Владимир мысин прощение
П Р О Щ Е Н И Е
Я всем прощение дарую
И в Воскресение Христа
Меня предавших, в лоб целую,
А не предавшего – в уста.
(Анна Ахматова)
В этой главе я хочу обратить наше внимание на свойство души, которое занимает особое место среди всех духовных качеств человека. Называется оно прощение. В силу ограниченности места и времени, мы поговорим о прощении, с точки зрения щита веры, ибо тема прощения – это обширная, многогранная тема и чтобы раскрыть ее во всей мыслимой полноте, необходимо посвятить ей отдельную книгу.
Почему людям так трудно прощать? Ведь для того, чтобы простить, не надо делать что-то трудное и тяжелое, не надо тратить финансы или ехать за тридевять земель, для этого не надо тренироваться в спорт-клубе или учиться в университете... Почему же прощение бывает таким трудным делом? Мы видим, что даже малые дети очень неохотно прощают и с большим желанием воздают своему обидчику «зуб за зуб», нежели прощают обиду. Конечно, дети помнят обиды недолго и в этом их прелесть и пример, но где проходит та грань, за которой утихают волны ожесточения и обиды и начинается тихая гавань прощения и мира?
Огромное значение придают прощению Священные Писания, потому что акт прощения – непрощения простирается в духовные сферы бытия, линия фронта которого проходит через наши души и это одно из самых трудных направлений, на котором постоянно происходят конфликты. Прощение – непрощение, как граница, разделяет нашу душу на две зоны и некто, кто командует невидимым парадом в душе, становится перед необходимостью перешагивать эту черту, иногда по нескольку раз в день. Факт, что против вас согрешили, сделали что-то плохое, обидели и т.п., это попытка диавола втянуть вас в свою игру. Это значит, что ваша душа зашла в полосу негативных сумерек зла и вам предстоит сделать выбор: или простить и, перешагнув черту прощения, выйти из зоны искушения в позитивную зону мира и света неповрежденным, или не простить и, оставаясь там, пытаться решать проблемы другим путем. (Доказывать свою правоту и несогласие словами или физической силой, заявить в полицию, подать на обидчика в суд и т.д.) Как правило, это как раз то, чего добивается враг душ человеческих, ибо в таких случаях ему легко подливать масла в огонь и он большой мастер делать такие дела.
Искушение – это стремление диавола вовлечь вас в цепочку нового зла, которая может начаться в каких-то посторонних людях и затем, как эстафета, передаваться от одного человека другому. Если мы не прощаем, мы принимаем эстафету зла и если еще пытаемся воздать своему обидчику по заслугам, этим мы передаем эстафету зла дальше. Но если вы смогли прощением остановить дошедшее до вас зло, чтобы оно не отразилось в вас, это признак того, что вы настоящий боец в армии Иисуса, который знает законы духовной брани и умеет побеждать. Настоящее прощение трудно достичь без любви к людям, как к творению Божию. Любовь перебрасывает мост через человеческое Я и прощает.
Прощение – это щит христианина в духовной борьбе. Христианин, который научился владеть этим щитом, умеет разглядеть в искушениях зла не плоть и кровь, через которые диавол воплощает проблемы, а руку сатанинскую. Каждый христианин должен знать, что прощением он останавливает цепную реакцию зла.
В прощении мы исполняем заповедь: «Не судите, да не судимы будете» Матф.7:1. Этой заповедью Господь учит нас не судить, ибо суд ни при каких обстоятельствах Господь не доверяет людям. Как пишет Апостол Павел: «Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь» 1Кор.4:5. Важнейшей истиной прощения в таких обстоятельствах является, что прощая людям их согрешения, мы не судим их сами, но отдаем суд в руки Господа и, таким образом, не препятствуем своим осуждением Господу проявить к ним Свою милость и спасти.
Представьте себе, что вы не простили какому-то человеку его согрешения против вас и этот грех остался лежать на совести того человека непрощенным до самой смерти. Когда этот человек придет в вечность, непрощенное вами согрешение тоже придет туда в багаже дел и может стать причиной его осуждения. Поэтому, если кто-то против вас согрешил или обидел, то учитесь прощать его как можно скорее. Пусть вашим ответом и молитвой в искушениях будет: «Господи, я прощаю этому человеку и если Ты найдешь возможность помиловать его, я буду очень рад видеть его в вечности спасенным...» Прощая людям согрешения, мы становимся соработниками у Бога в деле спасения душ и ни для кого не будем служить препятствием на пути к вечности.
Слова Иисуса Христа, сказанные Им в великой Нагорной Проповеди, открывают нам еще одну важную сторону прощения. Прощение – это есть заповедь с обетованием, которая имеет далеко идущие последствия для нас самих. «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» Матф.6:14-15.
Люди часто просят в молитвах, чтобы Бог простил им грехи и проступки. В Нагорной Проповеди находится пример молитвы, в которой мы видим, что в прощении Бог заложил закон отражения: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» Матф.6:12. (В народе называют ее «Молитвой Господней».) Таким образом, в прощении мы находим закон: «Прощая тем, которые грешат против нас, мы открываем дверь Божьего прощения для себя». Этими словами Писание говорит, что Бог может прощать наши грехи, вознаграждая за то, что мы прощаем другим. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» Мар.11:25-26.
Итак: тому, кто имеет привычку прощать своему ближнему, Бог имеет привычку прощать и его согрешения. В этом есть чрезвычайная важность закона прощения для будущего века и хорошие шансы на Страшном Суде получить амнистию.
В прощении Христос открывает нам картину духовной причинно-следственной взаимосвязи, благодаря которой мы видим, что прощение имеет большое значение в невидимых духовных сферах жизни. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» Матф.5:23-24.
Очевидно, что факт допущенной несправедливости может быть серьезной проблемой для полноценной духовной жизни и служить препятствием нашим жертвам и молитвам. Поэтому Христос учит нас любой ценой сохранять мир и не оставлять без внимания любое проявление обиды, тяжбы, непонимания, но стремиться к миру и прощению, даже если ради этого нам придется смириться, остаться обиженным, потерпеть убытки, гонения и т.п. «Мирись с соперником своим... Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду... Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два...» И в заключении Христос говорит, что это путь к совершенству, так мы становимся детьми Отца Небесного. (Матф.5-7гл.)
Мы рассуждали о том, что прощать бывает очень трудно, но еще труднее бывает просить прощение. Попробуйте вспомнить в своей жизни случаи, когда вам надо было просить прощение. Ведь сам по себе этот процесс несложный, сказать языком несколько слов и все, ну что тут особенного? Но на деле это оказывается гораздо сложнее. Нас вдруг как подменяют. Куда девалось наше былое красноречие? Где пыл сердца? Душа наполняется какой-то необъяснимой тяжестью, язык становится тяжелым, как свинец, нас бросает то в жар, то в холод... И это из-за одного только слова? Есть люди, которые предпочитают умереть, чем попросить прощения.
Все дело в том, что прощение, проявляясь в материально-физической плоти, уходит своими корнями в духовные сферы бытия. Когда человек решается просить прощение, это производит большой резонанс в духовном мире, этим и объясняется то необъяснимое состояние тяжести, явно не физического происхождения. Физическому телу не трудно сказать слово «прости». Это всего одно слово. За день мы говорим тысячи слов и не устаем. Но здесь, внутри себя, мы начинаем ощущать, как против этого слова восстает что-то, ранее незаметно и тихо сидевшее в разных уголках нашей души. Как только мы становимся перед необходимостью сказать «прости», все это «богатство» выползает из всех углов и дает о себе знать.
Очевидно, что факт признания вины имеет большое значение в духовных сферах и содержит в себе очистительную силу. Этим и объясняется, что человеку так трудно сказать это магическое слово «прости», ибо все силы ада восстают и пытаются удержать его от этого действия и, таким образом, прежде, чем сказать это слово, человеку надо наступить на целую связку сопротивляющихся плодов плоти: обиду, самолюбие, ожесточение, гордость и т.п., которые требуют и настаивают, что прощать нельзя.
Говоря «прости», человек официально признает свою вину. Это очень важно. В окружающем нас мире люди очень неохотно признают свою вину. В судебных разбирательствах следственным и судебным органам приходится тратить массу времени, сил и средств, чтобы доказать вину виноватого. (Хотя, порою, там доказывают и вину невиноватого, но об этом поговорим в другой раз). Поэтому, если кто-либо у вас просит прощения, помните, что прежде, чем человек решился сказать вам это слово, в его душе произошла немалая борьба, из которой он вышел победителем, и теперь настала ваша очередь в этой борьбе. Не откажите ему в прощении и диавол будет побежден.
Высшей степенью прощения является милость. Милость – это мост над пропастью суда и закона. Когда все законные причины, необходимые для прощения, иссякают, единственный путь получить прощение – это быть помилованным. Милость – это когда прощение, оставляя внизу суд и закон, протягивает через пропасть осуждения руку спасения. Так говорит Писание: «Милость превозносится над судом» Иак.2:13.
Порою осужденных преступников приговаривают к смертной казни, это значит, что вина их настолько тяжела, что суд, согласно закона, вынужден применить к ним высшую меру наказания. У таких преступников нет шансов получить избавление от смерти по закону и тогда подается прошение о помиловании.
История сохранила память об одном событии, случившимся во время правления императора Наполеона, которое является хорошей иллюстрацией милости.
«Один из генералов армии Наполеона совершил тяжкий проступок и по законам военного времени был приговорен к смертной казни. Несколько высших офицеров, приближенные к императору, пытались ходатайствовать о прощении, напоминая Наполеону о былых заслугах генерала, но император был неумолим. – Вина его слишком велика, – отвечал им Наполеон, – он не заслуживает прощения.
Каким-то чудом мать генерала сумела добиться аудиенции у императора и со слезами на глазах стала просить Наполена помиловать ее сына. Выслушав ее, Наполеон ответил:
- Сударыня, мне очень жаль, но ваш сын не заслуживает прощения и должен умереть.
- Милостивый государь, – возразила мать, – я не прошу для него прощения, мой сын может быть действительно не заслуживает прощения, но я пришла просить для него милости. Милости не заслуживают, милостью милуют.
Император был глубоко тронут этой истиной и помиловал генерала. Его друзья были очень рады этому решению и спросили Наполеона: – Ваша светлость, несколько раз мы просили вас отменить казнь генерала и вы нам отказали, но как его мать сумела вас убедить?
Наполеон ответил: – Вы просили меня простить генерала, а его мать просила помиловать и я не мог ей отказать».
В случае с Наполеоном мудрая мать убедила императора оказать милость, но милость Божия – это еще более глубокая милость. Милость Бога – это милосердие, это милость, исходящая из сердца. Это то, что Богу не надо подсказывать, как Наполеону, ибо милость живет в Его сердце, потому что Он Тот, Кто дал начало милосердию. Он есть Отец милосердия. Грешное человечество не заслуживало прощения, но милость Божия спасла нас от вечного осуждения. Там, где рукописания суда и закона осуждали грешника на смерть, Бог, любя человека, нашел выход из этой ситуации, став Отцом Милосердия. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения» 2Кор.1:3.
«Но Ты Бог, любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый...» Неем.9:17. Какого чудесного Отца мы имеем с вами, друзья мои, на небесах, Он любит прощать и миловать.
Прощение– это духовный нейтрализатор и оно всегда должно быть рядом с терпением. Однажды Петр, подойдя к Господу, спросил Его: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи», но семижды семидесяти раз» Матф.18:21-22.
Представим себе, что наш ближний в каком-то дне согрешил против нас семь раз и мы семь раз терпением угасили обиду. Поневоле, к концу дня в нашей душе будет накапливаться негативное напряжение. Здесь прощение оказывает нам неоценимую услугу, ибо, как только мы угашаем терпением огненную стрелу искушения, нам следует прощать своего ближнего и, таким образом, мы освобождаемся, ибо прощение нейтрализует все последствия искушения. Поэтому, терпение и прощение должны идти рядом друг с другом, как две рельсы железной дороги. Терпение угашает стрелы искушений, а прощение освобождает наши души от их последствий и как духовный антибиотик, нейтрализуя яд обид, оскорблений, зависти, ропота и т.п.
Более того, прощение – это оружие христианина. Христос постоянно имел его при Себе и многократно разрушал этим оружием твердыни сатанинские. Вспомним, с какой готовностью Он прощал людям грехи. Множество больных вместе с исцелением получали прощение. Женщину, взятую в прелюбодеянии, Христос спас от неминуемой гибели и после того, как разошлись ее обвинители, Он сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» Иоан.8:2-11.
Христос не забыл об этом оружии, даже будучи распятым на кресте Голгофы. Окруженный озверевшей от крови и агонии смертных воплей толпой, в страшных муках, Он, среди криков и брани, хулений и насмешек, нашел в Себе силы сказать: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» Лук.23:34.
Евангелисты Марк и Матфей, описывая Голгофские события, говорят, что оба разбойника злословили Иисуса вместе с толпой. Евангелист Лука пишет, что один из разбойников злословил Иисуса, а другой унимал своего несчастного товарища. Что это? Еще одно противоречие в Писании? Нет. Это значит – на Голгофе что-то произошло. Я глубоко верю, что слова Христа: «Отче! Прости им...» перевернули сердце одного разбойника и он, вдруг, увидел в Нем Сына Божия. Перестав злословить Иисуса, разбойник произнес свою первую и последнюю молитву в жизни: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Лук.23:39-43.
Я верю, что стоявший рядом сотник, услышав эти слова, понял, что это не человек и засвидетельствовал: «Истинно, Человек Сей был Сын Божий» Марк.15:39.
Я верю, что слова эти услышали люди, которые сошлись посмотреть кровавое зрелище и возвращались в город, бия себя в грудь, сокрушаясь о соделанном. Лук.23:48.
Прощение имеет силу угашать зло, которое, дойдя до христианина, не отражается в нем новым злом, но угашается прощением и, таким образом, козни диавольские рассыпаются как карточные домики. Апостол Павел пишет Коринфской церкви о прощении и прямо указывает на то, что благодаря прощению нейтрализуется ущерб, который был запланирован сатаной. «А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана; ибо нам не безъизвестны его умыслы» 2Кор.2:10-11.
Евангелист Лука приводит фрагмент разговора Иисуса Христа в доме одного фарисея, в котором Господь приводит формулу духовного взаимодействия прощения и любви: «Кому мало прощается, тот мало любит». Следовательно, мы можем сделать вывод, что кому много прощается, тот много любит, а кто много любит, тому много прощается. Христос сказал о той грешной женщине: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» Лук.7:47.
Из этой формулы мы видим, что прощение приготавливает почву, на которой зарождается любовь и открывается дверь для Духа Божия. Если какой-либо человек согрешил против нас и мы его простили, тогда он вместе с прощением получает в свое сердце духовный десант в виде любви и через этот плацдарм Дух Божий начинает в нем Свою работу. Поэтому, прощение должно быть нормой жизни всякого христианина, ибо это залог того, что в наших семьях, в наших церквах диаволу трудно будет сотворить какое-нибудь зло, потому что его козни обеззараживаются прощением. Прощение – это духовный пенициллин, к которому у зла никогда не будет иммунитета. «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» Кол.3:12-13.
Однажды наш десятилетний сын, уходя в школу, в дверях помолился такой молитвой: «Господи, дай чтобы никто ко мне не лез в школе и я ни к кому не лез...»
Очень честная молитва. Правда нашей жизни такова, что нам не только приходится прощать кого-то, но порою и самим просить прощение. Поэтому, в контексте нашей темы я хочу обратить внимание на еще один очень важный момент, но перед этим задать вопрос: за что мы просим прощение? Конечно, за грех. За доброе дело прощение просить не надо. Это понятно.
Но я хочу сказать вот что. Как-то незметно, исподволь, в современных церквах упростилось отношение ко греху и к прощению. Оно стало каким-то легким и панибратским. Человек, приходя в церковь, часто слышит: «Да ты только скажи «Господи прости» и все, Он сразу и простит». Эта легкость в отношении прощения незаметно упростила наше отношение ко греху. Может быть, поэтому люди сегодня легко идут на грех, а в конце дня, за ужином, скоренько так говорят «Господи прости» и продолжают заниматься своими делами.
Многим людям до сих пор Бог представляется таким, как Его рисовали атеисты в карикатурах. Стоит на облачке старенький безобидный дедушка с большой лысиной на голове, с круглой бородой, с добрыми глазами и в белом халатике на босу ногу. Представляя себе такого Бога, у людей складывается к Нему соответственное отношение, которое накладывает свой отпечаток на отношение ко греху и прощению. Создается впечатление, что многие люди сегодня воспринимают прощение, как само собой разумеющееся: а если и согрешу, то не беда, скажу только «Господи прости» и все, Бог, в виде «старого доброго дедушки», подойдет, похлопает по плечу и скажет: «Да ладно, пустяки, бывает, хе-хе-хе, ты не расстраивайся, это ничего, все будет хорошо...»
Такое отношение ко греху делает человека беззаботным и небрежным. Люди перестали бояться грешить. – Да чего тут сильно терзаться, сегодня у нас благодать, скажу «Господи прости» и опять буду чистенький, грехи так и полетят с меня во все стороны, как вода от намокшей собаки. В таком беззаботном настроении человек легко идет на новые и новые согрешения...
Но на самом деле, не все так просто, как это кажется. Процесс прощения остается неизменным во все века. Апостол Павел пишет: «Без пролития крови не бывает прощения» Евр.9:22. Чтобы победить грех, Христу надо было взойти на крест и пригвоздить наши грехи ко древу. Когда мы пришли к Господу с покаянием, Отец Небесный простил нас, ибо мы просили Его простить наши грехи во имя пролитой Крови Его Единородного Сына.
Как Бог прощал наши грехи? Как происходил этот процесс? Может быть нам кажется, что Бог делал это легко и автоматически, услышав только слово «прости», Он махнул рукой и простил? Нет, друзья мои. Услышав молитву покаяния, Бог обращает Свои глаза на Голгофу и, увидев там пригвожденного ко кресту, истекающего Кровью Своего Сына, тогда только, ради Его жертвы, Бог прощает наши грехи. Каждый новый грех, за который мы просим прощение, должен пройти такую же процедуру, как и прощение наших прежних грехов. Всякий раз, когда мы, согрешая, говорим Господу «прости», мы опять просим Отца Небесного обращать Свой взор на Голгофу. Вновь и вновь Ему приходится видеть стекающую со креста Кровь Своего Сына, Его смертные муки и только таким образом грех совершенно исчезает из Вселенной.
Писание говорит: «В Котором (Христе) мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» Еф.1:7.
«Он (Христос) есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» 1Иоан.2:2.
«Но Бог Свою любивь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» Рим.5:8-9.
Здесь я хочу подчеркнуть одну деталь, которую очень важно помнить: Бог не просто прощает нам наши грехи, Он оправдывает нас. Оправдание – это полное снятие вины, которое снимает с человека все подозрения и возвращает подсудимому все права в обществе и публично объявляется, что этот человек оправдан.
Если мы говорим только о прощении, в таком случае за человеком признается вина. Эта вина, в силу каких-либо обстоятельств, ему прощается и он освобождается от наказания. Таким образом в прощении остается возможность упрека в адрес прощенного, за его прощенные преступления, ибо они действительно имели место. Оправдание же уничтожает вину и человек освобождается от нее полностью и навсегда. Уже никто и никогда не имеет права упрекать оправданного человека в прошлых преступлениях, ибо он оправдан.
Так любит нас Бог. Так прощает Бог. Такова сила пролитой Крови. Он позаботился даже о том, чтобы на веки вечные никто во всей Вселенной уже не смог сказать нам укоризненного слова за наши прежние грехи, ибо Бог простил нас и оправдал, как пишет Апостол Павел: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их». Рим.8:33. Мы будем смело смотреть в глаза всех небожителей и всей Вселенной и еще больше будем любить своего Спасителя и Бога, потому что: «Господь – оправдание наше» Иер.33:16.
Прощение и оправдание – это две параллели, которые подобно двум перилам оберегают нас на мосту «Милости Божией», перекинутого через бездонную пропасть осуждения и погибели. «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» Рим.3:24-25.
Да сохранит нас Бог от того, чтобы делать сознательные грехи, ибо цена нашего искупления, прощения и оправдания весьма велика.
Почему Бог должен прощать наши грехи? Как долго Бог будет делать это? Будет ли Бог это делать всегда, сколько бы мы не грешили? Те, которые легкомысленно думают, что время благодати – это время «греши – не хочу», жестоко заблуждаются и играют с огнем. Бог говорит таковым: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками...» Быт.6:3. Для таких людей есть реальная опасность, что может уже не быть для них жертвы за грех. Апостол Павел пишет в Послании к Евреям очень серьезное предупреждение всем любителям позабавляться с грехом.
«Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» Евр.10:26-29. Да сохранит нас Бог от этого.
Через это место Писания мы имеем очень серьезное предупреждения всем, кто поверхностно понимает реальную опасность быть осужденным. С другой стороны, следует отметить, что суд и конечный результат находятся в руках Бога и я не хочу, чтобы эти слова посадили кого-нибудь в клетку уныния. Милосердие и любовь Божия весьма велики, но не следует искушать Господа новыми грехами. Лучше быть мертвыми для греха и живыми для Бога и добрых дел. Поэтому Священные Писания много много раз запрещают, призывают, умоляют человеков остерегаться греха.
В Послании к Римлянам мы читаем: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» Рим.6:11. На первый взгляд кажется, что этот стих несколько противоречит призванию христианина бороться со злом и грехом и поэтому я хочу чуть подробнее остановиться на этой важной истине.
Христианин призван побеждать зло в этом мире, но в чем заключается победа? Во-первых, это наши добрые дела, которые мы делаем даже тем, которые делают нам злые дела. Это наши добрые слова даже тем, кто злословит нас. Дети Божии – это дети правды. Даже тем, что мы говорим правду, учим о правде и живем по правде, мы становимся серьезным препятствием на путях греха, но когда грех подходит к христианину, мы должны быть мертвыми для греха.
Представьте себе мертвого человека. Как бы вы ни оскорбляли его, чтобы вы ни говорили ему, чем бы ни соблазняли, от мертвого человека вы не дождетесь ответа. Так подобно должно быть отношение христианина к греху. Когда грех подходит к христианину, он мертв для греха. Никакие угрозы, оскорбления, обещания, перспективы, соблазны, никакой «здравый смысл» с необходимостью согрешить не находит никакой реакции в душе человека Божия. Он мертв для обид, он мертв для оскорблений, он мертв для зависти, для ропота, он мертв для греха.
Быть мертвым для греха – это необходимое состояние для зрелого христианина и служителя. Это признак того, что в душе этого человека Дух Святой имеет постоянную обитель и никакие приманки греха не могут поколебать его. «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но предоставьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» Рим.6:12-13.
У некоторых христиан есть опасная привычка. Они пробуют подойти ко греху как можно ближе, стать на самом краю, у самой черты, лишь бы только не обжечься грехом. Это плохая привычка рано или поздно закончится падением. Некто хорошо сказал: «Если ты не собираешься торговать с диаволом, не заходи к нему в магазин».
Мы не должны недооценивать силу греха, ибо грех коварен, у него есть сила, но мы можем и должны контролировать ситуацию. Мы читаем в Книге Бытие, как Бог говорил об этом Каину: «..а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» Быт.4:7. Из этих слов мы видим, что грех не просто лежит у дверей, как дворняжка и, высунув язык, добродушно виляет хвостом, но он влечет человека к себе. Я думаю, что каждый человек может вспомнить, как влекла его к себе эта сила. Поэтому, чем больше мы будем разглядывать его, спорить и доказывать, аргументировать с грехом, тем хуже для нас. Лучшее, что мы можем сделать, это быть мертвым для греха. Это будет нашим надежным щитом в искушениях.
Когда я заканчивал писать главу о прощении, в нашей семье произошел случай, благодаря которому мы могли на практике применить силу закона прощения.
Случилось это на второй день Нового 2004 Года. Первый день года прошел просто замечательно. В два часа дня наш хор провел первое новогоднее служение. После собрания несколько пар поехали к Володе и Юле Копейка для продолжения праздника и провели вместе прекрасный вечер. Пели, рассуждали о местах Писания, вспоминали «дела минувших дней» и уже около полуночи воротились домой. Спали мы как убитые, поскольку в новогоднюю ночь, как и все нормальные люди, мы бодрствовали почти до утра и, таким образом, наверстывали упущенное. Наутро, мы, к своему большому огорчению, обнаружили, что этой ночью у нас украли... ангела!
Мысленно вижу, как у читателя недоуменно поднимаются брови и поэтому спешу пояснить. В прошедшем году мы проделали большую работу по облагораживанию нашего двора со стороны дороги. Разбили новые клумбы, поменяли траву, сделали дорожки, поставили беседку, две садовые скамейки в старинном стиле, а по обеим сторонам беседки, в середине цветочных клумб, мы установили две статуи ангелов. Ростом ангелы были около семидесяти сантиметров. Чисто белого цвета, с молитвенно сложенными впереди себя ладонями, со всех сторон окруженные цветами, ангелы изумительно украшали наш двор.
Проект этот носил кодовое название «Едемский Сад». Когда друзья и близкие спрашивали, почему мы его так назвали, я отвечал, что решил воплотить в свет одну старую пословицу: «Если хочешь, чтобы твоя жена была ангелом, сделай ей райскую жизнь». Ответ этот удовлетворял всех и, в подтверждение этой истины, у нас на самом виду красовались два ангела.
И вот, утром, второго января, выйдя во двор, мы обнаружили, что одного ангела у нас похитили. В сердце стал заползать знакомый холодок досады и негодования. С языка уже готовы были сорваться гневные слова и «пожелания», которые обычно говорят люди в таких случаях. Но здесь я вспомнил о законе прощения и говорю:
- Люба, ты видишь, что потерю эту мы уже не вернем, хоть злись, хоть плачь, от этого только нам будет хуже. В самом начале года испортим себе настроение, нервы, давление и т.п. Я думаю, что это и была цель диавола, который возбудил какого-то негодного человека украсть у нас ангела и через эту потерю нарушить наш душевный мир, чтобы мы свой год начали с огорчений и проклятий. Давай сделаем иначе. Мы не дадим сатане никакого шанса порадоваться, но из этого ничтожного извлечем драгоценное. С этого дня мы будем молиться за этого человека, за его семью, благословлять его именем Господа и просить для него покаяния. Может быть, за этого человека еще никто никогда не молился и это будет нашим ответом диаволу на его искушение.
Люба охотно согласилась и мы прямо во дворе совершили за него свою первую молитву. Мы сказали Господу, что прощаем этого человека и просили, чтобы Бог благословил его и его семью покаянием и познанием истины, чтобы Господь благословил их материально, в чем они нуждаются, чтобы он навсегда оставил пути греха и стал служить Богу. Так мы молимся за него теперь каждый день.
Хочу сказать честно, я делаю это впервые в жизни, хотя в церковь хожу уже несколько десятков лет. И вот, несмотря на весь свой духовный стаж, я обнаружил, что начать молиться такой молитвой мне было нелегко. Надо было приложить усилие, чтобы терпением угасить неприязнь и обиду к этому человеку и простить. Надо было реально отречься от себя и выяснилось, что это не так-то просто. Каждое слово благословения в адрес нашего обидчика давалось усилием воли. В то же время слова негодования и досады готовы были литься бурным потоком и это было бы справедливым, ведь он и в самом деле их заслуживал, но мы стали благословлять своего врага.
И вы знаете, чудо совершилось. Чувство негодования уступило место прощению и мир Божий вознаградил наши души. От обиды не осталось и следа, и наши молитвы за эту семью крепли день ото дня. Драгоценное чувство правоты и Божьего одобрения, преисполнило нас чистой первозданной радостью небесного Едема и сознанием того, что мы победили и исполнили волю Божию.
Я много раз читал и слышал слова Писания: «Молитесь за врагов ваших... Благословляйте обижающих вас... Благотворите ненавидящих вас...», и вот, благодаря этому случаю, эти места Писания стали живыми. Подобно тому, как безжизненные на вид, во время зимней спячки, стебельки растений покрываются весной чудной зеленью и цветами, так и в наших сердцах эти места Писания заиграли радугой жизни и предстали в новом обличьи. Мы почувствовали, что значит быть участниками духовной брани. Что будет дальше с этим человеком мы не знаем, но знаем, что в наших сердцах враг не сумел одержать победу. Я верю, что молитвы не проходят бесследно и Господь соделает то, что Ему угодно в свое время.
Друзья мои. Попробуйте испытать на практике силу прощения. Не упустите момента, если кто согрешит против вас и простите его от всей души. Это будет реальный шаг к совершенству и вы почувствуете, как благодать Божия теплой волной мира согреет вашу душу непреходящим счастьем, которое вы не сможете купить за все золото мира.
Мы уже много читали и слышали о любви Божией, о Его безграничном милосердии, что Он любит прощать и миловать, что Он долготерпелив и многомилостив и, не желая погубить душу, помышляет даже о том, как спасти и отверженного (2Цар.14:14)..., но пусть это не послужит нам поводом продолжать грешить и тем самым огорчать и причинять страдания нашему любящему Богу, Который ради нас отдал самое дорогое, что у Него было – Своего Единородного Сына. Словами одного христианского псалма Бог сегодня спрашивает нас: «Я все отдал тебе, а чем воздал ты Мне?» Будет ли это справедливо, если мы, в надежде на милосердие и всепрощение Божие, продолжаем произвольно грешить? Да сохранит нас Бог от этого.
Наш Бог достоин того, чтобы мы Его любили всем сердцем, всею душею и всею крепостию своей. Пусть это будет нашей главной заповедью и тогда мы сможем нашим добром, прощением и любовью побеждать в этом мире зло. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» Евр.12:1-3.
Аминь
Свидетельство о публикации №219012900615