Кто больше полная версия

                ВЛАДИМИР МЫСИН
               

                КТО  БОЛЬШЕ
 
                «И был же и спор между ними, кто из               
                них должен почитаться большим»
               
                Луки 22:24.
                часть  1

Проблема, из-за которой возник спор между учениками Иисуса Христа, стара как этот мир. Она издревле была больным вопросом человечества и этот вопрос, как ни один другой, принес неисчислимое количество бед, трагедий и страданий, горя и слез в летопись земли нашей многострадальной.
В любой стране, в любом обществе, где бы то ни было всегда находятся люди, которые страстно желают стать большими.  Мы должны признать, что желание быть большим напрямую сопряженно со славой человеческой, которая, в свою очередь, неминуемо приводит к гордости. Это желание является сильнейшим возбудителем греха в арсенале диавола, ибо не только сама слава человеческая, но и желание достичь ее ослепляет человека, делая его послушным орудием в руках врага.  Некогда сам диавол, обольстившись своей красотой и совершенством, именно через гордость лишился высочайшего положения на небе и был свергнут в пучину ада преисподней.
У пророка Исаии мы находим достаточно подробное описание этого трагического события. «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» Ис.14:11-15.
Еще одно место, характеризующее диавола и причину его падения, записано в Книге пророка Иезекииля. «...ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз, и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул, и изумруд, и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю,...» Иез. 28:12-17.
Первопричиной падения, как мы здесь прочитали, стала необычайная красота бывшего херувима.  Красота стала причиной зарождения гордости.  Гордость, в свою очередь, привела его к желанию стать большим, херувим возмечтал поставить свой престол выше всех звезд Божиих и стать подобным  Всевышнему.  Это желание привело его к беззаконию, а беззаконие привело сатану ко греху и он был низвергнут в глубины ада преисподней.
Таким образом, мы можем проследить краткую схему всех ключевых пунктов падения, некогда самого могущественного херувима вселенной.
Красота – Гордость – Желание стать большим (тщеславие) – Беззаконие (пока замысленное в сердце) – Грех (сделанное беззаконие) – Падение.
Мы видим, что в порочных звеньях этой цепи губительное желание стать большим сыграло немаловажную роль в падении сатаны. Неудивительно, что яд гордости и тщеславия, некогда погубивший славнейшего херувима вселенной, продолжает свое действие среди сынов и дочерей человеческих. 
Первые признаки будущей гордости и тщеславия, которые развиваются в первую очередь из непослушания и эгоизма, мы можем разглядеть еще в детском возрасте, хотя часто принимаем это за обычный детский каприз. Родители в многодетных семьях с удивлением замечают, что порою их дети растут поразительно разными.  Одни дети спокойные, покладистые, уступчивые, а другие бывают их полной противоположностью.  Это уже первые ласточки будущих проблем.
Оглядываясь на историю человечества, мы находим в ней печальные примеры того, как много зла совершали люди, возжелавшие стать большими, идя на поводу у своей гордыни.  На страницах Библии (2-я Царств) записана трагическая история о падении красавца Авессалома, сына знаменитого Израильского царя Давида, которого Давид любил больше своей жизни. 
Когда увлеченный жаждой власти, Авессалом сделал переворот в Иерусалиме, он вынудил своего родного отца бегством спасать свою жизнь. Что же руководило желаниями Авессалома?  Он хотел стать большим.  Любой ценой он хотел стать большим!  Он уже не мог более ждать, когда царство перейдет к нему естественным путем, но ослепленный тщеславием и гордыней, решился даже убить своего отца. 
           Здесь же я хочу обратить внимание на человека, игравшего при дворце Давида весьма значительную роль.  Это царский советник Ахитофел, имевший беспрекословный авторитет и высочайшую мудрость.  Слава о мудрости Ахитофела распространилась по всем пределам Израиля и советы Ахитофела, как свидетельствует нам Библия, оценивались так, как если бы кто спрашивал совета у Бога.  «Советы же Ахитофела, которые он давал, в то время считались, как если бы кто спрашивал наставления у Бога. Таков был всякий совет Ахитофела...» 2-я Цар. 16:23. 
Когда совершился дворцовый переворот и власть в Иерусалиме захватил мятежный Авессалом, то Давид более всего опасался не Авессалома, а советов Ахитофела, который оказался в числе организаторов этого заговора. 
Почему такой мудрый человек как Ахитофел вдруг присоединился к заговорщикам?  Он ведь прекрасно понимал, чем ему грозит участие в таком заговоре и тем не менее он решился стать одним из лидеров этого переворота.  Мы можем предположить, что он был не вполне доволен Давидом, который имел привычку постоянно спрашивать советы у Господа, и, может быть, не так часто у Ахитофела.  Может он надеялся, что с приходом к власти Авессалома, он, с учетом своей роли в перевороте, мудрости и авторитета, займет более достойную позицию при дворце царя и станет фактическим правителем Иудеи, умело подсказывая Авессалому как управлять царством. Может была еще какая причина, но факт остается фактом, Ахитофел стал правой рукой Авессалома и уверенно направлял все действия заговорщиков.
Когда Давид узнал, что Ахитофел находится в одном стане с мятежниками, он немедленно стал просить Бога, чтобы Он разрушил совет Ахитофела, ибо Давид хорошо знал цену его советов. «И сказал Давид: Господи! Разрушь совет Ахитофела» 2-я Цар. 15:31.
Развязка этой истории весьма трагична. Авессалом, собрав военный совет из начальников и старейшин, спросил совета у Ахитофела – что нам делать?  Ахитофел дал ему верный совет, который непременно погубил бы царя Давида. Но Богу было угодно через Хусию разрушить лучший совет Ахитофела и действия заговорщиков были направлены в неверное русло.  Это спасло Давида и он, после непродолжительной войны и гибели Авессалома, возвращается в Иерусалим.  Но что же случилось с Ахитофелом?  Он кончает свою жизнь самоубийством.
  У Ахитофела была высочайшая мудрость и беспрекословный авторитет, но сердце Ахитофела было поражено гордостью и тщеславием и это погубило его. Он не смог пережить в себе унижения, что его совету предпочли совет другого человека, а его совет посчитали худшим. Это привело его к решению покончить свою жизнь самоубийством. «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер, и был погребен в гробе отца своего» 2-я Цар. 17:23.
Два примера из Библии показыли нам представителей двух противоположных миров. В первом примере мы увидели представителя духовного мира, во втором – представителя земли. У обоих была высочайшая мудрость, но увы, тщеславие и гордость погубили их обоих. 
В 26-й главе 2-й Книги Паралипоменон записана интересная история о Иудейском царе Озии, в которой есть нечто поучительное, на что я также хочу обратить внимание.   
Господь весьма благословил Озию и даровал ему довольно длительное время успешно управлять Иудеейским царством. С помощью Божией Озия смирил своих врагов, расширил и укрепил границы Иудеи, построил новые города, укрепил столицу Иудейского царства город Иерусалим, построил оросительные системы, башни и водоемы в пустынях и т.д. Во время царствования Озии в стране необычайно расцвело земледелие, скотоводство и несомненно, что благосостояние всей нации было на высоком уровне. У Озии была хорошо обученная и прекрасно экипированная армия, для которой он лично изобретал различные военные машины и приспособления, размещая их в специальных башнях и на углах укрепленных мест. Это были уже своеобразные прототипы современной артиллерии, которые метали на врагов большие камни и стрелы.
 Если бы это случилось сегодня, то на современном языке об Озии писали бы так: «При президенте Озии развитие экономики в стране достигло высочайшего уровня за последние пятьдесят лет». Газеты и журналы пестрели бы сенсационными репортажами о новом экономическом чуде и превозносили бы президента и кабинет правительства за их замечательные достижения в менежменте страны. Организация Объединенных Наций направляла бы к Озии делегации из отстающих стран перенимать их передовой опыт и, может быть, присудили бы ему Нобелевскую Премию за его заслуги перед человечеством.  Ученые экономисты написали бы кучу книг и диссертаций, расписывая во всех деталях каждый шаг развития отраслей промышленности и сельского хозяйства страны, с жаром доказывая преимущества его методов хозяйствования и т.д. и т.п.
Но Озии для достижения такого успеха необходимо было только одно. И это определяло все.  Пока у Озии был страх Божий и он делал угодное в очах Божиих, прибегая к Богу за руководством и советом, у него все было хорошо. Благопроцветание его царства было обеспеченно. «И делал Озия угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его; и прибегал он Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог» 2Пар.26:4-5.
  В этих стихах мы встретили также имя человека, благодаря усилиям которого во многом определялось благополучие всей страны, ибо он направлял пути царя Озии в правильном направлении и был для него настоящим духовным отцом и наставником.
О личности Захарии достоверных сведений не сохранилось. По-видимому, он был ближайшим советником царя и священником, потому что поучал царя страху Божию.  Несомненно, что он имел высокий авторитет в глазах царя и всего народа, поскольку Озии не зазорно было советоваться с Захарием и следовать его советам. Возможно, что Захария был сподвижником пророка Исаии (Ис.8:2).
Таким образом, после пятидесяти лет царствования у Озии все было просто великолепно.  Он находился во главе мощного, экономически процветающего и стабильного государства, слава о котором пронеслась далеко по пределам земли и Озия с довольством смотрел на достигнутое, видя в нем гарантию завтрашнего дня и безоблачное будущее.
Но вот в 16-м стихе мы читаем, что неожиданно благоденствию Озии пришел бесславный конец: «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом...»
Опять мы встречаем здесь ту же самую причину, которая погубила уже очень многих.  Погубила она и великого царя Озию.  Та же самая схема падения: «Когда Озия сделался силен – возгордилось его сердце – он решился на беззаконие – сделался преступником пред Господом – это стало причиной его погибели».
Мы видим, что ни экономическая стабильность, ни военная мощь, ни накопленный опыт, ни слава и богатство не спасли царя Озию. Как только возгордилось его сердце – пришла его погибель.  Это непреложный духовный закон.
В притчах  мудреца Соломона есть такое предупреждение всем гордецам: «Погибели предшествует гордость, и падению надменность» Пр.16:19-18.
 «Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость» Пр.11:2.
 Апостолы Иаков и Петр пишут: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак.4:6. и 1Пет.5:5.
Из печального примера кончины Иудейского царя Озии мы еще раз убеждаемся в том, что Слово Божие истинно и непреложно.  Подобных печальных примеров в истории земли очень много, поскольку эта проблема давно инфицировала все слои нашего общества и продолжает воспалять сердца человеческие своим неугасимым пламенем.
Мы находим проявления этой проблемы даже в среде учеников Иисуса Христа.  В двадцатой главе Евангелия от Матфея записана история, как однажды к Иисусу Христу вместе со своими сыновьями подошла мать Иакова и Иоанна и стала ходатайствовать за них, пытаясь зарезервировать им лучшие места в Царстве Божием. Хотела она всего ничего, а только чтобы ее сыновья сидели там рядом с Иисусом Христом, один по правую сторону, а другой по левую.  Вначале Господь мягко пытался остудить их горячие головы, говоря: «Не знаете, чего вы просите...», но это не помогло, желание быть большими ослепило их и они всерьез настроились довести дело до победного конца.  Тогда Иисусу Христу пришлось отрезвить их словами, что это находится не в Его власти и только Отец Небесный будет решать этот вопрос. 
Остальные десять учеников, услышавши об этом, были глубоко возмущены таким вероломным поступком матери и сыновей Зеведеевых, но по всей видимости такие же мысли волновали их всех.  Это мы видим из того, как немного позже, уже находясь на пасхальной вечере, между учениками опять завязался старый спор именно о том, кто из них должен почитаться большим.  Тогда Иисусу Христу пришлось повторить слова, которые Он говорил им всего за несколько дней перед этим, когда к Нему подошли мать и сыновья Зеведеевы.  Он повторяет им величайшую истину, которая впоследствии ляжет в основу общения всех христиан, истину, которая будет изумлять мир своей правотой и непобедимостью, своей жертвенностью и любовью.  На этот раз Господь преподал им урок, который они запомнили на всю жизнь. 
Давайте мысленно перенесемся через толщу столетий, вместе с учениками Иисуса Хриса зайдем в горницу и понаблюдаем, что происходило там в ту памятную ночь, когда ученики со своим Учителем собрались в ней для проведения пасхальной вечери. 
Придя в горницу и расположившись в ней поудобней, ученики вдруг столкнулись с фактом, что никто не предложил им омовения ног.  Они и ранее сталкивались с такой проблемой и Христос обычно не придавал этому большого значения, но на таком значительном событии, как пасхальная вечеря, этот обычай должен быть непременно исполнен.  Этого требовал закон. Обычно омовение ног предлагал хозяин дома или это делали его слуги, но здесь Господь и ученики были предоставлены самим себе. Таким образом, мы можем предположить, что горница, в которой совершалась вечеря, находилась в стороне от основного хозяйского дома, или хозяин также был занят проведением пасхального ужина на своей половине. 
Тот факт, что Господь послал Петра и Иоанна пойти и приготовить им пасху заранее, также подтверждает нашу догадку, что Христу и ученикам надо было самим позаботиться о всем остальном, кроме горницы. Мы можем предположить еще, что хозяин этого дома был не особенно богат, чтобы позволить себе содержать слуг или были другие причины, но факт остается фактом, омовения ног им никто не предложил и ученики должны были решить проблему: кто будет омывать им ноги? 
Поскольку на Востоке обычно этим делом занимались слуги, то в сердцах учеников большим вопросом стало искушение: а кто из них меньший?  Никто из них не хотел с этим соглашаться, потому что из этого следовало, что именно тому, кто в конце концов признает себя меньшим и надлежало делать эту унизительную процедуру.
Как бы то ни было, но зайдя в горницу, они, не глядя друг на друга, упорно ждали, что кто-то из них все-таки должен будет встать и сделать это. Но кто?    В горнице воцарилось тягостное молчание и только время от времени кто-либо из учеников из-подлобья бросал косой взгляд на своих товарищей и опять отводил его в сторону. Каждый считал себя большим. Попробуем на несколько минут представить себе течение их мыслей.
 Иуда Искариот был единственный Иудей среди всех остальных учеников Иисуса Христа.  Кроме этого, он был еще и казначей, поэтому он мог думать так: «Ну неужели эти Галилеяне совсем потеряли совесть?  Ну неужели они думают, что я, Иудей, сейчас начну омывать ноги Галилеянам?  Кроме того, я не просто ученик, но и казначей!» 
Как известно, что Иудеи, живущие в Иудее, считали себя более высшими по сравнению с Галилейскими Иудеями и вот почему. В Галилейских городах и селениях проживало много язычников и правоверные Иудеи по этой причине считали всех Галилеян нечистыми.  Кроме того, Иуда, уже решивший предать Учителя, по-видимому не сильно был расположен и ко всем присутствующим, а тем более омывать им ноги.
Петр и Андрей наверное думали, что поскольку Иисус Христос призвал их раньше всех других учеников, то они по праву заслуживают статуса первых учеников и что-что, а омывать ноги тем, кто пришли в ученики позже, им просто не к лицу.
Следом за Петром и Андреем Христос призвал сыновей Зеведеевых – Иакова и Иоанна; видимо и они, в свою очередь, также претендовали на первые места. Так и остальные ученики, каждый по своему, находили для себя достаточно веских причин для более высокой позиции.  Может быть многие косились на Иоанна, резонно полагая, что именно ему, как самому молодому, было бы к лицу послужить своим старшим товарищам.  Как бы то ни было, но никто не хотел уступать.  Между учениками явно назревал конфликт и, по-видимому, только присутствие Учителя сдерживало переполнявшее их сердца негодование. 
В этот момент Господь встал со Своего места и молча вышел из горницы.  Разгоряченные своими мыслями ученики не придали этому значения, мало ли по какой причине Учитель вышел за двери.  Но как только дверь за Ним закрылась, чувства, переполнявшие учеников, выплеснулись наружу и в горнице загорелся их давний спор – кто их них больше? (Лук. 22:24.)  На этот раз спор принял уже более резкие формы, ибо кому-то надо было идти на конкретное унижение, омыть всем ноги, а это означало, что отныне и навсегда этот человек будет считаться в их обществе на позиции низшего. Сознание этого факта побуждало каждого из них быть твердым как камень.
Таким образом, начало пасхальной вечери не предвещало ничего хорошего и диавол был уже очень близок к успеху в своем намерении отравить атмосферу любви и единства на последнем общении Господа со Своими учениками.  Со своего векового опыта диавол хорошо знал, как трудно потушить загоревшийся огонь тщеславия и гордости в сердцах человеческих и уже потирал руки от радости, видя, как все Апостолы, забыв обо всем, опять подняли горячий спор: кто из них больше?
Возмущение и негодование возрастали с каждым мгновением. В горнице слышались разгоряченные голоса, сверкали возмущенные глаза, у каждого находились веские доводы к оправданию и вдруг, в самый разгар спора открывается дверь и... все присутствующие там остолбенели.  В горнице воцарилась мертвая тишина.  Ученики ожидали увидеть все, что угодно, но только не это.  Они видят в дверном проеме входящего Господа.  Но что это!?  О ужас!  Они видят Его без верхней одежды, препоясанного полотенцем и держащего в Своих руках чашу с водой для омовения ног. 
Ни слова не говоря, Он подходит к ближайшему ученику и присевши на Свои склоненные колена, Господь спокойно омыл его ноги.  Затем Он перешел к следующему и так далее, одному за другим Господь омывал им ноги, тщательно вытирая их перекинутым через плечо полотенцем. 
Слова, казалось, застыли в устах Апостолов. Но огонь стыда и раскаяния, заливавший краской поникшие и смущенные лица учеников, беспощадным пламенем выжигал в их сердцах ядовитую поросль гордости и тщеславия, бурно колосившиеся там еще несколько мгновений назад и которые диавол так старательно выращивал, намереваясь погубить благовестие Евангелия в самом зародыше. 
 Какими ничтожными и жалкими вдруг показались им все их доводы, претензии, обиды, притязания, амбиции, достоинства...  Так, в полной тишине, Господь подошел и к Петру.  Когда Господь, склонившись, прикоснулся к его ногам, сердце Петра не выдержало и он, уклоняя ноги от умывальной чаши, первым нарушил молчание, сказав глухим голосом: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?...» (Иоан. 13:6.)
Невозможно описать словами то, что пережили Апостолы за эти короткие минуты, которые показались им вечностью, втечении которых их Учитель препо-давал им Свой последний урок на земле. Но этого времени было достаточно, что-бы раскаяние, как каленным железом, навсегда очистило их души от этого порока и сделало их способными к восприятию последней заповеди Господа, которую Он   заповедывал им в этот вечер. Со слезами на глазах они слушали своего Господа и семена Божественной истины ложились уже на добрую, очищенную почву.
Евангелист Иоанн, по всей видимости, особенно сильно был впечатлен этим событием, поэтому он так подробно описал последнюю вечерю Господа с учениками, посвятив этому целых пять глав.  Я уверен, что именно в тот последний вечер Иоанн стал Апостолом любви, впитав в себя бесценные слова завещания, услышанные от Господа, ибо Господь действительно говорил Своим ученикам в этот вечер не что иное, как завещание, ибо завещание обычно делается перед смертью, а это были последние слова нашего Господа к ученикам, перед Его страданиями.  Они записаны в Евангелии от  Иоанна с 13-й и до 18-й главах.  Апостолы запомнили этот урок на всю жизнь...
Прочитывая Евангелия мы видим, что эта проблема давно уже подтачивала сердца учеников Господа. Диавол старательно обрабатывал самолюбие Апостолов, планируя посеять раздор и поссорить их между собой, зная, какую разрушительную силу скрывают в себе гордость и тщеславие.
В 9-й главе Евангелия от Марка мы читаем как Христос, вскоре после возвращения с горы преображения, пошел с учениками в Галилейский город Капернаум.  В это время тучи над головой нашего Господа уже стали сгущаться и Ему приходилось совершать путешествия с большими предосторожностями. 
Поскольку все ученики Иисуса Христа, кроме Иуды Искариота были Галилеяне, Христос решил идти в Капернаум отдельно от них, справедливо полагая, что по причине того, что Его учеников там прекрасно знали, приход Господа в Галилею был бы обнаружен раньше времени. Путешествуя таким образом, они благополучно прибыли в Капернаум.
Но пока ученики, отдельно от Господа, шли по направлению к Капернауму, в их головы впервые пришла мысль: кто же из них больше?  Несомненно, что такой щепетильный вопрос нельза было решить за одну минуту и, по-видимому, всю дорогу они только и делали, что спорили об этом вопросе.  Мы находим подтверждение этому предположению в том, что когда, по приходу в Капернаум, Христос вдруг задал им вопрос: «О чем дорогою вы рассуждали между собою?» (Мар.9:33) (Лук.9:46)  Этот вопрос поверг учеников в молчание.  Отвечать было нечего.  Или надо было признаваться, что всю дорогу они спорили между собою кто из них больше, или молчать.  Если ученики рассуждали бы еще о чем-либо другом, они с радостью сказали бы это Господу, но увы, отвечать было нечего и они молчали. 
Понимая всю серьезность зародившейся проблемы, Христос дает им наставление, подтверждая его наглядным примером. Он берет ребенка и, поставив его перед ними, говорит величайшую истину Евангелия: «...ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик» Лук.9:48.
К сожалению, эта проблема оказалась весьма живучей и Христу приходилось при каждом удобном случае напоминать ученикам, что смысл Его учения заключается не в том, чтобы достичь превосходства над другими людьми, но действительно великим будет тот, кто сумеет через унижение и смирение победить все обстоятельства жизни.  На многочисленных примерах из жизни Господь не уставал учить их этой истине, терпеливо ожидая, что Его усилия принесут свои плоды. 
Однажды, обиженные и разгневанные Апостолы загорелись желанием отомстить своим обидчикам за досадное унижение, когда жители одного Самарянского селения прогнали их прочь, не пожелав принять у себя Господа.  Не привыкнув еще переносить унижения, они всерьез вознамерились спалить их селение огнем с неба, чтобы впредь никому повадно не было так обижать учеников и Учителя.
Но Христос, смотря на их разгоряченные лица и возмущенные глаза, молча качал головой, скорбя в глубине сердца о том, как трудно семена Его учения прививаются в огрубелых плотских сердцах человеков: «Не знаете, какого вы духа», – сказал Он наконец и запретил им даже думать об этом, говоря: «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» Лук.9:51-56.
Сидя в доме у одного из начальников фарисейских, и увидев, как приглашенные гости первыми старались занять самые почетные места, Господь привел им притчу о том, что всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лук.14:7-11)
Множество исцеленных людей слышали от Господа одни и те же слова: Не говорите об этом никому. (Мат.8:2-4) (Мат.9:27-30) (Мар.7:32-36) (Лук.8:41-56)
Однажды ученики задали Ему вопрос, а кто будет большим в Царстве Небесном? Христос, опять подозвав ребенка, говорит им, если кто умалится, как это дитя, тот и будет большим в Царстве Небесном (Мат.18:1-4).
Выше мы уже читали о матери и сыновьях Зеведеевых и о великой победе Христа на тайной вечере.  Сопоставляя эти и многие другие места Писания, мы видим, что Господь неуклонно учит нас всех одной особенной Евангельской истине: Итак, кто хочет быть большим, научись быть слугою. Отсюда, по-видимому, идут корни того, что в наших церквах братьев, посвящающих себя труду на ниве Господней, называют служителями.
Пророк Исаия, за много столетий до рождения Мессии, пророчески предсказывает в чем будет проявляться сила Божия, когда Божий Посланник посетит нашу землю.  Мы читаем в 53-й главе: «...нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его...»
В Деянии Апостолов мы читаем о Христе: «В уничижении Его суд Его совершился,...» Д.А.8:33.
Во втором Послании к Коринфянам мы читаем, что: «Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силой Божией; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас» 2Кор.13:4. 
После тайной вечери Апостолы хорошо усвоили эту истину и нигде, ни в одном послании, мы не находим уже даже намека на их прежние амбиции. Вопрос – кто больше? навсегда остался в прошлом и не волновал более сердца Апостолов.  В их посланиях мы находим теперь множество замечательных наставлений, научающих всех последователей Христовых, что сила Божия проявляется не в гордом величии земных царей, не в пышности помпезных богослужений, не в грубой силе солдатских штыков, а в немощи, в сокрушенном и умаленном сердце отображается Господь и совершает то, что Ему угодно.
Среди множества Библейских примеров я хочу еще остановить ваше внимание на одном случае из жизни Апостола Павла.  Описание этого события мы находим в 16-й главе Книги Деяния Апостолов.   
Павел и Сила по влечению Духа Святого впервые попадают в Македонский город Филиппы.  Начало их труда было довольно скромным.  На протяжении многих дней проповеди Евангелия в этом городе всего несколько человек обратились к Богу и на этом пока все остановилось.  Вдруг случается совершенно непредвиденное событие и они попадают в темницу.  Будучи однако вполне уверенными в том, что без воли Божией с ними ничего не может случиться, Павел и Сила, не теряя присутствия духа, продолжают борьбу.  Они молятся и прославляют Бога.  В эту же ночь пришло чудесное избавление, благодаря которому  в языческом городе Филиппы родилась замечательная церковь, принесшая впоследствии много радости и поддержки в служении Апостола Павла.
Размышляя над этой историей, я хотел бы обратить наше внимание на такую деталь.  Апостол Павел имел Римское гражданство.  Это давало ему большое преимущество перед другими Апостолами, если бы он, путешествуя по языческим странам с проповедью Евангелия, захотел этим воспользоваться.  Но мы видим, что Апостол Павел предпочел быть скромным и простым благовестником.  Он старается работать своими руками и даже не намекает окружающим, что он является Римским гражданином. Однажды только, будучи в Иерусалиме, за несколько секунд до начала бичевания, он сказал об этом Римскому сотнику и потребовал суда кесаря, благодаря чему он и попадает впоследствии в Рим.
Вся Македония была подвластной Риму провинцией и я думаю, что у Апостола Павла могло быть искушение по прибытию в Филиппы придти прямо к городским властям и с важностью представиться, что в ваш город прибыл гражданин Рима.  Несомненно, в таком случае городские власти отнеслись бы к нему с особым уважением и вниманием.  Возможно его, как важную персону, приглашали бы в богатые и известные дома, устраивали в его честь приемы, познакомили бы Павла с достопримечательностями города и окрестностей, рассказали бы ему о дальнейших планах развития своего города, посадили бы его вместе с самыми известными гражданами, возможно, что они послушали его свидетельство о Господе, и предоставили бы ему возможность говорить к народу на городской площади и даже поставили бы отряд воинов охранять дорогого гостя и, может быть, кто-то и покаялся бы от его проповеди и т.д.
Но у Апостола Павла, в таком случае, незаметно стала бы вызревать мысль:  Да..., а все-таки хорошо, что я и христианин и Римский гражданин.  Мне все двери открыты.  Иди куда хочешь, везде тебе почет и уважение.  Проповедуй себе на здоровье. 
Далее, это сравнение могло бы быть еще более контрастным и стали бы появляться мысли о том, что Римским гражданином быть даже выгоднее, чем христианином, что для проповеди не обязательно иметь много силы Божией, если есть Римское гражданство и т.п.  Таким образом, диавол постепенно уводит мысли человеческие от Христа, обесценивая Христа и христианство прежде всего в глазах самого человека, а затем ему нетрудно окончательно разрушить веру в Господа в таком сердце.
Давайте зададим вопрос: чтобы произошло на вечере, если бы Христос поступил там как-нибудь иначе?  Представим себе, что Христос, вернувшись в горницу и застав учеников, занятых тем же старым спором (кто больше), взял бы и отругал их как следует или даже побил их палкой, как обычно учителя тех времен били своих учеников за непослушание. Затем заставил бы кого-нибудь из учеников омыть всем ноги и т.д. 
Скажите, в таком случае была бы там одержана победа?  Да.  Но победил бы диавол. А в сердцах учеников этот вопрос так и оставался бы больной занозой до конца их жизни и в дальнейшем обязательно послужил бы причиной для их разделения.  Каждый Апостол наверняка постарался бы собрать свою церковь, где именно он был бы и старшим и большим.  Но что было бы с делом Божиим?  Как долго смогла бы устоять такая церковь, если пасторы и служители продолжали бы заниматься в ней выяснением вопроса, кто больше?
Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном... Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» Рим.8:5-8.
Плотскими ли помышлениями руководствовался Христос, омывая ноги ученикам? Нет. Через Свое унижение, Он открыл путь силе Божией, которая выжгла буйную поросль тщеславия и гордости в плотских помышлениях учеников.
Духовные ли помышления были у Апостолов в этот момент? Нет. Это были сугубо плотские желания, о которых мы прочитали выше, что этим никак нельзя угодить Богу.
Угодил ли Богу Христос, когда Он, унизившись, омывал ноги ученикам? Конечно угодил. Ибо через Его унижение Бог одержал там великую победу.
Апостол Павел хорошо усвоил эту истину, он пишет Коринфской церкви: «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» 2Кор. 11:30.
Павел постоянно подчеркивает в своих посланиях эту ключевую мысль и строго держится этого золотого правила, зная, что здесь заключается успех его служения и непременное условие для проявления силы Божией.  Далее, он опять подчеркивает: «...собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» 2Кор. 12:5.
В девятом стихе этой главы Павел пишет, что однажды Сам Господь открыл ему это: «Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» 2Кор.12:9.
Апостол Павел свидетельствует Коринфянам о чудесных потоках  благодати и мира, которые посылает Господь тем, кто соблюдает себя согласно этой заповеди, что благодаря этому откровению ему открылись неиссякаемые источники небесных благословений и силы Божией, освободившие его от многих забот и переживаний. «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в  нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» 2Кор.12:10.
Павел пишет об удивительном духовном законе, который приводит в изумление всех, кто соприкасается с благодатью Божией, получаемой через этот закон, ибо как только человек в смирении и немощи во всем готов дать первенство Господу, то Сам Христос делается нашей премудростью от Бога, и праведностью, и освящением, и искуплением. 
 «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделал-ся для вас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтоб было, как написано: хвалящийся хвались Господом» 1Кор. 1:25-31. 
Поэтому для Господа и успеха служения совершенно безразлично богатый ты или бедный, сильный ты по плоти или слабый, знатный ты или простой, раб ты или вельможа. Всеобъемлющая благодать Господа покрывает всех и в немощи человеческой посрамляет мудрецов века сего, посрамляет значущее и великое мира сего, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.


                Часть 2

Мир, в котором мы живем, утверждается физической силой и страхом. Чем больше силы, тем больше страха! Основание мирового порядка, держащего народы в повиновении – это страх наказания, поэтому образ мира сего – это физическая сила, поражающая тело. Чем больше силы, тем лучше! Чем больше мускулы, тем лучше! Чем больше армия, тем лучше!  Чем больше оружия, тем лучше! Чем страшнее оружие, тем лучше! Современные военные эксперты говорят, в мире сегодня заготовленно столько оружия, что его хватит уничтожить все живое на земле несколько десятков раз подряд. С оттенком иронии Билли Грэмм в своей проповеди однажды отметил, что нынешние мировые политики похожи на группу мальчишек, которые собрались в одной комнате и стоя по колено в бензине спорят друг с другом, у кого в кармане больше спичек. В этих словах есть горькая правда.
Но Господь наш не претендует на земные царства и нашим земным владыкам нечего опасаться за свои хрупкие троны, ибо Он Сам сказал, что «царство Мое не от мира сего».  Апостол Павел пишет нам, что: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу...» Рим. 14:17. Поэтому и методы борьбы у Господа совершенно не те, которыми завоевывают царства великие мира сего, но сила благовестия проявляется в немощи. 
Мир и радость во Святом Духе нельзя дать людям через солдатский полк, завоевавший город.  Мир и радость во Святом Духе нельзя дать через полицейские дубинки и патрулей «ОМОНА», ни через атомный гриб, ни через взрывы террористов...
По этой причине воинов Иисуса Христа невозможно победить земными средствами, ибо они не претендуют ни на что земное.  Их не интересуют богатства человека, ибо они одинакого любят и вельможу и нищего. Их не интересует слава и почести человеческие, ибо их царство не от мира сего.  Их невозможно поработить, ибо они чувствуют себя свободными даже в крепчайших застенках.  Их невозможно устрашить, ибо их любовь побеждает любой страх.  Их невозможно обидеть, ибо они не ищут своего.  Их невозможно унизить, ибо любое унижение они принимают с радостью.  Их невозможно соблазнить грехом, ибо они мертвы для греха.  Они не боятся убивающих тело, ибо любят своих врагов, зная, что ведут брань не против плоти и крови, но спасают от вечной погибели бессмертную душу человеческую.
Так научил их Господь и Учитель, показавший им пример Своей жизни, как в немощи, силою Божией совершаются великие победы.  Ибо Сам Господь, придя на землю, приняв образ раба, встал тем самым на самую низшую ступень шкалы человеческой иерархии. Но далее, будучи в образе самого бесправного человека на земле, Господь через смирение, через терпение, через унижение, через послушание, через веру и молитву открывал для Себя каналы небесных источников и побеждал не Своим божественным естеством, но получаемой через эти источники силой Божией. 
Когда утомленные от дневных походов ученики ложились спать, Господь часто уходил на гору и ночи напролет проводил в молитвах не потому, что у Него была бессонница, а потому, что Он очень нуждался в подкреплении свыше. Господь указал нам путь не сладкозвучными теоретическими умозаключениями и трактатами, но Он Сам встал на этот путь и прошел его от начала и до конца.
И теперь во веки вечные ни один человек не может упрекнуть Бога, что в своей земной жизни он не родился сильным, богатым, красивым, умным, талантливым, удачливым и потому он не смог достичь спасения... Нет, Провидение Всевышнего приготовило людям такой путь, на котором и самый неопытный пойдет и не заблудится.   
В нашей современной жизни мало что изменилось, но напротив, благодаря стремительному взлету технического прогресса и цивилизации, культ гордости стал еще более многообразным и привлекательным.  Фантастические возможности современной рекламы чрезвычайно расширили диапазон пропаганды и влияния этой древнейшей проблемы на человека. 
Хочу обратить внимание на такую особенность наших дней.  Сегодня демонов открыто рекламируют миру. Их показывают в кино, в мультфильмах, в журналах, множество детских игрушек являются точной копией демонов, разнообразные маски, костюмы уже готовые продаются в магазинах, есть даже детские журнальчики для раскрашивания и т.п.  Многие известные персонажи современных популярных телепередач, сериалов имеют откровенную демоническую подоплеку и направление.
В связи с этим, сегодня очень наглядно вырисовываются контуры древнейшей демонической традиции культа силы, которая напрямую связана с гордостью.  Глядя на их бесчисленные образы, наводнившие мир, обратите внимание как все они выглядят внушительно и грозно. Один больше другого, один страшнее другого, накачанные до уродливости мышцы, свирепые лица, нет даже и признака добра или сострадания, они безжалости, не колеблясь убивают и крушат все вокруг, побеждает тот, у кого больше силы, у кого страшнее оружие, у кого больше хитрости и коварства, кто более изобретателен на зло и т.д. 
В конце многих современных фильмов положительные герои часто побеж-дают зло. Это создает иллюзию, что мы просмотрели хороший фильм и добро по-бедило. Но добро победило теми же методами, что и злые персонажи. Добрые по-бедили злых или еще большей силой, или более совершенным оружием и это вполне устраивает диавола, поскольку сама идея, что сила побеждается большей силой, что зло можно остановить, но только еще большим злом, полностью соот-ветствует его мировозрению.Таким образом, эта идея вместе с образами положи-тельных героев постепенно укореняется в сознании людей. – «Да, зло можно по-беждать и нужно! Только для этого его надобно в ответ стукнуть по макушке сильнее, чем оно тебя бьет, и все будет хорошо!»   
Эта диавольская ловушка стара как этот мир. Сегодня, благодаря усилиям рекламы, она зацвела пышным цветом, обретая новые краски и образы, но суть ее остается прежней, поскольку в ее основе лежат сила, гордость и тщеславие, корни которых уходят в мглу тысячелетий и достигают глубин преисподнего ада, места обитания всех демонов.
Учение Господне открывает нам, что как бы ни был силен человек физически, он никогда не сможет победить ею зло в сердце человека. Диаволу очень хочется, чтобы христиане боролись с ним его же методами, посредством силы. Это его стихия и он знает, как только человек начинает бороться с ним своей силой, человек обречен на поражение, ибо в таком случае мы лишаемся поддержки от Господа и диавол легко одерживает над нами верх. 
Сегодня эта традиция обрела необычайную популярность среди молодежи.  Повальное увлечение молодыми людьми занятиями в многочисленных спорт-клубах активно пропагандируется рекламой как здоровый образ жизни, как эталон молодости и здоровья.
Придя в такой клуб, (большинство из них работают круглосуточно) вы увидите там настоящий рай для вашего тела.  Всевозможные снаряды и приспособления для физических упражнений, сауны, бассейны, тренированные специалисты, музыка, все направлено на то, чтобы создать вам максимум удобств и удовольствий, чтобы вы, придя в клуб усталые, вышли из него помолодевшие и жизнерадостные.
Практически любому молодому человеку не чуждо желание иметь развитые мышцы, красивую фигуру, хорошее телосложение, это желание в известной мере естественно и понятно.  Когда оно не переходит разумных пределов, необходимых для здоровья – это похвальная забота, особенно если подкрепляется еще и здоровым образом жизни, отказом от никотина, алкоголя, наркотиков и т.п.
Но когда, под влиянием рекламы или других факторов, у молодого человека загорается желание удивлять окружающих своими мускулами, своим накачанным телом и рельефной фигурой, и он решает добиться этого во чтобы то ни стало, всеми доступными средствами, то такой человек может незаметно переступить запретную черту и попасть под влияние демонических традиций, цель которых привести человека к гордости.
Видя, что усилия, направленные на разжигание в сердцах молодежи желания стать кем-то особенным за счет накачанных мускулов, попадают на добрую почву, диавол предлагает им свою помощь в достижении этой цели.  Зачем вам тратить долгие годы жизни на усиленные тренировки, развивая мускулы естественными методами, когда можно достичь вожделенных результатов более кратким путем.  Для этого вам надо просто регулярно принимать специальные коктейли, порошки, жидкости, насыщенные протеином и прочими компонентами, которые обеспечат вам быстрый рост мышц в рекордно короткие сроки и без особых усилий.
Через употребление таких препаратов в организме человека происходит сдвиг гормональных процессов, которые дают импульс усиленному росту клеток и быстрому увеличению мышечной массы.  Но последствия, к которым приводят эти препараты, довольно мало изучены, а на маркете появляются все новые и новые. Таким образом имеется уже довольно много тревожных сигналов, предупреждающие нас, что это далеко не безобидные порошочки, но нечто более страшное и далеко идущее.
По этому поводу у нас состоялся разговор с Андреем М.  Ему чуть больше тридцати лет, у него прекрасная семья, жена, двое детей. На протяжении долгого времени он регулярно посещал спорт клуб. Пару лет назад Андрей решил испробовать предлагаемые рецепты для увеличения мускулатуры и закупил полный набор рекомендуемых для этой цели порошков. 
Буквально через неделю он заметил: что-то неладное стало происходить в его сознании. Особенно это выразилось в изменении восприятия окружающей среды, невидимые грани между хорошим и плохим перестали быть резкими, он стал более безразличен к некоторым проявлениям в своей жизни с одной стороны, а с другой стороны он стал замечать повышенную возбудимость из-за сущих пустяков. Андрей это выразил такими словами: «Я почувствовал, что я дурею и со мной что-то происходит не то». Слава Богу, что Андрей, будучи уже взрослым человеком, нашел в себе силы отказаться от этих порошков и его внутренний мир восстановился.
У нас есть свидетельства родителей, чьи дети превратились в маленьких домашних «демонов» после того, как стали употреблять эти препараты. 
«Наш шестнадцатилетний сын стал неузнаваемым, мы совершенно потеряли контроль над ним, он стал вспыльчивым, раздражительным, он может запалиться и устроить скандал из-за любой ерунды, в порывах злости он начинает бить стены дома кулаками, от удара его ноги в двери осталась дырка, он перестал понимать нас, за послушание мы уже забыли и у нас такое чувство, как-будто он специально все делает наоборот, на зло своим родителям и домашним.  Иногда мы даже видим, как на его глазах появляются слезы от досады, что его не понимают.  Мы видим, что с ним что-то происходит, но не в состоянии понять причину этой перемены.  У него стали очень плохие глаза, он смотрит на нас не так, как раньше.  Это какой-то чужой и неузнаваемо злой взгляд, как-будто мы все в чем-то виноваты пред ним.  Мы чувствуем, что теряем сына, но ничего не можем сделать...
 Сейчас мы вспоминаем, что началось это вскоре после того, как наш сын стал увлекаться в школе тяжелой атлетикой и посещать 24-х часовой спорт клуб.  Он обклеил все стены своей комнаты плакатами с портретами накачанных до неузнаваемости людей, с гордостью демонстрирующие свои мускулы, заставил всю полку в столе какими-то баночками и порошками и все свободное время таскает свои железяки.
Его перестала интересовать церковь, на молодежные общения он идет с большей неохотой и стал жить в каком-то другом мире, от которого страдает и он сам и вся наша семья...»  Родители другого молодого человека почти слово в слово повторили эту историю.
По этому вопросу я проконсультировался у биолога и он мне ответил следующее.  Во-первых, принимая внутрь стимуляторы роста, мы насыщаем ими весь организм.  Это приводит к усиленному росту мышц, которые получают нагрузку, но поскольку доставка гормонов роста к мышцам осуществляется через кровь, то следовательно ими пропитывается весь организм человека.  Поэтому бесконтрольный рост массы может получить любой орган вашего тела, включая головной мозг.  Последствия этого могут быть совершенно непредсказуемыми и они практически не изучены серьезными медицинскими институтами.  Эти порошки поступают в продажу чаще всего под маркой «пищевых добавок» и, таким образом, к этим препаратам не применяются требования, которые необходимы для допуска к производству лекарственных препаратов.
Смотря на эту проблему с христианской точки зрения, мы можем предположить следущее.  Поскольку эти разработки направлены на развитие прямопротивоположных принципов учению Господа, то логично будет сказать, что средства, ускоряющие рост мышц и подпитывающие человеческую гордыню, находятся под пристальным вниманием демонически сил. Совершенно очевидно, что идея создания таких препаратов ни в коем случае не может быть евангельской идеей, поскольку полностью противоречит чему нас учит Евангелие.  Об этом же говорят и свидетельства очевидцев.
Несомненно, что у диавола имеется много способов отвращать души от Господа и одним из них является возбуждение в человеке гордости и тщеславия через желание стать большим, накачивая свои мускулы.
В Евангелии от Матфея записана великая Нагорная Проповедь Иисуса Христа, в которой мы находим неисчерпаемый кладезь мудрости и истины.  Я хочу процитировать из нее один стих, научающий нас, как нам стать великими в Царстве Небесном: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» Мат.5:19.
Находясь на тайной вечере, Господь сказал Своим ученикам одну простую истину, как легко и безошибочно определить, любит ли кто из нас Господа. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» Иоан.14:15.
«...кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Не любящий Меня не соблюдает слов Моих...» Иоан.14:23-24.
Здесь мы находим в Писании замечательное руководство как стать великим в Царстве Небесном.  Если человек искренно любит Господа, то он соблюдает Его слово, тогда Сам Отец Небесный пребывает с ним вместе со Своим Сыном. Такой человек не может скрывать счастье этого общения, он научает этому других людей и это делает его великим в Царстве Небесном. 
Поэтому неудивительно, что диавол старается любой ценой зародить в человеке гордость.  По любой причине.  Кто-то гордится своей силой и красивыми мускулами, кто-то своей красотой, кто-то роскошным автомобилем, кто-то своим образованием и культурой, кто-то своими деньгами, кто-то своим родословием с примесью «голубой крови», кто-то местом жительства, кто-то своей работой и связями, кто-то своим положением в церкви или умением петь и говорить красивые про-поведи и т.д. и т.п.  Этот список можно продолжать до бесконечности, диаволу все равно по какой причине, главное, чтобы человек возгордился. В таком случае Бог становится в оппозицию к этому человеку, потому что Бог гордым противится, и диаволу тогда легко довести такого человека до падения.
Через пророка Исаию Бог открывает людям важнейшую истину: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» Ис.57:15. 
С помощью Господа сегодня мы смогли более пристально посмотреть на одно из самых древних ухищрений диавола, погубившее множество великих мужей земли.  Господь предупреждает нас всех об этой реальной опасности. «Чтобы не сделал нам ущерба сатана; ибо нам не безъизвестны его умыслы» «Кор.2:11.
Да сохранит нас всех Господь от гордости, которая рано или поздно приводит человека к падению. Заканчивая эту тему, я хочу предать вас, мой дорогой читатель, благодати Божией, молясь, чтобы прочитанное вами легло в добрую почву вашего сердца и принесло обильный плод в жизнь вечную.
На память оставляю вам замечательный стих из Послания Апостола Павла к Филиппийцам, в котором он суммирует эту величайшую истину Евангелия: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» Фил.2:3.    Аминь


Рецензии