мощам. От моих цветов исходило дивное благоухание. После того случая я приходила к Святому Старцу как к своему дедушке (он родился в 1841 году) и молча рассказывала ему обо всех своих волнениях. Иногда я смотрела в глаза Старца на иконе и находила в них одобрение, а иной раз строгость, как будто мне надо что-то самой исправить. Всякий раз, покидая Мин-Воды, на высоком участке дороги, ведущей в Кисловодск, я оборачивалась назад, взгляд ловил сияние креста на храме, а в душе моей  селилась благодать и покой, необыкновенное желание жить светло и чисто! Старшей родни у меня уже нет. При жизни Папа был моим главным наставником. Я и сейчас прихожу к его советам-наставлениям. А теперь и Батюшка Феодосий влияет на мои суждения. Как будто он мой родной Дедушка. В душе моей все время как бы горит лампада, свет её показывает ту дорогу, которую предстоит пройти, пройти без ошибок, пройти праведно. Иногда так получается, как будто Божественная Благодать простирается надо мной! Слава Тебе, Господи!

Не могу говорить о степени моей воцерквленности. Я думаю, что это очень интимное чувство, это нельзя выставлять напоказ. Это моя глубокая тайна известная только Богу.

Думаю, что мир устроен очень рационально. Но что толкает простых людей, важных политиков, толстосумов пренебрегать теми заповедями, которые так очевидно держали бы Божий порядок в мире?!  Божественный свет не касается их душ?!


Рецензии
Очень хорошо вы написали. Спасибо.
Читая, я вспоминал, как был на могиле св. Феодоссия с пригласившим меня Олегом Георгиевичем Соловьевым...

Илья Миклашевский   28.04.2019 13:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.