Основополагающие установки для начинающих писателе

Основополагающие установки для начинающих писателей


Вступительная часть

Наше настоящее значительно отличается от нашего давнего прошлого. Конечно же, и в писательском деле за несколько веков накопились отличия, которые в нашем, XXI-ом веке, сильно усложнили процессы овладения писательским ремеслом на профессиональном уровне.

Раньше писательский успех опирался на писательский талант. Сейчас несколько иначе. Довольно часто успешные писатели, не слишком одарённые, продуктивно пишут сериалы востребованных книг благодаря набору специальных навыков и приёмов. Да, этот набор надо уметь набрать. Вернее, уметь выбрать то, что подходит именно этому писателю. Писатели — народ разный. Кто-то нуждается в суровой критике. Кто-то даже от простенького критического замечания сохнет и чахнет, как нежная роза без полива. А кому-то вообще всё по-барабану.

Нет никакого секрета в том, что для писателя требуются специальные психологические установки. Без них уже невозможно конкурировать с бесконтрольным потоком далёких от литературы текстов разных жанров, засоряющих мозг читателей и блокирующих доступ этим читателям к настоящей, художественной литературе. Происходит что-то типа того, когда поддельные, некачественные товары вытесняют настоящие, качественные.

Молодые, начинающие писатели в подобной обстановке произносит вслух или про себя установочную фразу: "Хочу знать, как правильно писать нетленки и шедевры". Очень неудачная, плохая фраза.

По аналогии хочу напомнить старые исторические факты. Когда-то, — после свержения самодержавия, — Александр Керенский, Председатель Временного правительства; потом, великий Ленин; за ним отец всех народов, Сталин; после него — гроза колхозных полей и огородов, Никита Хрущёв, — и так далее, — хотели управлять страной из разных народов так, чтобы не было мучительно больно этим народам, когда их поведут (шапки наголо, руки за спину) к счастливой жизни. Всенародного счастья не получилось. Почему? Потому, что никто не знал, — и до сих пор не знает никто, — как управлять многоликой страной, чтобы достигнуть всеобщего благоденствия.

В литературе то же самое. Никто не знает, как управлять собственными мозгами, чтобы они безоткатно выстреливали чувства, мысли и глубокую философию для бессмертных произведений со счастливым финалом, или, в крайнем случае, с финалом, не противоречащим логике сюжета.

Великое дело — знать как. Но. Всё, что действительно может нового узнать писатель, это способ изготовления отмычек для потаённых дверей-сокровищниц, за которыми прячутся его врождённые способности, которыми он может воспользоваться с большой выгодой для себя.

По сути, все методики и приёмы, предлагаемые для ускорения писательской производительности, помогают работать тем механизмам, которые работают уже сами по себе, — часто безалаберно, бессистемно и безконтрольно.

Поэтому, писателям часто рекомендуют писать план к своему будущему произведению. И, уже листая странички этого плана, писатель окучивает набросок главного сюжета, приделывает новые веточки к отрывочным замыслам, навешивает на них сюжетные украшения и коллизии, и, как следствие, он получает что-то цельное. Не исключено, что задуманный первоначальный план произведения будет полностью переделан и в итоге родится что-то другое.

Вступительная часть закончена.


Основная часть

Что такое Установка?

Понятие это многогранное. Установка может быть и социальной, и политической, и профессиональной; может разделяться на виды и подвиды. Применительно к нашей теме  под Установкой понимают осознанную ориентацию человека на те ценности и качества, которые помогут ему овладеть писательским мастерством. Причём, любая Установка создаётся на принципах самовнушения: "Мне это нужно и я буду это делать".

Конечно же, выработать в себе определённые установки потребуют от человека проявления и воли, и терпения, и настойчивости. В этом нет никакой новизны. Всё, как обычно. Если хочешь чего-то достичь, надо сильно этого хотеть и настойчиво делать то, чего сильно хочешь.

Всесведущий интернет предлагает писателям множество советов и методик, что и как написать. За этой ширмой обучающих методик и статей прячется одна теневая проблема: как грамотно и безошибочно найти себя в писательском деле, и как выбрать своё, именно своё направление в литературном творчестве?

Предлагаю один из подходов в последовательности установок для тех, кто ищет себя в самом себе. Подход излагается в трёх пунктах.
 
Пункт 1.
Прежде, чем выработать для себя рабочую установку, ответьте на простой вопрос: "Что любите вы, как писатель, сочинять и творить в своём воображении, и воплощать в тексты?".

Вопрос не такой уж и простой. Всё, что касается любви, всегда несёт в себе и создаёт серьёзные проблемы: "Там, где любовь, там всегда проливается кровь...".

К тому же, людям, независимо от их профессии и любовных предпочтений очень часто кажется, что они любят именно это и любят на всю жизнь. Поэтому, вам, как писателю, к этому пункту стоит задать себе ещё один дополнительный вопрос: "Я думаю, что люблю писать об этом, — но так ли это?".

И если вы уверены, что определились с любимым жанром, который и будет при сочинительстве даваться вам легко, исторгаться из глубин души и разума, не вызывая творческих застоев (и при этом вы не перепутали свой любимый писательский жанр с тем жанром, который любите читать), тогда можно переходить  к следующим пунктам, заверив и обнадёжив себя установкой: "Да, я могу, день за днём, без страха и упрёка, и без всякой скуки писать на любимую мною тему романы, повести и даже рассказы".

Пункт 2.
Этот пункт начинается с вопроса: "Что делать?".
Для этого нужно определиться, какие книги вы хотели бы написать. Например, десятитомник детективных повестей, или трилогию о приключениях Вити и Маши на Марсе в аномальной зоне, или сборник рассказов под грифом: "Мужчина, бывший в употреблении", и т. д.

Если вы определились, переходим дальше.
Требуется дополнительный подвопрос к вопросу "что делать?". Этот подвопрос звучит более расширенно: "Как делать, и какие использовать методики?".

Во все времена и века писатели пользовались своими, индивидуальными методиками написания произведений. И если у кого-то из современных писателей до сих пор бытует ложное мнение, что только вдохновение и порхание вокруг головы одной из девяти муз определяет успех писательского процесса, то сразу вношу поправку. Муза приходит к тем, кто уже подготовил себя к её приходу.

К примеру, Виктор Гюго, прежде чем приступить к написанию романа "Собор Парижской богоматери" несколько лет вёл подготовительную работу, ещё не зная, что и как будет писать. Он прогуливался один, но чаще с друзьями, по старым улочкам Парижа. Долго, часами обозревал готическую архитектурную символику старинного, порядком разрушенного Нотр-Дама, его статуи святых и королей, залы под высокими арками-сводами. Неоднократно обходил часовни, башни, все проходы и закоулки собора. Изучал исторические документы и книги по истории Парижа, и др. По сути, Виктор Гюго на несколько лет стал учёным-историком.

Первая попытка написать роман в рамках договора с издателем окончилась неудачно. Роман не был написан. Прижатый жёсткими условиями второго договора, грозящего жуткими неустойками, В. Гюго, подавленный, расстроенный, неуверенный в себе, сел за написание своего будущего романа "Notre-Dame de Paris". И с первых же написанных глав произошло чудо. Муза не покидала писателя. Полгода, запираясь в своём кабинете, он сожительствовал с ней, исписав большую бутылку чернил. Первый план написания любовно-исторического романа был отвергнут. В его новом варианте переплелись динамичное приключение и любовная драма. Это было удивительное, необычное произведение для своего времени, покорившее умы читателей. И далеко не одна читательская душа уронила слезу на скорбную страницу романа, описавшей, как уродливый горбун Квазимодо взглянул на мёртвое тело отца Клода, на повешенную Эсмеральду и произнёс полные трагизма слова: "Это всё, что я любил!".

Написанный Виктором Гюго роман, вышедший в 1831 году и полюбившийся всей Франции, спас потрёпанный временем, войнами и Великой французской революцией Нотр-Дам от окончательного разрушения. Примерно через десять лет после выхода романа было принято решение о реставрации старого собора. Сейчас, сияющий великолепием, красотой и роскошью внутренних залов и помещений, Нотр-Дам такой же символ Франции, как и Эйфелева башня.

Сам роман "Нотр-Дам де Пари" по-прежнему живёт в разных киносериалах, театральных постановках, операх, балетах и даже в мюзиклах студенческих театров.

Этот пример из литературного прошлого подсказывает универсальную установку всем писателям мира: "Пусть и моё сочинение, как "Нотр-Дам де Пари" оставит след в литературе, истории и в сердцах людей". В крайнем случае используйте упрощённый вариант: "Пусть герои моей книги ищут волшебный Золотой Ключик для всех читателей, — и для меня".

Пункт 3.
Мы по-прежнему исходим из того, что вы — писатель. Психологическая установка, о которой будем говорить, вам покажется странной. Но смысл её очень простой. Вы, как писатель, не должны думать о деньгах, когда пишете.

Деньги потенциально содержатся в ваших будущих сочинениях. Казалось бы, нет ничего страшного думать о них, когда перед глазами выпечатываются строчка за строчкой ваши творческие мысли, действия и поступки героев, вырисовывается ковровая дорожка, ведущая на подиум известности, славы и престижных наград. Казалось бы. Но... Ничто так не разрушает путь к писательскому успеху, как мечты об этом успехе. Судьба не даст вам награду за мечту. Она даст её за ваш писательский труд. Отсюда и волевая установка писателя: "Когда я пишу, окружающий мир, его проблемы и  запросы для меня не существуют, я — в другом мире".

Самое поразительное, что для писателя лучший мир — его детство. В общем-то, любой писатель не раз слышал призывной лозунг: "Не бойтесь впадать в детство!". В этом призыве большой смысл. Чувство детства порождает многие ощущения и настроения: детские любопытство, упрямство, желание "Хочу всё знать!", переживание ужаса от детских страшилок; наконец, детскую радость от всего нового, что приходит на ум или уже сложилось и получилось. Почаще вспоминайте детство. За ваши личные, тайные воспоминания никто в соцсетях вас не высмеет и карикатуру не нарисует. А ваши писательские сочинения, пропитанные детскими радостью, ужасом и восприятием мира, с одинаковым интересом будут читать как дети, так и взрослые. До сих пор именно так читают сказочную повесть немецкого писателя Джеймса Крюса "Тим Талер, или Проданный смех".

Заключительная часть

По данной теме сказано всё, но далеко не всё. Слишком много разных вариаций по вопросам установок. На мой взгляд, активный писатель (в отличие от пассивного) всегда определит для себя нужную комбинацию установочных формул, и всегда подберёт необходимый набор приёмов и методик, с которыми будет жить в ладу и с хорошей производительностью. Спасибо интернету, выбирать есть из чего.

Благодарю за внимание. Всего доброго и до следующих тем.

28 января, 2019 г.
В. Сандовский

***   ***   ***


Рецензии