Наша церковь
НАША ЦЕРКОВЬ
«В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора и Никанора, и Тимона и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» Д.А. 6:1-7.
Прочитанный отрывок из слова Божия дает прекрасный образец организации структуры церкви, следуя которой, первоапостольская церковь достигла прекрасных результатов. Как мы прочитали в заключительном стихе приведенного места Писания.
В настоящее время во многих церквах нашего братства в Америке, в России, и в других республиках мы видим несколько другую схему, чем ту, которую предлагают нам Апостолы. Практически все церковные проблемы, внешние и внутренние, и хозяйственные, и духовные, возложены на служителей церкви – пресвитеров и диаконов, которые имеют обязанность на правах служителей участвовать в работе церковных советов. Но эта обязанность поглощает драгоценное время служителей и у них практически не остается времени для духовной работы, той работы, к которой они призваны как служители и которая на самом деле является их первостепенной обязанностью и призванием: в первую очередь заботиться о слове Божием, а не пещись о столах. (Д.А. 6:2.)
Разборы различных спорных вопросов нарушают душевный мир у служителей, которые вследствии этого не могут, имея возбужденный, а порою и огорченный дух, полноценно заниматься словом Божиим, подготавливая проповеди для духовного возрастания и назидания церкви. Тем самым они обкрадывают и себя и церковь. Кроме этого, на церковных советах разбирается множество второстепенных вопросов, которые для большинства братьев – служителей являются просто тратой времени, поскольку они практически не участвуют в решении этих вопросов, но в силу того, что они члены совета, им необходимо присутствовать на этих заседаниях. Так, постепенно, наши служители превращаются в администраторов, которые все более и более отрываются от духовной жизни церкви.
Апостолы Христовы, усмотрев эту проблему в своей церкви, решили ее с мудростью Святого Духа просто и гениально: «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» Д.А.6:2-4.
Результат этого мудрого решения мы читаем далее в седьмом стихе: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» Д.А. 6:7.
Не это ли есть первостепенная задача каждой церкви на земле? Чтобы слово Божие росло. Чтобы число учеников весьма умножалось. Не так ли? Это стало потому, что каждый стал заниматься своим делом. Апостолы, пресвитера, диакона заботились о духовном росте церкви, а избранные церковью, изведанные, умудренные житейским опытом и Духом Святым братья заботились о делах житейских, без которых не может обойтись ни одна церковь – ни в Америке, ни в России. (Хозяйственник, кассир, бухгалтер, администратор, секретарь, школа, ревизионная комиссия и т.п.) Этим самым они освободили руки братьев – служителей от рутины административных забот и обязанностей для духовного служения. В этом главное – отделить духовное служение от материального.
Сегодня мы нередко сетуем, ну почему у наших служителей, порою, такие посредственные, серенькие проповеди, которые так мало назидают церковь? Почему на наших богослужениях сердца присутствующих так редко расплавляются силою слова Божия из уст служителей? Но роптать мы должны, увы, только на себя. Взвалив на плечи наших братьев – служителей исключительно всю церковную работу, мы сидим в роли потребителей и ждем, когда нам преподнесут калорийную духовную пищу. Но силы братьев не беспредельны и они просто физически не успевают все охватить. Это не успевали делать Апостолы и не удивительно, что это не успевают делать и наши современные служители. Кроме того, мы читаем в Послании Иакова, что: «до ревности любит дух, живущий в нас» Иак.4:5. Также и Христос учит нас, что человек не может служить двум господам, ибо одному станет угождать, а другому нерадеть. Так и этом случае, или брат становится хорошим администратором, но плохим служителем, или наоборот.
Об этом же говорят нам и простые примеры из истории человечества. Читая биографии великих людей, мы с удивлением узнаем, что многие из них были гигантами в каких-либо отраслях науки или искусства, но были порою совершенно беспомощны и беззащитны как дети в простых житейских вопросах.
Поэтому, нам следует дорожить нашими братьями, подвизающимися на раздаче духовного хлеба, и по примеру первоапостольской церкви предоставить им полную свободу именно в духовной жизни церкви, освободив их от участия в решениях каждодневных церковных вопросов и проблем, которым не бывает конца.
Следовательно, с учетом этого фактора, нам надлежит построить работу церковных советов по первоапостольскому принципу и прежде всего, по примеру Апостолов, отделить духовных служителей церкви для духовной работы, полностью освободив их от работы в советах. А для решения текущих церковных вопросов следует избрать из среды церкви (не служителей) изведанных, исполненных Духа Святого и мудрости братьев и поставить их на этот труд. Братья же, призванные раздавать в церкви хлеб духовный, по примеру Апостолов, должны постоянно пребывать в молитве и служении слова. (Д.А. 6:4)
Понятно, что в малочисленных общинах не всегда возможно применить в жизни это решение Апостолов. В таких общинах братья – служители в силу необходимости вынуждены нести на своих плечах и духовные и административно-хозяйственные нужды церкви, так как их просто некому делать. Но по мере возрастания общины, апостольский пример устроения церкви должен незамедлительно претворяться в жизнь. Возможно, что сразу не будет такой возможности для освобождения всех служителей, то следует освобождать их постепенно. По одному, по двое...
Такую расстановку сил в церкви рекомендуют нам наши братья Апостолы. Не может быть сомнений в том, что это существенно поднимет духовный уровень наших богослужебных собраний, потому что именно при такой постановке дела слово Божие стало расти и число учеников стало весьма умножаться.
До этого в Иерусалимской церкви умножался ропот, несмотря на то, что пресвитерами там были Апостолы. Из этого примера мы можем сделать логический вывод, что если не будет правильной организации внутренней жизни церкви, в наших церквах не будет полной гармонии, даже если нашими пресвитерами будут сами Апостолы. Так говорит нам Слово Божие.
В этом есть еще одна положительная и очень важная деталь. В настоящее время слово пресвитер как-то незаметно стало очень близким к слову «повелитель». К сожалению, мы не можем сегодня сказать, что в нашей среде уже нет братьев «любящих первенствовать», что у нас уже нет современных «диатрефов», для которых возможность первенствовать является основным стимулом для достижения в церкви должности диакона или пресвитера.
При наличии таких братьев в руководстве, церковь не может в полной мере использовать в труде на ниве Божией весь свой потенциал, потому что Дух Святой угашается, когда братья ищут своего, а не того, что Божие. И когда на проповедь или на совершение вечери выходит пресвитер или диакон, опаленный недавним разбором в совете какого-нибудь спорного дела или злоупотребивший своею властью, то многие члены церкви видят в таком служителе не учителя Слова Божия, достойного подражания, а судью неправедного. Понятно, что пользы от этой проповеди будет немного. В этом кроется еще одна причина, почему мы должны дорожить нашими служителями и стараться держать их как можно дальше от всего, что может повредить их духовной работе в церкви.
А также, у некоторых братьев, добивающихся этого служения с целью первенствования в церкви, интерес к этим должностям заметно охладеет, поскольку у них не будет более никакой возможности повелевать, а будет обязанность служить Господу и церкви, в чем и заключается истинное призвание каждого служителя. Все это будет способствовать тому, что ряды служителей будут пополняться только за счет искренне любящих Господа братьев, готовых именно служить, а не господствовать над народом Божиим и послужит естественным препятствием всем тем братьям, которые добиваются стать служителями, удовлетворяя свое тщеславие.
В заключении хочу добавить, что многие американские церкви имеют именни такую структуру управления церковной жизнью и Господь обильно благословляет их труд. Да благословит нас Бог с благодатью и мудростью Святого Духа устроять Церковь Его святую до пришествия дня Господня.
Свидетельство о публикации №219012900656